КСУ и Зеленский: игра на публику?

389

Конституционный кризис, спровоцированный решением Конституционного суда об отмене уголовной ответственности за недостоверные Е-декларации, никак не разрешается, даже несмотря на то, что президент сделал большое количество жестких заявлений, чуть ли не объявив войну. Но эксперты считают что, все громкие заявления – это лишь пыль в глаза Западу.

Хотя работа КСУ была заблокирована из-за отсутствия кворума, его никто не разогнал. Да и восстановленная ответственность за недостоверное Е-декларирование оказалась более мягкой, чем раньше, хотя Запад требовал совершенно иных действий. Представители «соросят» считают, что Зеленский и не собирался разворачивать серьезные действия против КС и уж тем более восстанавливать уголовную ответственность за недостоверные сведения в декларациях. Близкие к Западу деятели считают, что президент устроил игру на публику, чтобы сохранить лицо перед кредиторами, а также попытаться получить деньги от МВФ. Как напоминает информационный портал job-sbu.org, после решения КСУ Зеленский назвал судей «чертями из политического ада», после чего внес в парламент свой законопроект по прекращению полномочий судей, а также о признании ничтожным скандального решения суда. Как заявили на Банковой, такие действия президента должны были стать политико-правовой попыткой разрешить этот кризис.

Несмотря на прошедшие три пленарных недели президентский проект так и пылится в парламенте, не пройдя даже одобрения профильного комитета. Его рассмотрение вновь откладывали до выводов Венецианской комиссии, и эксперты предполагали, что эти выводы будут отрицательными. В большей степени вся эта бурная деятельность и размахивание руками напоминает попытку Зеленского выйти сухим из воды, свалив все проблемы на Конституционный суд, нежели реальные намерения что-то изменить и уж тем более воевать с судьями. Политологи считают, что вообще крайне маловероятно, чтобы подобные решения судьи могли принять без ведома президента. Более того, оно, скорее всего, даже было согласовано с Зеленским, однако поднялась большая шумиха, спровоцировавшая и Запад. Потому президент решил немного переиграть ситуацию и возглавил протесты как самый недовольный.

Примечательно, что в парламенте не дошли до рассмотрения всех законопроектов, которые должны были заблокировать Конституционный суд. Даже вопрос увеличения квоты для решений депутаты отложили. Сейчас по-прежнему вакантны три судейских места в КСУ, однако их назначения состоятся в конце декабря, а то и в феврале, и все по причине коронавируса. Конечно, КСУ сейчас заблокирован, но отнюдь не из-за действий президента или парламента, а лишь потому, что трое судей сами отказались участвовать в работе, а еще один ушел в отпуск. В такой ситуации кворума нет и принимать решения судьи не могут. Но это можно назвать самоблокировкой и вероятно по просьбе Банковой. Ее длительность неизвестно, так как судьи по своему же желанию снова могут приступить к работе, когда захотят. Достаточно чтобы один из них вернулся к исполнению обязанностей. Более того, по некоторым данным, офис Зеленского собрался восстановить в должности экс-главу КСУ Станислава Шевчука, которого лишил статуса судьи в прошлом году. Очевидно, процессы эти происходят уже не под давлением Запада, а потому что Зеленский сам стремится держать суд под контролем, чтобы избежать неожиданностей в дальнейшем.

Что касается парламента, то депутаты также сделали шаг для замыливания глаз Западу, а именно вновь вернули ответственность за недостоверное декларирование и сделали это формально, совсем не так как того требовал Запад. Вместо уголовной ответственности предлагается штрафовать, причем максимальный размер штрафа составит 85 тысяч гривен. Ограничение свободы вместо ее лишения может грозить лишь тем чиновникам, которые допустят недостоверность на суму более 9 миллионов гривен. То есть теперь можно «ошибиться» на 8 миллионов и заплатить не более чем 85 тысяч гривен штрафа, если «ошибка» будет обнаружена. Кроме того ограничение свободы отличается от лишения – лицо не изолируется от общества, а помещается в учреждение открытого типа под надзор и с привлечением к труду. При этом человек может ходить домой и пользоваться всеми благами цивилизации. Впрочем, даже такое наказание является максимальным и на срок не более чем два года. Такая ответственность – явно не то, на что рассчитывал Запад. Ранее статья 366-1 УК, отмененная КСУ, предусматривала полноценное лишение свободы. Впрочем, даже по ней осужденных попросту не было, лишь 6 человек были поставлены на учет без лишения свободы. Из всего этого эксперты делают вывод, что с этой нормой элиты все же боролись, чтобы ответственность за декларирование не превратилась в крючок для контроля политиков. Мягкость новой ответственности не осталась без внимания «соросят». Антикоррупционеры даже призвали Зеленского наложить вето, но учитывая настроение депутатов, они могут без труда его преодолеть, набрав 300 голосов. Потому Зеленский обошелся лишь словесными упреками в адрес депутатов о мягкой ответственности, но при этом сам отметил, что на данном этапе сойдет и так.

Запад же пока присматривается к ситуации, но и там уже делают выводы, что происходящее в Украине похоже на игру с замыливанием глаз. С большей вероятностью это отразится на отношениях Украины с ЕС, МВФ и США. Кредитов явно ожидать не стоит. На Банковой же уверены, что серьезных улучшений не будет и утверждает, что команда Зеленского находится в коммуникации с американским посольством, обсуждая все вопросы, потому критической такая ситуация считаться не может.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org