Как Украина теряет урожайные почвы

501

Одной из причин бедности Руанды или Гаити является неправильное ведение сельского хозяйства. Все они проходили один тот же самый путь — вместо рационального ограниченного использования природных ресурсов, они распахивали всю доступную землю и чрезмерно ее эксплуатировали. Бездумное сельское хозяйства уничтожило не одну цивилизацию в истории человечества. Издание ТЕКСТИ объясняет, почему незаконная распашка — проблема, с которой стоит бороться и в Украине.
В это трудно поверить, глядя на необъятные поля и поля, но …
По данным ФАО, 38.4% территории суши Земли используются в сельском хозяйстве. Среди них пашня занимает 28.4%. То есть суммарно распахано с целью выращивания сельскохозяйственных культур 10.9% всей площади суши планеты. А пустыни и полупустыни занимают не более 40% площади Земли. Часть из них ранее была пашней. Потому, как бы это ни было парадоксально — ничто так не опустошает планету, как выращивание продуктов питания.

Украина в этой истории занимает не самое лучшее место, ведь принудительная роль «житницы» всей Европейской части бывшего СССР привела к распашке 54% украинских земель. Поэтому мы — одни из лидеров в Европе как по уровню распаханности, так и, соответственно, по деградации почв.

Почему же большая распашка это плохо?
Если смотреть на эту проблему с точки зрения охраны природы, а иначе говоря — Жизни на Земле, то пашня является крупнейшей современной причиной исчезновения биоразнообразия. Все 5 основных причин утраты биоразнообразия происходят от пахотного земледелия — рассказывает председатель общественной организации «Украинская природоохранная группа» и младший научный сотрудник Института зоологии Национальной академии наук Украины Алексей Василюк, который с 2007 года занимается проблемами распашки природных степей на юге Украины.

Во-первых, под посевными площадями происходит потеря местообитаний и многим видам просто негде существовать. Остатками природы часто являются лишь мелкими кусочками неудобных для распашки участков, разбросанными между полями, и на таких участках дикие растения и животные более уязвимы для любых негативных факторов, а многие из них и вообще не способны жить на небольших участках. Именно распашка одна из причин, почему исчезли почти все крупные степные животные — сайгаки и тарпаны. Это явление называется фрагментацией.
Деградация земель и растительности приводят к стремительному распространению агрессивных чужеродных видов, которые активно вытесняют аборигенные виды, заполняя собой их жизненное пространство. Достаточно вспомнить амброзию и борщевик, возникшие в Украине именно таким образом. Использование пестицидов на большинстве обрабатываемых земель по сути является самой страшной формой загрязнения окружающей среды — это распространение веществ, от которых непосредственно гибнут животные и растения. Возможно, кто-то не понимает, насколько это важно, однако от использования пестицидов погибают, например, все виды насекомых. Среди них, соответственно, и все виды опылителей. А именно от них зависит, дадут ли семена 80% всех растений планеты, в том числе почти все, что мы потребляем в пищу.

Поэтому у ЕС насекомых охраняют — дешевле их сохранить, чем тратить средства на искусственное опыление. Также пестициды убивают всех мелкие организмы, населяющие почву и фактически создающие ее. Возможно, это не так заметно невооруженным глазом, но использование пестицидов — убивает почву как таковую. И наконец — глобальные изменения климата. Одним из крупнейших источников парниковых газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека, является пашня. Через год после вспашки из почвы в воздух выделяется до 3 кг двуокиси углерода с каждого квадратного метра распаханных земель. В свою очередь, изменения климата приводят к пылевым бурям, которые просто сдувают плодородный слой почвы, оставляя на его месте пустыню.

В мировом бестселлере Петера Воллебена «Таинственная жизнь деревьев», изданном недавно на украинском языке, объясняется важность почвы хорошим примером «в жмене почвы живет больше живых существ, чем будь-где на всей планете .. и если дно мирового океана изучено хуже, чем поверхность Марса , то о жизни почвы вообще не известно ничего».

Поэтому Алексею Василюку очень обидно, что несмотря на ошибки прошлого, до сих пор люди не понимают, что почва — это живая экосистема. И то, что почва — это исчерпываемый природный ресурс. Для человечества такая ситуация, казалось бы, не нова.

За последние 10 000 лет, после переход от кочевого животноводства к оседлому образу жизни человечество не делает должных выводов и до сих пор не понимает настоящую экологическую емкость окружающей среды. Об этом хорошо написано в другом мировом бестселлере — «Коллапс» известного американского биолога и эколога Джареда Даймонда.

Действительно, если взглянуть на карту мира, то в местах зарождения крупных земледельческих цивилизаций мы не встретим ни одного расцвета в наше время. Бывший Плодородный Полумесяц (Египет, Междуречье) на Ближнем Востоке — теперь занят пустынями и полупустынями, а жители живут в бедности и в постоянных войнах. Все эти пустыни образовались после того, как земледелие и эрозия полностью уничтожили почву. Наибольшая земледельческая цивилизация Северной Америки — Анасази также полностью превратила свой дом в пустыню, что привело к гибели самой цивилизации. Примеров немало и в современном мире — одной из причин бедности Руанды или Гаити является неправильное ведение сельского хозяйства и, соответственно, его малая продуктивность.

Все они проходили один тот же самый путь — вместо рационального ограниченного использования природных ресурсов, они распахивали всю доступную землю и чрезмерно ее эксплуатировали. Вместо того, чтобы вовремя остановиться — увеличивали объемы производства и, соответственно, это привело к увеличению количества населения. Это все привело к истощению почвы, исчезновению в ней питательных веществ, водной и ветровой эрозии — и как следствие голоду, войнам, бедности и коллапсу. Те же цивилизации, которые внедрили экономное использование природных ресурсов и всегда оставляли часть доступных сельскохозяйственных земель для естественного самовосстановления — выжили, даже в таких тяжелых условиях — как, например, викинги в Исландии.

История не учит?
Украина имеет и собственный пример появления пустынь вследствие нерационального сельского хозяйства. Речь идет об Олешковских песках, которые иногда считают самой большой пустыней Европы. Она образовалась на месте песчаных степей, уничтоженных здесь в начале 20 века интенсивным скотоводством. После того как выпас на ней был остановлен, прошло уже более 100 лет. Но растительность здесь до сих пор не восстановилась.

Говорить о чрезмерной распашке у нас начали еще в 1919 году, во времена Украинской Народной Республики. Еще тогдашние масштабы вспашки ученым казались слишком большими.

«Прошло лишь несколько лет и побеждающее движение хлеборобов превратило наши замечательные степи в однообразные, словно пустыня, поля» (Г.Бризгалин, зоолог, 1919).

«Руйнуємо ми своїми руками добро нашого краю. Кожного року, кожного дня додаємо ми чогось нового до тієї руйнівної роботи. Непомітно ми творимо з нашого краю пустелю. Ми самі винищуємо рослинний, звірячий та пташиний світ на нашій рідній Україні. Зміркуйте: веселий, багатий край переводимо на пустелю німу?» (М.Баер, младший министр земледелия в правительстве С. Петлюры, 1919).
Но к сожалению, используется пашня не только для выращивания пищи для человека. Уже сейчас значительные площади занимают технические и кормовые культуры. Например, постановление Кабинета Министров от 22 декабря 2006 года N 1774 «Об утверждении Программы развития производства дизельного биотоплива» декларирует «увеличение площади посевов рапса до 10 процентов общей площади пашни в Украине и переработку 75 процентов выращенного урожая в дизельное биотопливо». Огромные площади пашни используются и для промышленного животноводства — для выращивания кормов для кур и свиней, мясо которых затем частично идет на экспорт.

Защита земель «на бумаге»
Земельный Кодекс Украины декларирует, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, и что использование земли не может наносить ущерб интересам общества и ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. Например, Законом Украины «Об охране земель» запрещается пахать склоны с уклоном более 7 градусов, а также выращивать пропашные культуры на склонах более 3 градусов. А Водный Кодекс Украини запрещает распахивать поймы рек и прибрежные защитные полосы.

Но стремительное развитие аграрного сектора Украины и промышленного животноводства привело к тому, что в последнее время «спрос» на землю растет. И поэтому все чаще и чаще происходит незаконная распашка — тех же склонов, балок и пойменных лугов. Распахиваются и бывшие сенокосы. А на Полесье в сельскохозяйственное использование возвращаются даже те песчаные почвы, которые были заброшены после развала Советского Союза и на них уже вырос лес. Тысячи гектаров молодых сосновых и березовых лесов ежегодно безвозвратно уничтожаются.

На сознательные нарушения законодательства идут и землеустроители. Закон Украины «О землеустройстве» определяет, что землеустройство должно учитывать вопросы охраны земель и экологические факторы. Впрочем, при разработке проекта землеустройства ограничения в виде запрета распашкам на участках почти никогда не фигурирует.

«Я смотрю вокруг — уже нет степей»
Укрытые естественной растительностью берега рек, склоны и балки — это последние островки живой природы среди бескрайних полей. Целостный в прошлом степной ландшафт теперь разделен как минимум на 20 000 участков разного размера. Из них достаточно большими остаются только целина заповедника «Аскания-Нова», несколько военных полигонов и степные массивы Черноморского биосферного заповедника, Керченского полуострова и долины р. Кальмиус. В общем украинская степь сегодня существует в форме небольших, а часто и просто крошечных фрагментов, расположенных в балках и на склонах речных долин. Эти участки были непригодны для вспашки за сложного рельефа, каменистого грунта или подтопления. И теперь именно они являются единственными местами сохранения биоразнообразия всего степного региона Украины.

В различных документах государство провозглашает необходимость сокращения площадей пахотных земель из-за масштабной эрозии. Но на самом деле площадь пахотных земель в Украине в последние годы только растет.

Несколько профессиональных биологов и активистов изучают эту проблему и ищут выход из нее. Исследователь из «Украинской природоохранной группы» Виктор Скоробагатов все свободное время тратит на поиски незаконно распаханных степных территорий на Николаевщине.

По некоторым выявленным им фактам незаконной распашки даже начаты уголовные производства. Но это единичные случаи — потому что фактически кроме активистов ситуацию с незаконной вспашкой никто не контролирует. Государственная земельная инспекция ликвидирована, Государственная экологическая инспекция проходит реорганизацию. А органы местного самоуправления, к сожалению, в подавляющем большинстве не понимают проблемы. И более того, иногда неофициально «позволяют» предпринимателями распахивать земли сенокосов, лугов и пастбищ в пределах сельского совета.

Для Виктора есть несколько причин, почему именно распашка степи стала для него важным настолько, что уже два года борьба с этой проблемой стоит перед ним на первом месте. Во-первых потому, что степь является ценной с точки зрения биоразнообразия, поскольку в Европе степи в основном сосредоточены в Украине, а именно южном, центральном и восточном регионах Украины. Это места, где обитает много видов флоры и фауны, которых не встретить больше нигде на планете.

Будучи привязанными к специфическим условиям степного биотопа, эти виды не могут существовать ни в каких других экосистемах. Множество таких видов включено в Красную книгу и списки международных конвенций. Причиной уменьшения численности большинства таких степных видов обычно является уничтожение типовых сред их существования. — рассказывает Виктор Скоробогатов. — Во-вторых я понимаю, что степь — это символ Украины. Как последующие поколения смогут представить себе степь, если ее не будет? Достаточно распахать последние степи, чтобы история нашей государственности осталась только на книжных полках.
Борьба против распашки последних степей стала целью и для фольклориста Евгения Дмитриченко. Евгений организует экспедиции по разным регионам Украины, чтобы собрать упоминания старожилов о народных духовых инструментах Украины. Он убежден, что народные мелодии изначально хранились и передавались пастухами. Уничтожение пастбищного скотоводства и распашка степей не только привели к потере уникальных природных территорий, но и оборвали нить украинской народной мелодики, что передавалась между людьми на протяжении веков.

Евгений рассказывает: “Среди моих френдов в соцсетях много путешественников и любителей активного отдыха. И после потери Крыма, вся фейсбук лента пестрит отдыхом с Карпат, Джарылгача и Кинбурнской косы. Почему эти места привлекают туристов? Дело не только в море и горах. Дело в отсутствии распаханной земли и других следов цивилизации. В этих местах есть ощущение свободы и безграничности! Мы часто не задумываемся о том, что обработанные поля вокруг — невероятная потеря рекреационного пространства. Очень трудно найти дикое пространство, где можно подняться на холм, посидеть, наблюдая природный пейзаж и послушать тишину. Самое страшное, что распашка последних лоскутков равнин сейчас приобрела катастрофические масштабы — под плуг идут балки, холмы, долины рек. Кроме экологически негативного аспекта, у меня возникает вопрос: где мы, украинцы, будем отдыхать, где сможем надышаться природой, влюбляться и мечтать? В Украине явно ощутим дефицит дикой природы уже сейчас, и речь должна идти не о том, чтобы остановить разорение остатков этой природы, речь должна идти о том, чтобы нетронутых ландшафтов стало в сотни раз больше.

Заняться не только фольклористикой, но и активной охраной природы Евгений Дмитриченко решил, когда неизвестные распахали его любимое место на юге Киевщины, которое в течение нескольких лет оставалось неизменным местом удивительного вдохновения. Однажды Евгений приехал туда, но вместо причудливых склонов увидел тракторы и уродливые бороны на крутых склонах.

Сохранением земельных ресурсов Украины занимается и блогер из Донецкой области Алексей Бурковский. Его «Екоблог» является сегодня единственным авторским профессиональным блогом в Украине на экологическую тематику. О проблеме сохранения степей Алексей снял полнометражный научно-популярный фильм «Торские степи». По его мнению, смотреть на охрану природы стоит прежде всего как на дисбаланс природных и перепаханных ландшафтов.

Как это ни странно, даже украинское государство признает проблему дисбаланса ландшафтов и опустынивания! И официально декларирует средства ее решения, которые отражены в Приказе Минагрополитики Украины №280 от 20.08.2003 «Об утверждении Концепции устойчивого развития агроэкосистем в Украине на период до 2025 года», Законе Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года», Национальном плане действий по борьбе с деградацией земель и опустыниванием, утвержденного распоряжением Кабмина № 271-р от 30.03.2016 г., Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими, принятой Постановлением Кабмина № 413 от 07.06.2017 г..

Все эти нормативно-правовые акты указывают на необходимость проведения рациональных и эффективных мер, а именно:

— уменьшение площади пахотных земель на 5 14% путем их консервации, в том числе из-за вывода из пашни склонов крутизной более 3°, с последующим их залеснением в лесной и лесостепной зонах и залуживанием их в степной зоне;

— создание новых и расширение площади существующих объектов природно-заповедного фонда, в том числе в пределах сельскохозяйственных угодий, чтобы они суммарно занимали не менее 15% территории Украины;

— создание и восстановление сенокосов и пастбищ в соответствии с научно обоснованными показателями, с учетом региональных особенностей и естественных климатических условий.

Однако, на практике это все не выполняется. Никто из владельцев земель не будет добровольно выводить из обращения пашню. К тому же, не все, кто получил в прошлом земельные паи — ожидают возможности землю продать после снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Соответственно, все вышеупомянутые документы остаются чисто декларативными.

А с консервацией земель вообще происходит полный управленческий коллапс. Официальная процедура консервации пашни настолько сложна, что уничтожает всякое желание ее проводить даже тем, кто хотел бы это сделать. Более того, порядок консервации земель за 2003 г. предусматривал консервацию участков в степной зоне при содержании гумуса менее 2%. В 2013 этот показатель снизили до 1%. То есть, вместо того, чтобы выводить деградировавшую землю из обработки, ее провозглашают все ж таки пригодной для пахоты!

Будущее?
Однако, как ни странно — ситуация может измениться после снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Ибо, по мнению Алексея, государство во всей время раздало земли бесплатно, но не может бесплатно изъять их, чтобы исправить ситуацию с дисбалансом ландшафтов. Поэтому остается только один выход — выкуп эродированных пахотных земель и их консервация. Тем более, что суммарно в бюджеты разных уровней поступают миллиарды гривен средств экологического налога с предприятий-загрязнителей. Сейчас они используются крайне неэффективно и часто разворовываются, но могли бы служить для той же консервации земель. В том же ЕС из общеевропейского бюджета предоставляются дотации владельцам ценных для охраны природы земель, чтобы они сохраняли их в естественном состоянии.
Отдельно стоит упомянуть, что небольшое количество земель сельскохозяйственного назначения еще осталась в государственной собственности. И сейчас ее постепенно реализуют с аукционов и передают новосозданным ОТГ. И было бы логично сразу оставлять в собственности государства эродированные, малопродуктивные и самозалешенные земли — чтобы потом не тратить средства на их консервацию и восстановление.

Поэтому, применяя комбинацию рыночных и принудительных механизмов, вполне реально «экологизировать» сферу земельных отношений Украины. Чтобы поддерживать необходимый баланс между естественными (луга, пастбища, степи, луга) и распаханными территориями. Это позволит сохранить земельные ресурсы для будущих поколений. Но для этого надо, в первую очередь, осознание проблемы со стороны общества, органов власти и органов местного самоуправления.

Если же Украина будет продолжать идти по пути максимального наращивания объема сельскохозяйственного производства, игнорируя крайне необходимые природоохранные ограничения — наши потомки могут увидеть пустыню не только в Олешковских песках …

По материалам: argumentua.com