Борьба с коррупцией в Украине: шаги назад

895

Сразу после запуска нового этапа электронного декларирования народные депутаты внезапно вспомнили об уголовной ответственности за незаконное обогащение, в связи с чем именно парламентарии предложили освободить чиновников от ответственности за приобретение или передачу другим лицам имущества, если они не могут объяснить его происхождение. Данный законопроект даже был зарегистрирован под номером 7499. По сути, он должен внести изменения в Уголовный кодекс ст.368-2. Авторами данной инициативы являются народные депутаты из БПП и «Народного фронта».

Эксперты и центра противодействия коррупции уже заявили, что в случае принятия этого законопроекта будет крайне сложно привлечь потенциальных коррупционеров к ответственности. Это станет возможно, только если имущество будет приобретаться откровенно незаконно. Существующие сегодня нормы грозят чиновникам за приобретение например дорогого автомобиля, если его стоимость не соответствует задекларированным доходам семьи. В таком случае может быть применена санкция вплоть до десяти лет лишения свободы. Новый же закон, по мнению антикоррупционеров, устранит эту ответственность, и она будет наступать только в случае, если имущество приобретается без соответствующих доверенностей или без договора, то есть, по сути, в случае угона этого автомобиля. Благодаря такой законодательной инновации фактически можно будет легализовать любое коррупционное имущество чиновников или без проблем оформлять его на третьих лиц.

Читайте также: Может позволить себе практически каждый – Луценко о своем отдыхе на Сейшелах

НАБУ и генпрокуратура подозревали в незаконном обогащении многих известных персон, в том числе нардепов, прокуроров и высших чиновников. Даже в отношении генпрокурора Юрия Луценко прошлой осенью было открыто уголовное производство. Несколько лет назад фигурантом скандала становился и нардеп от БПП Сергей Лещенко после того как приобрел элитную квартиру в центре Киева площадью 192 м2, тогда как сам депутат задекларировал очень маленькую сумму, которой бы ни на какую квартиру не хватило. После данной покупки он заявлял, что сам не захотел переоформить квартиру на родственников, хотя ему советовали это сделать. Против него в ГПУ открыли досудебное расследование, которое, впрочем, было закрыто в конце 2016 года. Также фигурантом подобного дела стал «фронтовик» Евгений Дейдей – согласно декларации за 9 лет он с семьей заработал 1,5 млн. гривен, однако за несколько лет приобрел имуществом на 6 млн. Затем в 2016 году он приобрел две элитных иномарки стоимость более 3 млн. гривен, причем оформил их на жену. К тому же у него в собственности появилось две элитных квартиры в Одессе и еще одна в Киеве. Однако летом прошлого года парламентарии отказались утвердить постановление ГПУ по этому депутату и не сняли с него неприкосновенность.

В подобном же коррупционном скандале засветился и глава радикалов Олег Ляшко, против которого весной прошлого года специализированная антикоррупционная прокуратура возбудила уголовное дело. Согласно журналистским расследованиям Ляшко в прошлом году вместе с женой приобрел недвижимости на сумму более 700 тыс. долларов и это притом что у обоих нет никакого бизнеса. Но здесь суд почему-то дважды отказал НАБУ в получении доступа к документам, касающимся обогащения Ляшко. Естественно дело также заглохло.

В незаконном обогащении обвиняли и прокуроров – так САП и НАБУ в 2015 году подозревали военного прокурора АТО Константина Кулика, так как по декларации его доходы за пять лет составляли 1,6 млн. гривен, но за последний год он приобрел имущества более чем на 3 млн. Сначала он был отстранен от должности и отпущен на свободу, затем апелляционный суд даже восстановил его в должности с 2017 года Кулик работает в генпрокуратуре и даже получает ордена.

В последние годы данная антикоррупционная статья не дала никаких результатов, несмотря на громкие дела, никто так и не понес по ним ответственности. Но вместо того чтобы упростить работу законодательства против коррупционеров и дать возможность НАБУ спокойно работать парламентарии хотят эту статью и вовсе отменить. Эксперты напоминают, что специальная статья 386-2 «Незаконное обогащение» была внесена в Уголовный кодекс еще в 2011 году для борьбы с коррупцией по рекомендации ООН, причем вину должно было доказывать обвинение. Однако в 2015 году в связи с реформами формулировка была изменена, и законность активов должен был доказывать тот, кого подозревают, то есть налицо нарушение презумпции невиновности. Естественно все коррупционеры, ссылаясь на статью, с легкостью выигрывали суды и заваливали дела. В итоге все эти антикоррупционные инициативы были искусственно завалены, как и люстрация и спецконфискация. Теперь же официальная инициатива предлагает вернуть формулировку этой статьи 2011 года с презумпцией невиновности, но вместе с тем еще и вычеркивает из криминализации передачу активов родственникам и иным лицам. Таким образом, борьба с коррупцией топчется на месте.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org