Политический скандал между Трампом и Зеленским. Все подробности
В среду, 25 сентября, президент Украины Владимир Зеленский и лидер США Дональд Трамп впервые встретятся лично. Однако фоном для их встречи уже стал громкий политический скандал с участием обоих.
Накануне первой встречи Зеленского и Трампа, которая состоится на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, передовицы мировых СМИ несколько дней пестрели фамилиями обоих президентов. Все из-за скандала, в центре которого оказался Белый дом: неназванный сотрудник американской разведки сообщил о том, что Трамп превысил свои полномочия в телефонном разговоре с другим президентом — им, как выяснила пресса, был Зеленский.
Возможную попытку давления Трампа на иностранного лидера с целью очернить своего конкурента на выборах — Джо Байдена — в американских СМИ уже сравнивают с Уотергейтским скандалом. Пресса приводит ошеломляющие подробности переговоров с Зеленским — Трамп не менее восьми раз просил его дать ход расследованию против сына Байдена — и констатирует, что из-за Украины над 45-м президентом США уже второй раз повисает дамоклов меч возможных расследований и даже импичмента.
В этом свете грядущая встреча Зеленского и Трампа в США привлечет небывалое внимание и может вывести скандал на новый виток, прогнозируют мировые СМИ.
НВ собрало самые интересные выдержки из публикаций американских и других западных медиа, которые анализируют роль Украины в этом скандале.
В ходе июльского телефонного звонка Владимиру Зеленскому президент Трамп неоднократно оказывал давление на президента Украины, настаивая на проведении расследования в отношении сына кандидата в президенты от Демократической партии Джо Байдена.
Трамп около восьми раз призвал Зеленского к сотрудничеству в этом вопросе с его личным адвокатом Руди Джулиани, сообщили WSJ источники, осведомленные с темой.
«Он [Трамп] сказал ему [Зеленскому], чтобы тот посотрудничал [с Джулиани] относительно Байдена», и что в Вашингтоне «хотят знать», были ли правдивыми обвинения [сына Байдена в конфликте интересов], сообщил один из источников. Трамп не упоминал о военной помощи Украине в ходе этого звонка, заявил этот источник, усомнившись, что Трамп предложил украинскому президенту какой-либо «обмен услугами» за сотрудничество в расследовании».
Решение о том, начинать ли процедуру импичмента в отношении [президента США], остается за [демократкой] Нэнси Пелоси, спикером Палаты представителей. До сих пор она оставалась противницей такого шага, полагая, что вместо этого следует изменить законодательство так, чтобы действующий президент мог предстать перед судом.
Однако в воскресенье, 22 сентября, она призвала Белый дом передать Конгрессу подробности жалобы информатора [сообщившего о подозрительном звонке Трампа] и предупредила, что отказ может заставить Палату представителей начать новый этап расследования в отношении Трампа.
Эта дискуссия, вероятно, лишь усилится на нынешней неделе, поскольку Трамп встречается с Зеленским во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. […]
Демократы давно разошлись во мнениях относительно того, стоит ли затевать импичмент в отношении президента в связи с различными обвинениями в неправомерных действиях. Лидеры партий предупреждают, что такой шаг может иметь обратный эффект, если республиканцы в Сенате проголосуют за то, чтобы очистить имя Трампа.
Публикация доклада Мюллера [не нашедшего доказательств сговора штаба Трампа с Россией] в начале этого года, похоже, стала поводом для тех, кто призывает к осторожности.
Однако по мере того, как появляются новые детали о контактах Трампа с Зеленским, некоторые из демократов проявляют признаки изменения своей позиции [в пользу инициативы импичмента].
The Washington Post
Этот эпизод [скандал с телефонным звонком] грозит затмить собой значительную часть [запланированной] повестки Трампа на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, куда он прибыл в воскресенье, 22 сентября, после визитов в Техас и Огайо. Трамп и Зеленский встретятся в среду, 25 сентября, в последний для президента США день визита в ООН.
Их встреча, по словам высокопоставленного представителя администрации [Трампа], будет посвящена антикоррупционным усилиям Зеленского.
Украина не является военным союзником Америки. Ее экономические связи с Соединенными Штатами малозначимы. Проблемы ее отношений с Россией практически исчезли из заголовков американских СМИ.
И все же, уже во второй раз с 2016 года, эта страна оказалась вовлеченной в крупный вашингтонский скандал. […] Киев уже сыграл определяющую роль в скандале, который сокрушил Пола Манафорта. […]
Давление президента Трампа на украинских лидеров с целью провести расследование вокруг семьи Джо Байдена, кандидата в президенты США от Демократической партии, втянуло истерзанную войной страну под перекрестный прицел противостояния американских партий.
В очередной раз происходящее в Киеве может определить будущее политических судеб в США. И в очередной раз украинцы задаются вопросом, почему их втягивают на выжженное поле битвы между Трампом и его противниками.
События в этой стране, затиснутой между Европейским союзом и Россией и раздираемой провосточными и прозападными силами, имеют необычайное влияние для Вашингтона эпохи Трампа. […]
Украинский скандал вокруг Дональда Трампа подталкивает демократов к дискуссии о судьбоносном выборе относительно импичмента президенту, который может не только отразиться на избирательной кампании 2020 года, но и давать свои отголоски в течение многих лет. […]
От каждого из президентов США ожидают, что он действует в интересах всех американцев и не использует свои широчайшие полномочия во внешней политике с целью политической мести или подрывая демократию США. […] Именно поэтому «украинская» история столь важна — она может шагнуть на «территорию» весьма серьезных конституционных полномочий [президента США] и представить пример злоупотребления президентской властью.
Украина уже вовлечена в эту внутреннюю проблему США. Министр иностранных дел [Вадим Пристайко] выступил с заявлением о том, что Зеленский не был под давлением и что Украина остается независимым государством.
Зеленский и его команда пытаются пройти по тонкой грани между тем, чтобы сохранить расположение Трампа (они наверняка знают, что его ярость имеет последствия), и не утонуть в его политических неприятностях. Участие в [политических] битвах Трампа вряд ли является приоритетом для Зеленского. У него есть свои собственные битвы, включая продолжающийся вооруженный конфликт с Россией, который длится в Украине.
В Киеве, столице Украины, администрация президента-новичка Владимира Зеленского вот уже несколько месяцев борется с нежелательным политическим давлением со стороны соратников Трампа. Рудольф Джулиани, личный адвокат Трампа, признал в интервью CNN вечером 19 сентября, что он оказывал давление на украинских чиновников, чтобы дать ход расследованию в отношении политических оппонентов Трампа, включая бывшего вице-президента Джозефа Байдена-младшего и его семьи.
Зеленский вступил в должность в мае, но еще до этого Джулиани заявил, что искал встречи с [новоизбранным] президентом, чтобы поднять вопрос расследования в отношении газовой компанию Burisma, в совет директоров которой входил Хантер Байден, сын Байдена.
Переходная команда Зеленского, не желая принимать какую-либо из сторон в политике США, отклонила эту просьбу, заявил в интервью NYT бывший советник Зеленского Сергей Лещенко.
«Было ясно, что команда Зеленского не хочет вмешиваться в американскую политику, — сказал Лещенко. — Они были очень раздражены этой проблемой». […]
«Для меня совершенно очевидно», что администрация Трампа стремилась обменять военную помощь Украине в ее борьбе с поддерживаемыми Россией сепаратистами на политическую выгоду, сказала исполнительный директор киевского Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
Задержка помощи была отменена 12 сентября, после того как три комитета Конгресса США начали расследование с целью выяснить, не использовала ли администрация Трампа внешнеполитические инструменты в нарушение закона, чтобы попытаться помочь переизбранию президента. Это расследование было начато в ответ на сообщения о деятельности Джулиани в Украине.
Приостановка военной помощи поставила на карту многое [для Киева]. Более 13 тыс. человек, большинство которых — гражданские лица — погибли в ходе пятилетней войны с поддерживаемыми Россией сепаратистами, единственном «горячем» военном конфликте в Европе.