Полумеры и недодостижения. Год невыполняемой программы Виктора Януковича (продолжение)

449

"ОстроВ" продолжает мониторинг выполнения Виктором Януковичем его избирательной программы «Украина для людей».

Скованные одной цепью

Как это ни странно сегодня выглядит, положения программы Януковича направлены на сужение полномочий Президента. Например, согласно ныне действующей Конституции и новому закону о судоустройстве, глава государства прямо или косвенно достаточно сильно влияет на судебную систему, в частности, осуществляя первое назначение на должность профессионального судьи и участвуя в формировании Высшего совета юстиции, который, в свою очередь, полномочен казнить и миловать судей, вносить представления об их назначении и увольнении. Перед выборами Янукович обещал, что судей будут выбирать граждане Украины.

Также Президент де-факто самостоятельно назначает и увольняет глав областных и районных государственных администраций. Деятельность этих структур сегодня во многом ограничивает свободу местного самоуправления, отчасти они фактически подменяют собой выборные органы. С другой стороны, государство делегирует местным органам власти часть своих полномочий, и должно обеспечивать финансово их выполнение. Но так уж сложилось на практике, что государственное финансирование не поступает в необходимом объеме, и функции государства выполняются в том числе за счет местных бюджетов. Это касается, например, обеспечения всевозможных льгот, устанавливаемых на центральном уровне. При этом государство изымает из местных бюджетов львиную долю их собственных средств, не оставляя им денег для развития. Таким образом, местное самоуправление в Украине остается почти беспомощным и бесправным.

Виктор Янукович обещал своим избирателям «расширение полномочий местных советов», «передачу местным советам до 60 % сводного государственного бюджета» и «создание исполнительных комитетов при областных и районных советах». В программе перечислялись сферы, в которых органы местного самоуправления должны были действовать самостоятельно: среднее образование, медицинское обслуживание, ЖКХ, охрана окружающей среды, общественный порядок. Это означало отказ от сегодняшней практики делегирования полномочий государством местным советам и местными советами государственным администрациям. У последних, по идее, должны были оставаться только функции контроля за соблюдением государственной политики и законности органами местного самоуправления. При этом местное самоуправление должно бы было обеспечиваться адекватными финансами, но расплывчатое обещание оставлять на местах «до 60 %» сводного госбюджета скорее настораживало, чем радовало.

Добиться выполнения этой части своей программы за год Президент объективно не мог. Другое дело, что он этого даже не начал. В Украине требовалось провести масштабную административную, административно-территориальную реформы, реформу местного самоуправления, с внесением соответствующих изменений в Конституцию. Однако то, что уже начал делать Янукович, вопреки его обещаниям до и после выборов, мало похоже не попытку децентрализации власти.

По сути, центральный орган исполнительной власти – правительство, сегодня целиком и полностью зависит от главы государства. С возвращением Конституции-1996, изменением закона о Кабинете министров и после выхода его указа об оптимизации системы органов исполнительной власти, Янукович может сам назначать и увольнять министров, их заместителей, других руководителей органов исполнительной власти, созданных упомянутым указом. Если кадры действительно решают все, то сегодня все в стране решает формально один человек, распоряжающийся судьбой этих кадров. Прямо и через них власть Президента распространяется и на всю исполнительную вертикаль вплоть до районных администраций в их неизменном виде, и на само местное самоуправление, зависящее от законодательных и прочих нормативно-правовых новаций Киева.

Величины относительные и абсолютные

В другой части раздела «Эффективное государство» программы кандидата Януковича Виктор Федорович гарантирует, что «Украина станет надежным партнером, сильным и авторитетным государством на международной арене». Достигать этой цели нынешний Президент намеревался «законодательным закреплением внеблокового статуса Украины», «возобновлением дружественных и взаимовыгодных отношений с РФ, странами СНГ», «обеспечением стратегического партнерства с США, ЕС, странами «большой двадцатки» и «защитой прав граждан Украины за границей».

Что удалось Януковичу на все сто процентов, так это законодательно закрепить внеблоковый статус. Соответствующий закон – об основах внутренней и внешней политики – был принят Верховной Радой летом прошлого года. Но назвать это абсолютной победой сложно уже потому, что парламент при желании легко может отменить любую законодательную норму, как это случалось уже не раз. Учитывая отношение политиков и общества к отечественному законодательству, остается констатировать, что никакой гарантии внеблоковости этот закон не дает. Впрочем, возможно, такие гарантии и не были целью Виктора Януковича.

Есть версия, что внеблоковость Украины была данью не столько антинатовски настроенным избирателям, сколько жертвой на алтарь той самой дружбы с Россией, которую Янукович в программе выделил как приоритетную в отношениях со странами СНГ и «большой двадцатки». Дружба ярко проявилась в «харьковских соглашениях», когда в апреле 2010 года было продлено до 2042 года пребывание в Севастополе Черноморского флота РФ в обмен на скидку на российский газ. Примечательно, что мнения насчет главного выгодополучателя от этой сделки разошлись как в Украине, так и в России. С тех пор стали возникать различные российско-украинские проекты, начиная от создания совместных предприятий в авиастроении, атомной энергетике и сфере добычи и транспортировки газа, и заканчивая написанием совместного пособия для учителей истории. Причем Россия в вопросах воплощения этих инициатив явно доминирует, и от этого для многих украинцев вопрос о взаимовыгодности остается открытым.

Виктор Янукович радовался увеличению внешнеторгового оборота между Россией и Украиной. По данным Госкомстата, за январь-ноябрь 2010 года экспорт украинских товаров в РФ действительно вырос более чем в полтора раза в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Однако в 2008 году за январь-ноябрь, то есть, до начала кризиса, Украина наторговала в России на два с половиной миллиарда долларов больше. И это при том, что россияне в 2008 году продали в Украине товаров почти на девятнадцать миллиардов долларов, а в 2010-м – почти на двадцать. Итого, отрицательное сальдо в январе-ноябре 2008 года составляло чуть менее четырех миллиардов, за аналогичный период 2010-го – больше 7,5 миллиардов. То есть, речь идет об экспансии российского производителя на внутренний рынок Украины. Это в то время, как отрицательное сальдо торговли со странами Европы в общем упало за два года вдвое и сегодня отстает от «российского», причем экспортировали мы в Европу за одиннадцать месяцев 2010 года товаров даже немного больше, чем в Россию.

Основа стратегического партнерства Украины с Соединенными Штатами и Евросоюзом – развитие демократии и борьба с коррупцией. Единственным заметным шагом в этом направлении стало недавнее принятие парламентом и подписание Президентом закона о доступе к публичной информации. Но успешным и нужным этот шаг можно будет назвать, только если закон начнет работать.

Между тем, по результатам 2010 года Украина опустилась почти во всех мировых рейтингах именно из-за подавления демократии и процветания коррупции. Вдобавок ко всему, в конце прошлого года Верховная Рада отменила все законы о борьбе с коррупцией, в том числе и те, которые были разработаны на основе рекомендаций Группы государств по борьбе с коррупцией, но позже выхолощены Конституционным судом. Формальным поводом для отмены законов стало внесение Президентом его собственного антикоррупционного законопроекта – который почти полностью дублировал два из трех отмененных.

«События в Украине в 2010 году привели ее из «свободных» в категорию «частично свободных» стран, - говорится, в частности, в отчете авторитетной международной организации Freedom House. - Виктор Янукович, чьей сфальсифицированной победе на выборах в 2004 году воспрепятствовала Оранжевая революция, выиграл президентство со второй попытки в начале 2010 года. После этого имели место ограничение свободы прессы, попытки государства обуздать студенческую активность, давление на неправительственные организации, местные выборы, почти всюду признанные несвободными и нечестными, и признаки возросшего влияния власти на судебную систему». Такие же слова произнес недавно президент Европарламента Ежи Бузек.

Исходя из этого, рассуждать о возможностях государства защитить граждан Украины за рубежом не имеет смысла. Похоже, что наибольшей опасности граждане Украины сегодня подвергаются в родной стране.

Юлия Абибок, «ОстроВ»