Премии по 100 тысяч для украинских министров: заслуженная награда чиновников или «пир во время чумы»?
Средина января нового 2020 года для Украины ознаменовалась скандалом, вызванным новостью о размерах заработных плат и премий, которые получили государственные чиновники и министры по итогам прошлого года. Эта информация вызвала настоящую волну негодования и бурное обсуждение в украинском обществе.
Гневная реакция украинцев не осталась без внимания со стороны первых лиц государства и в связи с этим глава Верховной рады Украины Дмитрий Разумков публично обратился к главе украинского правительства Алексею Гончаруку с предложением заслушать министров по поводу размеров их новогодних премий. На внеочередном заседании 17 января. «Мне как спикеру Верховной рады и просто как гражданину Украины очень интересно услышать позицию относительно всех надбавок и премий, а также насколько они соответствуют действительности и за что», — заявил Дмитрий Разумков.
О том, что украинский парламент потребовал доклад по премиям госчиновников, сообщил также народный депутат от партии «Слуга народа» Максим Бужанский. «На первый раз предложим прийти в сознание добровольно, а если нет, будем выгонять пачками»,- рассказал народный избранник.
Есть информация, что на заседании может появиться президент Владимир Зеленский и устроить разнос министрам, которые выписали себе такие высокие премии. Устраивать такие показательные порки украинский президент любит и умеет.
Итак, кто же из руководителей министерств и их заместителей выше всех оценил собственную эффективность космическими премиальными? Министр культуры Владимир Бородянский и его заместители задекларировали общий размер декабрьской зарплаты на сумму более 2 млн. грн. Всё потому, что глава Минкульта и его заместители получили по 100 тысяч гривен в качестве премии.
Особенно выделился первый заместитель Бородянского – Анатолий Максимчук. В декабре чиновник получил в общей сложности 405 тысяч гривен. Об этом возмущённо написал на своей странице в соцсети украинский блогер Михаил Шнайдер. «Неужели наше государство стало настолько успешным и благополучным, что мы можем себе позволить, так щедро оплачивать труд этих персонажей», — возмутился автор поста. По его мнению, в таком бедном и воюющем государстве как Украина такие колоссальные зарплаты и премии просто недопустимы.
Премию в 96 тысяч гривен, которую получила 29-летняя министр образования и науки Украины Анна Новосад, блогер Михаил Шнайдер также считает неприемлемой в то время, когда заработная плата простого украинского учителя едва дотягивает до 6-7 тысяч гривен. Комментаторы под постами о баснословных зарплатах и премиях чаще всего задают один и тот же вопрос: «А что такого невероятного сделали для развития культуры или образования эти министры, чтобы получить такие премии?».
Министры не сделали ничего выдающегося за время своего управления, что могло бы объяснить размеры тех премий, которые «эффективные менеджеры» получили перед Новым годом. Именно так считает украинский политический эксперт Андрей Вигиринский. Он уверен, что министры не смогут внятно объяснить, за какие такие достижения они получили высокие премии. По большому счёту им уже не нужно будет оправдываться, ведь деньги уже получены, а значит, они были распределены и соответствующим образом оформлены. Чиновники всегда смогут сослаться на фонд экономии средств и т.п. По мнению эксперта, министры будут использовать риторику о достойной оплате труда для всех украинцев, а высокопоставленные чиновники должны получать высокие зарплаты во избежание коррупционных рисков.
Не обделил себя дополнительными выплатами и министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Несмотря на то, что свой пост он занимает всего лишь четыре месяца, на размерах премий и других выплатах это никак не отразилось. За декабрь министр получил в совокупности 234 тысячи гривен, из которых заработная плата составила 122 тыс. грн., а около 70 тысяч гривен – премии за октябрь, ноябрь и декабрь. Кроме того, глава украинского МИДа получил в декабре 2019 года около 112 тысяч гривен материальной помощи на оздоровление и решение социально-бытовых проблем.
Но, пожалуй, наибольший резонанс в истории с заоблачными премиями и зарплатами украинских чиновников вызвала информация о ежемесячной зарплате руководителя Укрпочты Игоря Смелянского. Оказалось, что генеральный директор украинского государственного предприятия получает заработную плату, которая в 2,37 раз выше, чем зарплата президента США Дональда Трампа. Так журналисты подсчитали, что Игорь Смелянский будет получать 1,9 млн. грн. или $78 тыс. ежемесячно, тогда как американский президент за свою работу получал около $33 тыс.
«Народ никогда не простит сказочного роста зарплат до сотен тысяч в месяц для избранных чиновников на фоне издевательского повышения пенсий на несколько гривен»,- написал на своей странице в Фейсбук политолог Тарас Березовец. По его мнению, такое отношение неминуемо спровоцирует в украинском обществе протестные реакции.
Ничего предосудительного в высоких премиях не видит заместитель генерального директора концерна «Укроборонпром» Мустафа Найем. Об этом чиновник написал в социальных сетях после того, как в СМИ появилась информация о том, что он получает зарплату в размере 300 тысяч гривен. Он опроверг получение такой суммы в качестве заработной платы на посту государственного служащего, но подтвердил, что получил значительную единоразовую выплату нескольких премий и надбавок за предыдущий период работы в концерне. Кроме того, Мустафа Найем рассказал, что у бывшего руководства «Укроборонпрома» официальные выплаты были почти в два раза меньше, но их сомнительные результаты ещё придётся долго разгребать всей стране. По его мнению, теперь украинцы могут выбрать между «…опытными ворами с маленькими зарплатами и большими откатами или команда менеджеров с огромными амбициями и одной открыто задекларированной зарплатой.
Оправданы ли премии размером в сотни тысяч гривен для чиновников, которые занимают свои государственные посты менее чем полгода? Вероятно, что нет, если учесть, что от их работы благосостояние украинского народа пока не улучшилось. Начисление таких заоблачных премий можно объяснить только одним: отчётливо понимая, что занимать свои посты они будут недолго, чиновники стремятся сделать денежный запас побольше, чтобы после собственной отставки иметь средства к существованию. В пользу этой версии высказался министр юстиции Украины Денис Малюська: «Меня в течении нескольких лет после увольнения не возьмёт на работу ни одна приличная компания. Поэтому важно не полностью потратить все накопления, но и оставить на потом».
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org