Реформа для формы

481

«На списанном автомобиле, заправленном на собственные средства, одетый наполовину в штатское, после выполнения своих обязанностей он возвращается в райотдел, в котором за долги вот-вот отключат отопление и электроэнергию» — это не цитата из детективного романа и не кадры из советских кинофильмов, это образ современного украинского милиционера. По крайней мере, таким его видит министр внутренних дел Анатолий Могилев.

5 октября с.г., выступая в стенах Вер­хов­ного Совета Украины, где проводились парламентские слушания, посвященные вопросу реформирования органов Министерства внутренних дел, главный милиционер страны не скупился на критические замечания: «Складывается впечатление, что на протяжении многих лет проводится своеобразный эксперимент над милицией, чтобы выяснить: где же находится предел ее выдержки. Понятно, что этот эксперимент нужно прекращать».

Не задерживать, а поддерживать

Ни для кого не секрет, что в своей работе люди в погонах стремятся к хорошей статистике, и нередко за количественными показателями своей деятельности маскируют нарушения и злоупотребления. Подтверждает то, что подобная «статистическая гонка» в правоохранительных органах существует, и Анатолий Могилев: «За год мы составляли около 9 млн административных протоколов. И чем выше был этот показатель, тем он считался лучшим».

При этом стражи порядка иногда переступают через «букву закона», которую они, собственно, и призваны охранять, руководствуясь правилом «раскрыть преступление любой ценой». «Ежегодно ко мне поступает около 5 тыс. обращений о нарушении прав человека сотрудниками органов внутренних дел. Больше всего жалоб на необоснованное задержание, ненадлежащее проведение досудебного следствия, применение со стороны работников милиции пыток, неразрешенных методов ведения следствия и ужасные условия в некоторых спецучреждениях, в частности, в комнатах содержания задержанных граждан», — об этом с парламентской трибуны заявила Уполномоченный Верховного Совета Украины по правам человека Нина Карпачева.

По ее словам, в последнее время участились случаи, когда сотрудники спецподразделений МВД повторно задерживают лиц, которых суд освободил из-под стражи. «Такие задержания происходят, когда человек выходит за порог изолятора временного содержания или суда, и даже если гражданин находится в больнице под капельницей», — рассказала омбудсмен.

Факты, бросающие тень на честь мундира, существенно подрывают уровень доверия к милиции у населения, о чем свидетельствуют последние социологические исследования. «Мы понимаем, что для успешной работы нам крайне необходимо улучшить отношение граждан к милиции, и мы работаем в этом направлении. Мы изменяем саму философию милицейской службы. Основа изменений — это отход от карательно-репрессивной модели: ее времена давно прошли. Сейчас мы подходим к концепции сервисной ориентированности, которая испробована во всех странах. Она основывается на поддержке граждан», — отметил Анатолий Могилев.

Умножение делением

Но, как известно, за качество нужно платить. И для того чтобы люди в погонах поменяли свою философию, государству придется увеличить финансирование. По словам министра МВД, реформу внут­ри системы ОВД можно осуществить за счет дополнительных бюджетных средств (около 1 млрд грн ежегодно). Это поможет сократить штатную численность сотрудников милиции и повысить заработную плату оставшимся.

О необходимости убрать лишние звенья в этой цепи заявил и председатель Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец: «МВД сегодня — это аппаратный монстр, который, имея огромный силовой потенциал, не способен эффективно решать даже базовые задачи: противодействовать преступности и защищать права и свободы людей».

Создание отдельных центральных органов государственной власти на базе подразделений МВД привело к возникновению многочисленных управленческих структур, которые, по сути, являются одинаковыми и дублируют свои функции. Приведя в пример структуры МВД, МЧС, пограничной и миграционной служб, г-н Швец констатировал, что во всех этих органах существуют одинаковые подразделения (финансовое, ресурсное обеспечение, международные связи, пресс-служба, режимные отделы и др.). «В результате мы имеем борьбу за влияние между этими органами, их руководителями и аппаратом. И все это не только перегружает бюджет, но и создает дополнительные коррупционные риски», — убежден он.

Вместе с тем председатель профильного парламентского комитета отметил, что в вопросе определения количества сотрудников милиции нужно руководствоваться реальными финансовыми возможностями государства. «Мы должны честно ответить на следующий вопрос: какое количество сотрудников МВД государство может сегодня обеспечить? Не на бумаге, а реальными средствами на бензин, на достойную зарплату, на оружие, на средства связи и т.д. Если 300 тыс. — пожалуйста, пусть будет 300 тыс. Но сегодня эти 300 тыс. обеспечены меньше чем наполовину. Поэтому если есть средства на 150 тыс. милиционеров, пусть будет такое количество», — заявил г-н Швец.

Пять шагов к результату

Свое видение реформы МВД озвучил и заместитель председателя Коми­тета Верховного Совета по вопросам законодательного обеспечения право­охранительной деятельности Владимир Стретович. Он рассказал, как сделать работу сотрудников милиции результативной. Во-первых, нужно изменить механизм подготовки кадров МВД. «Должен быть строгий отбор: правоохранителем не может становиться человек с низким моральным и образовательным уровнем», — отметил г-н Стретович.

Во-вторых, повысить уровень социального обеспечения работников ОВД, в первую очередь — оперативных, которые должны получать достойные зарплаты. «Оставить их на нынешнем уровне — значит, укрепить позицию Украины в международном индексе восприятия коррупции. Зарплаты должны быть увеличены. Точка», — заявил народный депутат.

В-третьих, необходимо совместно с общественностью провести профессиональную аттестацию кадров МВД и оставить только тех, кто может «нести высокое звание украинского милиционера».

В-четвертых, после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Укра­ины направить все усилия на реформирование органов досудебного следствия, повысить статус следователей. «Настало время создать единый орган досудебного следствия», — убежден Владимир Стретович.

И в-пятых, по его словам, на Украине должна быть создана эффективная система общественного контроля над правоохранительными органами: «Граждане должны иметь возможность контролировать деятельность правоохранительных органов путем неправительственных организаций, СМИ, общественных наблюдателей».

О необходимости системного реформирования МВД с парламентской трибуны заявил и председатель Комитета Верховного Совета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Валерий Бевз: «Многие годы главным ориентиром реформирования правоохранительной системы государства были интересы отдельных ведомств, которые инициировали решения только своих проблем в сфере правоохранительной деятельности. На сегодня по своим организации и деятельности эта система является структурой, безусловно, громоздкой. Ее звенья характеризуются чрезмерным бюрократизмом, несогласованностью, дублированием компетенции. Поэтому вопрос о необходимости реформирования системы МВД является вполне актуальным. Но реформирование необходимо проводить в комплексе».

Спешить нужно медленно

Участники парламентских слушаний сошлись на том, что в вопросе реформирования МВД нужно, как говорят, спешить медленно. С одной стороны, спикер парламента Владимир Литвин попросил представителей профильного комитета обобщить все поступившие предложения и замечания и подготовить проект рекомендаций парламентских слушаний: «Для того чтобы обеспечить реализацию этих рекомендаций, нам надо спешить, ввиду того, что мы будем принимать, кроме всего, и государственный бюджет Украины», — заявил он.

С другой стороны, Виктор Швец отметил, что реформировать МВД «не следует за месяц или два, взвешенное расписание — это три этапа реформ в течение трех лет, начиная с 2012 года».

Присутствующие в сессионном зале парламента согласились, что «поручить реформирование тем, кого реформируют, значит, загубить процесс на корню». По мнению г-на Швеца, в качестве такой базы реформирования могут выступить три структуры: Президент Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины и Верховный Совет Украины: «Все они способны найти необходимые человеческие и материальные ресурсы, но главное — немедленно начать этот процесс в реальном измерении. Я уверен, что в течение месяца, максимум двух, после принятия рекомендаций этих слушаний, то есть уже в следующем году, мы увидим реальные сдвиги».

По материалам yurpractika.com