Закарпатский мажор, убивший девушку, таки сел на шесть лет
На фоне многочисленных уголовных дел относительно ДТП с участием мажоров, которые заканчиваются ничем, одно из них, хотя и через семь лет, получило логическое завершение. Приговором Мукачевского горрайонного суда и постановлением Апелляционного суда Закарпатской области сын экс-заместителя губернатора Закарпатья Александр Дядченко, по вине которого погибла 19-летняя девушка, шесть лет проведет за решеткой.
В вынесении именно такого приговора не последнюю роль сыграло поведение подсудимого, который, пытаясь избежать ответственности, неоднократно менял показания, годами уклонялся от суда и делал все, чтобы настроить против себя потерпевших.
Авария произошла еще 24 марта 2004 г. в Мукачеве. 23-летний начальник отдела Мукачевской райгосадминистрации Александр Дядченко, двигаясь по ул. Росвиговской на незарегистрированном мотоцикле «Ямаха», выехал на встречную полосу и столкнулся с «Жигулями» седьмой модели. В результате 19-летняя пассажирка мотоцикла Яна Чернявская получила несовместимые с жизнью травмы и через два часа умерла в больнице. Сразу после ДТП Дядченко попытался забрать мотоцикл и убежать, однако ему не позволили это сделать свидетели.
По факту аварии Мукачевский горотдел милиции возбудил уголовное дело. К тому времени Дядченко уже находился под следствием: против него возбудили уголовное дело за попытку похищения автомобиля (ч. 3 ст. 289 Уголовного кодекса), которая предусматривала от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Однако через три месяца, в июне 2004 г., дело закрыли из-за отсутствия состава преступления.
Отец Александра, Виктор Дядченко, с 2002-го до конца 2004 г. был заместителем председателя Закарпатской облгосадминистрации.
В те времена силовые структуры были под тотальным контролем областной власти и, при ее желании, закрывали и не такие дела. Однако, несмотря на то что родители погибшей девушки долго не могли найти адвоката, а сын заместителя губернатора делал все, чтобы избежать ответственности, расследование понемногу продвигалось. Объяснение этому может быть только одно — уголовное дело стало надежным крючком, на котором тогдашний губернатор Иван Резак держал одного из самых преданных своих подчиненных Виктора Дядченко.
Через несколько месяцев следствия Дядченко выдвинули обвинение в нарушении правил безопасности движения, что послужило причиной смерти потерпевшей (ч. 2 ст. 286 Уголовного кодекса). Дело передали в суд. Подсудимый свою вину категорически отрицал.
На суде Дядченко вел себя уверенно и даже публично заявил отцу Яны: «Кто меня посадит — ты? Я Дядченко!» Однако вскоре ситуация резко изменилась, и от его самоуверенности не осталось и следа. После «помаранчевых» событий и смены власти бывший заместитель губернатора Дядченко сам попал под следствие, был арестован и позже осужден в деле печально известных мукачевских выборов. Он получил пять лет лишения свободы с отсрочкой приговора.
Суд в деле Дядченко-младшего тоже пошел быстрее и скоро приближался к завершению. В мае 2005-го перед самым провозглашением приговора, когда судья вышел из совещательной комнаты, сторона защиты, поняв, что подсудимый сейчас получит реальное заключение, добивается перерыва в судебном заседании (адвокату вдруг стало плохо). После чего Дядченко исчезает на долгие четыре года. Его объявили в розыск, но, вопреки тому, что знакомые неоднократно видели беглеца в Мукачеве, задержать его почему-то никак не удавалось.
Только в феврале 2009 г. подсудимый сам явился в суд — чтобы попросить амнистию «в связи с болезнью». В амнистии было отказано, однако на основании предъявленной справки о целом букете болезней Дядченко не взяли под стражу, ограничившись подпиской о невыезде. Со временем выяснилось, что справка была липовая, дальнейшая комплексная медицинская экспертиза установила, что подсудимый здоров.
Судебное разбирательство продолжалось целый год (дело несколько раз передавали другому судье, после чего начинали рассматривать сначала). И только в феврале этого года Мукачевский горрайонный суд вынес приговор. На последнем заседании Дядченко, снова увидев реальную перспективу попасть за решетку, резко изменил показания. Стал утверждать, что оговорил себя под влиянием милиции и недобросовестных адвокатов (при том, что у самого юридическое образование) и что на самом деле никакой женщины, переходившей дорогу, не было. Однако этим он только настроил против себя прокуратуру и суд. Приговор — шесть лет лишения свободы и триста тысяч гривен моральной компенсации родителям погибшей девушки. Осужденного, который до этого находился на подписке о невыезде, взяли под стражу прямо в зале суда.
По материалам obozrevatel.com