Заключенных, попавших под амнистию, выпускают «в никуда»

512

Верховная Рада 4 февраля 2011 года приняла Закон «Об амнистии», согласно которому предполагалось освободить каждого 5-го заключенного, то есть 20% сидящих в тюрьмах. И, хотя теперь масштабы амнистии значительно сократились (теперь на свободу отпустят лишь 2% заключенных), ее последствия все же могут отразиться на обществе.

Данная амнистия коснется в первую очередь тех преступников, которые во время совершения преступления были несовершеннолетними, и женщин, бывших в этот момент беременными. Так же под амнистию попадают опекуны престарелых родителей, пенсионеры, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, участники боевых действий и больные туберкулезом, СПИДом, онкологическими или другими тяжелыми заболеваниями.

«Мы стараемся выпускать в основном тех, у кого крепкие социальные связи — дети, родители, семьи, — рассказывает об амнистии Ярослав Костюченко, старший инспектор по связям со СМИ департамента по исполнению наказаний в Днепропетровской области. — Возврат в тюрьмы после амнистии составляет около 10%, но если у освободившегося заключенного будет, где жить и работать, то в тюрьму он не вернется».

Но в том-то и главная проблема — многим амнистированным возвращаться особо некуда, а работодатели, мягко говоря, не любят брать на работу сотрудников с судимостью. В центры же занятости бывшим заключенным обратиться тоже проблематично — для этого нужно множество документов, начиная со школьного аттестата и заканчивая трудовой книжкой, а у таких людей зачастую есть только справка из тюрьмы. По закону, в каждом крупном населенном пункте Украины предусмотрены специальные адаптационные центры для бывших заключенных, которые должны предоставлять на первое время одежду, жилье и питание, а также помогать в поисках работы. Но, например, в Днепропетровской области такого центра не существует, и его функции частично берет на себя центр социальной помощи бездомным.

«Наш центр рассчитан всего на 20 мест, причем сейчас там живет 35 человек — в такие морозы мы просто не можем выгнать людей на улицу, — говорит Людмила Матьянова, заместитель директора Днепропетровского городского центра социальной помощи. — Трудоустраивать бывших заключенных не в нашей компетенции, хотя, конечно, если кому-то некуда будет пойти, мы по мере возможности не выгоним».

В Днепропетровске, кроме этого центра, существует еще несколько религиозных адаптационных центров. И, хотя свою задачу они выполняют, далеко не каждый человек захочет идти туда, где основной его деятельностью будет молитва. Хотя такое невнимание к бывшим заключенным удивительно, ведь есть масса работ, которые они могли бы выполнять за достаточно невысокую плату.

«В первую очередь, для адаптации нужны специальные мастерские, ведь вышедшие из тюрьмы очень многое могут делать, — уверена Людмила Матьянова, — Шить, выполнять столярные работы, изготавливать цветы и различные сувениры — все это они могут качественно делать. Такая работа была бы хорошим стартом для дальнейшей нормальной жизни».

Но пока о таких мастерских остается только мечтать, и 400 человек выйдут на волю только в одной Днепропетровской области — в основном, это осужденные за воровство, хулиганство и мелкие экономические преступления. И если этим людям негде будет заработать, они продолжать делать то, что умеют: воровать и расхищать.

Юлия Северьянова
finzah.com.ua