Что происходит с бизнесом после налоговой реформы

600

Налоговый кодекс еще будут неоднократно переписывать, считает генеральный директор аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева.
Украинские бухгалтеры и аудиторы выработали устойчивый иммунитет к постоянным изменениям в налоговом законодательстве страны. О последствиях внедрения Налогового кодекса, аудиторском бизнесе и применении новой упрощенной системы налогообложения в интервью "Делу" рассказала генеральный директор аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" и председатель правления Совета независимых аудиторов и бухгалтеров Елена Макеева.

Каковы итоги внедрения Налогового кодекса в действие?

В целом я оптимист, я вижу много положительного в Налоговом кодексе. Во-первых, кодификация налогового законодательства: вместо огромного количества законов у нас появился один структурированный документ. Во-вторых, произошло сближение бухгалтерского и налогового учета. И наконец, произошло общее снижение налоговых ставок.

Но есть и негатив: большое количество внесенных изменений в этот Налоговый кодекс. Это доказывает, что законодатель не смог написать этот документ качественно, без разночтений. На текущий момент это не конец, и изменений еще будет много.

Бухгалтеры не справляются с изучением изменений, многие еще не успели выучить Налоговый кодекс и понять его. Если говорить о молодых бухгалтерах, у них с этим проблем меньше, они достаточно быстро приспосабливаются к новым условиям, они активнее, энергичнее. А если говорить о бухгалтерах старшего поколения, то естественно, для них это сложно, им не хватает времени. Разумеется, сложно перестроиться, если ты долгое время работал по одному правилу, а ввели другое. Любое изменение приносит человеку дискомфорт. Естественно, многие остались без работы, сложно найти бухгалтера с высокими знаниями налогового законодательства.

Когда бухгалтеры смогут полностью приспособиться к новым условиям?

Я вижу, что многие бухгалтера уже успешно работают с новым налоговым законодательством. Паника была связана больше с эмоциями, что будут какие-то негативные изменения. У нас, у бухгалтеров, всегда очень много работы с документами, с отчетами. Не успеваешь сдать один отчет, как начинается другой. У нас уже начались годовые аудиты, и мы видим результаты: в большинстве случаев бухгалтера осознали все новшества и правильно их применяют.

А как обстоит ситуация в малом бизнесе, который не может себе позволить содержать в штате бухгалтера?

Еще до принятия закона об упрощенной системе на встрече с предпринимателями в большой аудитории я задала вопрос: кто прочитал изменения в кодекс относительно упрощенной системы? Из сорока человек лишь одна рука поднялась, и то предприниматель интересовался только новыми ставками единого налога. Частные предприниматели амбициозны, хотят заниматься исключительно собственным бизнесом, но при этом они не до конца осознают свою социальную ответственность. Они не хотят проанализировать, что для того чтобы стать на ступеньку выше и зарабатывать больше, нужно изначально что-то в себя вложить. У меня еще есть такое ощущение, что предприниматели всегда, как на тропе войны. Их первая реакция почти всегда оборонительная. На самом деле, когда разберутся, то понимают, что ничего плохого не случилось.

Может быть, как раз правильно ожидают в наших украинских реалиях?

На самом деле это плохо, когда ты ожидаешь от общества, от страны, от государства только негатива. Предпринимателю с таким настроением очень сложно будет построить бизнес. Хотя понятно: ошибки и просчеты правительства в отношениях с малым бизнесом и привели к такому состоянию, когда бизнес готов в любое время суток вставать и идти на майдан протестовать.

Я считаю, то, что сделало государство с принятием закона об упрощенной системе налогообложения — это огромный компромисс со стороны государства. Правительство могло бы этого и не делать — и бурной реакции со стороны предпринимателей не было бы, потому что вся эмоциональная составляющая уже прошла. Многие предприниматели успели приспособиться работать и с налоговыми ограничениями.

Обещали же пять лет налоговых каникул для малого бизнеса?

Они и заложены в Налоговом кодексе, просто там столько ограничений, что только 2-3 вида бизнеса остается, которые могут пользоваться налоговыми каникулами.

У меня есть с чем сравнить. Я начинала бизнес не с СПД, а сразу открывала общество с ограниченной ответственностью, потому что для меня важна была имиджевая составляющая. И без всяких льгот работала: платила налоги тогда и плачу сейчас, спустя восемь лет. С высоты этих лет в бизнесе я не могу сказать, что мне стало легче работать. Для того чтобы найти клиента, завоевать его, построить бизнес, нужно постоянно работать, и я не знаю, сколько нужно еще работать на имидж и когда имидж начнет работать на меня.

С 1 января заявления на регистрацию по новой упрощенной системе подали около полумиллиона предпринимателей. Помнится, в лучшие времена количество СПД доходило до миллиона. Сейчас осталась половина. В налоговой говорят, что люди переходят на общую систему. Целесообразно ли это?

Я не вижу, чтобы выгодно было быть на общей системе, но опять же, это зависит от бизнеса. Менталитет у многих предпринимателей такой: лучше вообще ничего не буду платить, чем платить 5%. А потом не хватает денег в бюджете на социальные выплаты и налоговая начинает придумывать различные меры для того, чтобы пополнить бюджет. К примеру, повышают акцизы, вводят ограничения. Или придумывают новые налоги.

… Или не возвращают компаниям НДС?

Проблема регистрации плательщиком НДС с каждым днем все хуже и хуже. Еще в октябре месяце получить свидетельство плательщика НДС в рамках закона можно было только через убеждение инспектора или руководителя налоговой в своих честных намерениях. После убеждений, что ты будешь платить НДС, свидетельство все-таки выдавали. Начиная с декабря все закончилось. Есть вообще ужасные случаи в нашей практике. Одна известная иностранная компания столкнулась с тем, что уже три месяца не может получить свидетельство плательщика НДС. Первый отказ, второй отказ в налоговой. Им объяснили, что это указание ГНС Украины, что формально им будут все равно отказывать. Руководителям налоговых органов объясняют, что иностранная компания не позволит себе каким-то незаконным образом оптимизировать налоги. Они хорошо понимают уровень своей ответственности. И все равно они не могут получить НДС.

Это, конечно же, парадокс. Страна, которая декларирует инвестиционную привлекательность, в элементарном получении НДС сама ставит преграды для иностранных инвесторов. И таких жалоб много. Под автоматическое возмещение НДС попадают только крупные компании, у которых, по сути, бизнес и так защищен. Малый и средний бизнес точно может и не рассчитывать на возмещение НДС.

При этом рапортуют, что возмещение НДС с начала года увеличилось в два раза…

Наши законодатели стараются сделать добро и для малого, и для крупного бизнеса. Если для малого и среднего бизнеса это пять лет налоговых каникул, то для крупного бизнеса — это автоматическое возмещение НДС. Но, общаясь с руководителями крупных предприятий, я понимаю, что очень мало кто этот НДС получает. Или есть разница в том, какая сумма НДС к возмещению задекларирована, и какую сумму реально возместили.

Также у многих иностранных компаний возникла проблема с учетом убытков. Те, кто инвестировали в бизнес, начиная с 2009 года, оказались в странном положении.

Да, Налоговый кодекс не запрещает формировать и отображать убытки прошлых периодов. Однако налоговые органы иначе трактуют нормы Налогового кодекса и издают налоговые консультации, в которых запрещают отображать убытки прошлых лет. В то же время глава комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики В.Хомутынник в своем разъяснении позволяет учитывать убытки прошлых периодов. Глупость. Это те меры, которые связаны с решением точечной проблемы — наполнением бюджета сегодня. Это тактические методы, которые применяет налоговая, для того чтобы выполнить планы, пополнить бюджет и показать хорошую статистику. Проходит время — это письмо налоговых органов либо отзывается, либо ему есть альтернативное, как с В. Хомутынником, либо начинают появляться судебные прецеденты. И само это тактическое действие теряет свою ценность. Потом придумывается еще что-то новое. А связано это с тем, что нет нормального прозрачного администрирования налогов. Почему-то одним компаниям дается одно налоговое разъяснение, и оно позволяет меньше платить налогов, а другим плательщикам налогов такое разъяснение не дается. Оказывается, что закон пишется один, но не для всех.

Я не могу сказать, сколько налогов платят крупные финансово-промышленные группы, но по моим ощущениям, они платят в бюджет намного меньше, чем средний бизнес, потому что у них есть какие-то особенные преференции. Либо их не проверяют, либо их особенно проверяют. Это неравенство приводит к тому, что бюджет в какой-то момент начинает страдать, плохая статистика, поэтому придумываются тактические методы. Страна давно живет в режиме такого ручного управления.

"Дело" направляло запрос в налоговую по поводу учета убытков, в ответ мы получили двухстраничный ответ с цитатами из законов.

Вода… Налоговой нужно вообще запретить давать какие-либо разъяснения. Кстати, кроме вопроса об убытках, в кодексе есть и другие коллизии. Из закона об упрощенной системе налогообложения четко не понять, регистрация плательщиком НДС для 3-4 группы при превышении 300 тыс. грн. — это право или обязанность. На сегодняшний день позиция налоговой состоит в том, что нужно зарегистрироваться плательщиком НДС и платить не 5%, а 3% единого налога плюс НДС. Это обязанность.

В то же время мы от общественной организации обратились в ГНС, и С.Лекарь нам дал разъяснение, что мы сами можем выбирать — 3-%-ный налог с НДС или 5% без НДС. То есть это наше право — выбирать систему налогообложения и быть ли плательщиком НДС. Вот вам и коллизия.

Почему бы сразу в законе не написать, что регистрация плательщиком НДС — это право?

А потому что снова спешили и не вычитали документ. Есть еще коллизия в законе об упрощенной системе налогообложения — запрещено заниматься аудитом частным предпринимателем на едином налоге. Вопрос задаем: что такое аудит? Бухгалтерский учет — это аудит? Налоговая отвечает: конечно, нет. Мы им рассказываем, что есть КВЭД, где бухучет и аудит стоят вместе. Второе — решение Аудиторской палаты Украины, в котором четко прописано, что является аудиторскими услугами. Ведение бухгалтерского учета – это тоже аудиторские услуги. А налоговая говорит: бухучет и консалтинг — это не аудит.

Стало ли аудиторам комфортнее работать после внедрения Налогового кодекса?

Бухгалтерская профессия стала более требовательной к себе: нужно постоянно в себя вкладывать. Этот год был как раз временем, когда нужно было что-то постоянно читать и учить. Аудиторы думали, что выучат Налоговый кодекс, вздохнут и будут нормально работать, а не получилось, потому что изменения продолжаются.

Есть замечательная африканская мудрость: "Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Неважно, кто ты — газель или лев. Когда в Африке встает солнце, надо бежать". И вот часть работы бухгалтера и аудитора — как только встает солнце, нужно бежать, потому что рабочего времени не хватает на все.

Поэтому сейчас стало активно развиваться дистанционное образование.

С другой стороны, зарабатывают те, кто предлагает такое образование.

Это золотая жила для консалтинговых компаний. Мы тоже неплохо заработали на консалтинговых тренингах, связанных с новым Налоговым кодексом. Много семинаров провели: и платных, и бесплатных. В этом нет ничего плохого. Мы же не зарабатываем на чьем-то горе. На самом деле люди создают себе дополнительную ценность, когда получают образование. И консалтинг будет еще долго востребован. Изначально тренинги были связаны с изучением Налогового кодекса, а сегодня они связаны с консалтингом в сфере управления бизнесом и налоговым планированием. Многие компании проанализировали, что им нет смысла содержать пять фирм, а целесообразно объединить их в одну. И этот вид консалтинга только сейчас становится востребованным.

Ваши пожелания по поводу реформирования налоговой системы?

У меня есть предложение больше не реформировать налоговую систему, а реформировать налоговую службу. Подобрать профессиональный кадровый состав ГНС Украины, пересмотреть заработную плату государственным служащим, повысить ответственность за незаконные действия, отменить налоговые консультации, которые никому не нужны, упростить и сделать более прозрачным администрирование налогов. Законодатели хорошо реформировали налоговую систему, сегодня настало время реформировать налоговую службу.

По материалам delo.ua