Прифронтовая Луганщина может оказаться отрезанной от энергетической системы
Подконтрольная Луганщина оказалась в режиме «энергетического острова», она разобщена с единой энергетической системой Украины и питается от единственной не поврежденной войной электростанции — Луганской ТЭС, расположенной непосредственно на линии фронта.
Прифронтовую Луганщину ждут новые испытания: с 31 октября большинство населенных пунктов области могут остаться без водоснабжения и водоотведения. Из-за долгов энергетики угрожают обесточить «Лисичанскводоканал» и еще почти два десятка объектов, среди которых насосные и канализационные станции, городские очистные сооружения. К таким крайним мерам энергоснабжающая компания «Луганское энергетическое объединение» (ЛЭО) вынуждена прибегнуть из-за большой задолженности потребителей на контролируемой территории — почти 749 млн грн. В общем ЛЭО задолжало ГП «Энергорынок» почти 5 млрд грн.
Но большая часть этих средств — долги потребителей с оккупированной территории, сложившиеся благодаря неоднозначным решениям Кабинета министров. Речь о принятом правительством Яценюка постановлении №263 от 7 мая 2015 года. Оно обязало «Луганское энергетическое объединение» в Луганской области и «ДТЭК Донецкоблэнерго» в Донецкой поставлять электроэнергию на неконтролируемую территорию. Через год правительство Гройсмана постановлением №368 от 25 мая 2016 года обязало «Луганское энергетическое объединение», а также «ДТЭК Донецкоблэнерго» платить за электроэнергию, потребленную в ОРДЛО, то есть делать это нужно было средствами, уплаченными гражданами с контролируемой территории. Трудно понять логику таких действий, но обращения руководителей этих энергокомпаний к центральной власти с требованием исправить ситуацию длительное время игнорировались.
В экспертной среде бытует мнение, что это была искусственно созданная схема, колоссальные доходы от которой сепаратисты поделили с высокими киевскими начальниками, а потом все списать на войну. СБУ уже расследует законность поставок электроэнергии на оккупированную территорию, плату за которую там успешно собрали структуры беглого олигарха Сергея Курченко. «Под прикрытием гуманного отношения к жителям оккупированных территорий, огромные ресурсы направлялись в «ЛНР», которые потом там превращались в деньги, их собирали с жителей ОРДЛО (оккупированные районы Донецкой и Луганской областей — Главком). Введенную схему связывают с беглецом Курченко. Но как он добился безоплатной поставки электроэнергии из Украины?», — писал в своем блоге руководитель ООО «Луганское энергетическое объединение» Владимир Грицай.
Энергетики требуют от Лисичанского водоканала полностью оплатить потребленную электроэнергию в сентябре и октябре, а также хотя бы частично погасить долги за летние месяцы. «Лисичанскводоканал» задолжал ЛЭО 143 млн грн. Общая сумма долга за электроэнергию всех предприятий жилищно-коммунального сектора Луганщины — 513,5 млн грн.
Свет — в каждый дом, деньги — в чужой карман?
Поставка электроэнергии на оккупированные территории осуществлялась даже в разгар активных боевых действий: ежемесячно туда поступала энергия на сумму 200-300 млн, а оплата оттуда — 3-4 млн. На оккупированной территории успешно работал Алчевский меткомбинат — ежемесячно завод потреблял электроэнергию на 100 млн. В общем предприятие задолжало энергетикам миллиард, тогда как до войны комбинат никогда не числился среди должников. Получается, электроэнергию из Украины просто разворовывали, а долги ЛЭО перед «Энергорынком» росли. Кроме того, до апреля 2015 года действовал межгосударственный договор на поставку электроэнергии из России — все перетоки зачислялись ЛЭО — таким образом на компанию вешались дополнительные долги.
Прекратили эту вакханалию только 25 апреля 2017 года — приказом Минэнерго перетоки электричества на неконтролируемую территорию были остановлены.
Но в то время долги ЛЭО уже достигли 5 млрд. Во время боевых действий уровень расчетов потребителей оккупированных территорий был очень низким, а с июля 2016-го расчеты вообще прекратились, ведь часть компании ЛЭО, которая осталась на оккупированной территории, присвоили сепаратисты, и все ресурсы отошли к «ТД «Нефтепродукт», который связывают с олигархом Сергеем Курченко. Предприятие Курченко эффективно собрало платежи с потребителей, среди которых и те, что повисли еще с довоенных лет. Учитывая то, что Курченко не покупал электроэнергию на энергорынке Украины, а, по сути, просто брал ее, в итоге он получил огромные сверхприбыли. И все это «освящено» упомянутыми выше правительственными постановлениями.
«Почему украинцы оплачивают коммунизм для «ЛНР»?» — спрашивает руководитель ООО «Луганское энергетическое объединение» Владимир Грицай. Он постоянно все эти годы слал письма-предупреждения к президенту Украины, в СБУ и другие правоохранительные и властные органы. «Пытаясь предупредить энергетическую катастрофу, я много раз обращался к высшим руководителям государства, но безрезультатно, — жалуется топ-менеджер. — Я не судья, но все знают: если деньги где-то пропали, то в другом месте они появились».
Зашевелились?
И вот наконец в конце августа по требованию Грицая СБУ начало расследование законности бесплатного поставки электроэнергии на оккупированную территорию Луганской области с августа 2016 по апрель 2017 года. Но будет ли это дело доведено до логического завершения, прогнозировать сложно, ведь бесплатное энергоснабжение осуществлялось под патронатом правительства Украины.
Тем временем новый состав Нацкомиссии по вопросам энергетики и коммунальных услуг принял судьбоносное для ЛЭО решение: государственный регулятор внес изменения в постановление, которое определяло алгоритм перечислений средств, чем в октябре фактически прекратил применение к ЛЭО финансовых санкций — ежесуточных списаний с текущих счетов. С декабря 2016-го по октябрь 2018 года компания из-за этого недополучила более 1,1 млрд грн (согласно тарифу), из которых 700 млн — это средства зарплатного фонда.
«Уволились более 900 работников, большая часть из них — высококвалифицированные специалисты дефицитных специальностей, была введена трехдневная рабочая неделя. Второй год подряд сорвана подготовка энергосистемы к осенне-зимнему периоду, вдвое возросла аварийность, удлинилось время восстановительных работ. Отсутствуют запасы топлива и ремонтных материалов! И все это — на территории воюющей области, пятый год разделенной пополам линией фронта», — рассказывает Грицай.
В правительстве тоже зашевелились. Там, наконец, поняли, к чему может привести долговая петля ЛЭО? «В Кабинете министров решили долги так называемых ЛНР и ДНР переложить на плечи украинцев», — сообщил «Главкому» Владимир Грицай. Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает погасить задолженность за электроэнергию потребителей перед предприятиями, которые поставляют электроэнергию на территории самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР», за счет государственного бюджета. Соответствующий законопроект «Об особенностях погашения образовавшейся задолженности на оптовом рынке электроэнергии» уже представлен на рассмотрение правительственного комитета.
В экспертной среде не исключают, что загнав ЛЭО в долговую яму, инициаторы этой акции пытались “отжать” переполовиненные остатки ЛЭО у его владельца — олигарха Константина Григоришина. «Хотят отжать ЛЭО? Не знаю, на это достаточно сложно ответить. Возможно просто не знают, на кого теперь повесить эту дыру. Думаю, там и деньги, и халатность, и небрежность, и нежелание решать сложные вопросы», — прокомментировал «Главкому» ситуацию бывший член НКРЭКП Андрей Герус.
Послесловие
Почему центральная власть так долго игнорировала проблемы области, охваченной войной? Ответы на эти вопросы искали эксперты Института Кеннана (Вашингтон), входящего в состав Международного центра имени Вудро Вильсона и специализирующегося на академических исследованиях постсоветского пространства.
По мнению американских исследователей, экономический крах, энергетический коллапс, социальные протесты — все это не только последствия войны, но и, мягко говоря, недальновидных действий украинского правительства, а также нежелание Киева признать и исправлять сделанные ошибки.
Американские эксперты утверждают: непродуманные решения Кабинета министров и предыдущего состава НКРЭКП обескровили энергоснабжающую компанию ООО «Луганское энергетическое объединение» (ЛЭО) — поэтому летом 2017 года область дважды погружалась в полную темноту из-за аварий в энергосистеме. В этом году ситуация еще хуже, из-за огромных долгов за электроэнергию сети области подготовлены к максимальным зимним нагрузкам лишь на 12% от необходимого.
Власть за последние четыре года не смогла обеспечить область резервным энергоснабжением, для этого нужно было построить линию электропередач, которая объединила бы Луганщину с энергосистемой Украины через соседнюю Харьковщину. Риски большие — энергетики прогнозируют рост количества блэкаутов этой зимой.
Ознакомившись с чрезвычайно сложной ситуацией в прифронтовой Луганщине, американские эксперты пришли к выводу, что правительство Украины не владеет стратегией, соразмерной масштабу кризиса.
За последние 4 года фундамент промышленной экономики Луганской и Донецкой областей, подконтрольной правительству Украины, разрушается военными действиями и сопровождается торговой войной с Россией. Промышленный экспорт с Луганщины — 6% от уровня 2013 года. Добыча угля упала до трети довоенного объема, производство стали — до одной восьмой.
В течение первых трех лет войны некоторые шахты и заводы на захваченных российскими агрессорами территориях продолжали платить налоги в Киев и экспортировать свою продукцию через Украину, но все это кончилось в 2017 году, когда Киев поддержал неофициальную торговую блокаду ветеранов украинской армии. Как месть за это сепаратисты «национализировали» все предприятия, которые приносили налоговые поступления в бюджет Украины, ведь все они перерегистрировались на подконтрольной территории.
По материалам: argumentua.com