Порошенко отдает Донбасс военным

877

20 февраля президент Порошенко подписал закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областях». Документ был подписан на заседании военного кабинета в присутствии спикера Верховной Рады и практически всех руководителей силовиков. Теперь так называемый закон о реинтеграции Донбасса изменяет название антитеррористической операции на освобождение оккупированных территорий. Но главное кроется не в названии, а в переменах, которые ожидают Донецкую и Луганскую области. Примечательно, что изменения распространяются не только на военных, но и на гражданских – вместо АТО теперь по факту вводится военное положение лишь с некоторыми смягчающими поправками.

Закон предусматривает создание объединенных сил, в которые войдут все военизированные структуры от ВСУ до полиции и пограничников с прямым подчинением командующему объединенных сил, а он уже будет подчиняться генштабу и главнокомандующему. Кандидатура командующего ОС пока не назначена, ее должен представить начальник генштаба, а утвердить – президент. Кроме того последнему предстоит установить границы полномочий и компетенцию командующего ОС и его штаба. С формальной стороны такие изменения направлены на централизацию структуры управления подразделениями, участвующими в боевых действиях. То есть в данный момент управление в зоне боевых действий полностью передается военным, а фактически президенту. Руководитель объединенных сил будет назначаться в обход парламента, что означает полное ручное управление президентом. Теперь Порошенко сможет в любой момент начинать военные операции или прекращать их. Это означает автоматическое снижение влияния всех иных людей, причастных к АТО – того же Авакова и Турчинова.

По мнению аналитиков, от данного закона выигрывает и разведка ГУР МО Украины. Прежде ГУР и ранее действовала в зоне АТО, но минимально, так как большую часть функции разведки и контрдиверсионной борьбы были переданы СБУ. Теперь военная разведка получает все карты в руки, так как официально борьба веется не с гражданскими сепаратистами, а с военными оккупантами страны-агрессора. Более того, дополнительные права получит и военная прокуратура, например, 13 пункт закона устанавливает, что военные прокуроры лишь по предъявлению удостоверения могут попадать на любые режимные объекты, а также на государственные и городские органы власти. Кроме того военным протекрорам в особой зоне предоставлено право требовать аудит. Ревизии и любую информацию от государственных и частных структур. Еще одним моментом является право военных в особой зоне требовать и реквизировать транспортное средство у любой структуры или гражданских лиц, но что касается последних, но тут нужно будет получить еще и личное согласие владельца. Естественно все понимают, что заставить владельца «добровольно» отдать автомобиль будет нетрудно. Под контроль командующему ОС дается и пропускной режим в особой зоне, командующий может ограничивать перемещения через контрольные пункты пропуска, хотя сам порядок перемещения людей и грузов остается прежним и регулируется инструкциями правительства. Стоит заметить, что в тексте имеются пункты, предусматривающие полномочия Кабмина составлять списки товаров, которые можно будет перемещать через линию разграничения. По мнению аналитиков, это свидетельствует о возможной деблокаде Донбасса в плане торговли. С другой стороны это фактически передает полный контроль на КПП командующему особыми силами. Не стоит забывать что в ходе АТО все эти год шла контрабанда и это может привести к переделу и борьбе между криминальными кланами. Так сами предприниматели утверждают, что максимальное влияние оказывало МВД, которое видимо лишится этой кормушки.

Предполагается то командующим ОС будет назначен начальником генштаба Виктором Муженко уже в ближайшее время. Одним из кандидатов называют нынешнего командующего силами АТО генерал-лейтенанта Забродского, так как он имеет высокий авторитет и пользуется доверием в рядах военных. Сами военные подтверждают, что Забродский никогда не прятался в тылу, берег солдат и тщательно подходил к разработке любых операций. Именно его 95-я аэромобильная бригада блокировала Славянск и Краматорск. В то же время многие считают, что ему будет противостоять генеральная команда в министерстве.

Сами венные считают, что большинство неудач случается именно из-за чинов в Киеве, а все достижения – это заслуга штаба АТО, но не все так просто. Тот же Забродский тоже имел серьезные косяки. К примеру, тот самый рейд 91 бригады в 2014 народу, за который ему вручили звезду Героя Украины был далеко не самым удачным, при серьезных потеря, когда он вывел колонну бригады под обстрел. С другой стороны тогда опыта боевых действий у него не было, и из окружения он все-таки вышел.

Но самое главное, что Заболдского считают человеком Порошенко. В особенности это касается и серьезного роста от полковника до генерал-лейтенанта, а также ряд наград. Примечательно что Забродский начинал службу в Вооруженных силах РФ и именно там принимал присягу. С 1994 по 1999 год он служил в России, однако 200-502006 гг. проходил обучение в военном колледже в США, будучи уже на службе в украинской армии. Многие штабные генералы мечтают убрать Забродского подальше с карьерного пути. Он успевает давить на многих, особенно касательно обеспечения фронта. Бывали и попытки его подставить – идут даже доносы.

Что касается нового закона, то важным моментом аналитики считают и то, что в особой зоне будут действовать только силовые структуры, а это автоматически вычеркивает все добровольческие подразделения, не входящие в официальные подразделения силовиков. Самой главной такой силой является украинская добровольческая армия, то ест фактически «Правый сектор». Забродский отметился тем, что он является сторонником строгого подчинения всех подразделений единому руководству. Многие уже считают, что закон станет препятствием для добровольцев, желающих воевать без вступления в ВСУ или Нацгвардию. С самого начала АТО Забродский выступал против участия в ней добробатов, предлагая перевести их в ВСУ, однако сами добробаты приняли предложение заключать контракты неоднозначно. Например, «Донбасс-Украина решили пойти на официальную службу в ВСУ, однако батальоны УДА, отделившиеся от «Правого сектора» остались на передовой и при этом никому не подчиняются, хотя и официально их контролирует штаб АТО. Упоминает закон и деятельность волонтеров, журналистов и иностранных наблюдателей. Примечательно что границы особой зоны законом пока не установлены. Не исключено что в такую зону по необходимости могут включать передний край и прифронтовые поселки, так и территорию областей целиком.

По мнению экспертов, больше всех от этого закона пострадают гражданские. Особую озабоченность вызывает перечень прав силовиков. К примеру, они смогут проводить досмотр граждан, транспортных средств, ограничивать и запрещать движение пешеходов и транспорта, проникать в любые помещения, на предприятия и в жилища. То есть это ничто иное как попытка легализовать применение армии, а заодно и прочего насилия, которое неоднозначно критиковалось в том числе и ООН.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org