Только 1 из 10 за решеткой. Как в Украине наказывают за коррупционные и экономические преступления
Время от времени правоохранители отчитываются о разоблачении нелегальных производителей подакцизной продукции, проверке незадекларированных активов чиновников , задержании взяточников и взяткодателей. Однако каковы шансы, что в суде эти дела завершатся принятием справедливых приговоров?
Когда речь идет о разбое, грабеже или краже, не говоря о более тяжких преступлениях, то в 80-90% случаях подсудимых признают виновными и они садятся за решетку.
Однако фундаментальный принцип уголовного процесса – неотвратимость наказания – исчезает, когда дело касается преступлений «белых воротничков»: коррупции, финансового мошенничества, экономических преступлений (акцизы, подлог денег).
ЭП проанализировала приговоры за последние два года по 15 статьям Уголовного кодекса. Их общий признак в том, что правосудие по этим статьям осуществляется в основном номинально через утверждение «соглашения о признании виновности». Такую норму содержит глава 35 Уголовно-процессуального кодекса.
За последние два года это произошло в 43% всех дел, которые в свою очередь в 87% случаев ведут к штрафу в качестве основного наказания.
Эту возможность ввел еще при Януковиче Андрей Портнов в обновленном УКУ. «В развитых странах через этот механизм раскрывают более 90% преступлений», — убеждал в инновационности решения тогдашний советник президента и руководитель главного управления по судоустройству Администрации президента.
В руках следователей эта норма превратилась в быструю штамповку бессодержательных приговоров. Наиболее резонансной стала история взятки в размере 6 млн долл., когда Николая Злочевского уличили на попытке за деньги снять с себя подозрение в коррупции.
В итоге в 2023 году все фигуранты этого дела пошли на сделку со следствием. Никто из четырех обвиняемых не попал в тюрьму, все получили мягкие наказания. Посредники – условные сроки, а Злочевский – штраф 68 тыс. грн.
В общей сложности из 4,8 тыс проанализированных приговоров в первой инстанции только в 9% случаев все закончилось максимально суровым наказанием (безальтернативным заключением). С учетом апелляций эта доля может быть еще меньше. Однако есть большая разница между видами преступлений, что влияет на вероятность быть оправданным и попадет ли обвиняемый за решетку.
По ст. 204 УК (сбыт или производство подакцизной продукции) только в 0,5% случаев обвиняемые (369) оказались в тюрьме. Дело в том, что часть первой статьи (сбыт) не предполагает заключения, вторая (производство) – предполагает.
Следовательно, даже по общей статистике этого направления и отчетам о борьбе с нелегалами становится очевидно, что правоохранители больше гоняются за мелкими преступниками, чем за организаторами схем. Между тем мелкие преступники в 63% случаев идут на соглашение со следствием и ограничиваются минимальными штрафами.
Похожая ситуация – из ст. 369 УК (предложение взятки). Все ее части предусматривают заключение или ограничение свободы, однако дела обычно заканчиваются одинаково: приговор, признание вины в результате соглашения со следствием (в 60% случаев), штраф (обычно 17 тыс. грн). В тюрьму попадают только 3% осужденных.
Как и в случае со ст. 204 (незаконное обращение подакцизных товаров), здесь дело в масштабе подсудимых. Основное количество проходящих по ст. 369 УК – водители, которые продолжают предлагать взятки полицейским с бодикамерами, из-за чего становятся легкой добычей для пополнения статистики осужденных. С другой стороны, почти гарантированное суровое наказание (штраф 17 тыс грн) не останавливает нарушителей ПДД от попыток «решать вопрос на месте».
Стали ли во время войны лучше бороться с коррупцией?
Другая ситуация – из ст. 368 (получение взятки), где в 27% случаях обвиняемых, как правило, чиновников оправдывают. Происходит это из-за того же соглашения со следствием, когда большинство признанных виновными (76%) получают мягкие наказания.
Статистика по этим двум коррупционным статьям была бы еще хуже без введенной в 2019 году антикоррупционной вертикали (НАБУ, САП, ВАКС), которая с тех пор отправила за решетку почти сотню человек, а оправдала только девять.
Методология. В анализе использовано 15 статей Уголовного кодекса. Это не исчерпывающий перечень экономических и коррупционных статей, а лишь те, где достаточно приговоров, чтобы на их основе можно было построить описательную статистику.
В каждом случае единицей измерения есть приговор, а не количество осужденных. Каждое дело может содержать обвинения по нескольким статьям УКУ. В статистику категории «заключения» также входит ограничение свободы.
1. Давание взятки (ст. 369) – «предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу».
2. Незаконное обращение подакцизных товаров (ст. 204) – «незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров».
3. Подделка документов (ст. 358) – «подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов».
4. Служебный подлог (ст. 366) – «служебный подлог».
5. Получение взятки (ст. 368) – «принятие предложения, обещания или извлечение неправомерной выгоды должностным лицом».
6. Присвоение, растрата имущества (ст. 191) – «присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением».
7. «Отмывание» доходов (ст. 209) — «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем».
8. Злоупотребление властью (ст. 364) – «злоупотребление властью или служебным положением».
9. Служебная халатность (ст. 367) – «служебная халатность».
10. Аферы с документами (ст. 200) – «незаконные действия с документами на перевод, платежными картами и другими средствами доступа к банковским счетам».
11. Компьютерный излом (ст. 361) – «несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи».
12. Превышение власти (ст. 365) – «превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа».
13. Компьютерное мошенничество (ст. 362) – «несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации».
14. Уклонение от уплаты налогов (ст. 212) – «уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)».
15. Подделка денег (ст. 199) – «изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи».