ГБР и Петр Порошенко: политический тандем
Государственное бюро расследований создавалось с целью расследовать преступления высших чиновников. Причем как, например, указывают пропрезидентские пропагандисты к таковым чиновникам относятся экс-президенты, но никак не действующий. Также в сферу деятельности ГБР входит следствие в отношении всего состава правительства, правоохранителей и судей. Лишь небольшой перечень преступлений ходит в компетенцию не ГБР, а Национального антикоррупционного бюро. Тем не менее, согласно законодательству ГБР может вести следствие и по коррупционным преступлениям чиновников, а именно руководителям специализированной антикоррупционной прокуратуры и Национального антикоррупционного бюро, а также высшее руководство правоохранителей, налоговиков и таможенников. В случае политического контроля над ГБР можно получить весомый инструмент для укрепления вертикали власти и с помощью этого органа держать на крючке не только оппонентов, но и соратников, а также препятствовать работе САБ и НАБУ в отношении своего окружения. Кроме того, даже так называемые «пленки Онищенко» могут попасть в компетенцию ГБР. Также к ее подследственности относятся и военные преступления, которые на сегодняшний день пребывают в ведении военной прокуратуры. Стоит отметить, что к таковым будут отнесены и возможные преступления чиновников министерства обороны, а, как известно, министр обороны является пропрезидентским.
Конкурсная комиссия, подбирающая кадры ГБР, представляет, по сути, позицию двух основных политических групп – «Народного фронта» и БПП. В числе членов комиссии есть как представители правительства, так и парламента, а также и доверенные от президента. В комиссии пребывал даже ближайший соратник министра МВД Авакова народный депутат Антон Геращенко, но его заменили Денисом Монастырским, чтобы сделать конкурс более чистым. Однако никто не обратил внимания на то, что Монастырский является помощником этого народного депутата. Отметим, что для принятия решения будет достаточно лишь пяти голосов членов комиссии потому, по сути, она является подконтрольной, но заангажирована она не только политически, есть и иные проблемы, которые могут впоследствии стать причиной судебных обжалований. Так двое членов комиссии Владислав Бухарев и Иван Стойко не смогли подтвердить высшее юридическое образование, которое является необходимым для участия в комиссии. Впоследствии кандидаты, не прошедшие ее, смогут через суд поставить под сомнение весь конкурс и избрание руководства ГБР.
Не так давно наиболее вероятными победителями конкурса являлись представитель генпрокуратуры Ольга Варченко, народный депутат от БПП Юрий Македон и помощник президента Алексей Горащенков. Таким образом, все трое представляют интересы Порошенко. Фаворитом считается Македон, который выгоден президенту по нескольким критериям. Прежде всего, он работал в СБУ и имеет определенный опыт, также он представляет президентско-парламентскую фракцию и, наконец, в информационном пространстве он прежде с негативной стороны не светился. Также в конкурсе участвует и так называемый громоотвод – Анатолий Матиос, которому предстоит собирать на себя публичный негатив. Судя по конкурсному процессу, на этом участнике будет сконцентрировано все внимание СМИ и общественности, а под этой ширмой будут протаскиваться прочие конкурсанты. В любом случае победит представитель президента, а это означает, что ГБР будет заведомо подконтрольна Петру Порошенко. Возможно ли в таких условиях справедливое расследование преступлений высших чиновников? Скорее всего, нет.
Также под контролем Порошенко остаются СБУ и ГПУ. Единственный орган, неподконтрольный ему – это НАБУ. Достаточно вспомнить последний конфликт между этими тремя органами, когда 12 августа прокуроры обнаружили, что за ними ведется слежка. НАБУ установила пост скрытого наблюдения, который производил отслеживание передвижений и контактов неких прокурорских работников. В ГПУ такие действия были восприняты как оскорбление, в результате чего было вызвано подкрепление из СБУ. Захваченных сотрудников НАБУ держали в подвалах, требуя выдать служебную информацию. Тогда генпрокурором был еще Виктор Шокин. Ни ГПУ, ни СБУ не претерпели никаких изменений после Майдана и, по сути, являются органами, обслуживающими бизнес-интересы «семьи», в данном случае Порошенко. Лишь руководство НАБУ является «людьми с улицы», но и им не дают работать. В итоге сегодня ГПУ возглавляет представитель Порошенко Юрий Луценко, СБУ руководят Павел Демчина и Василий Грицак, также представляющие интересы президента. Заполучив контроль над ГБР новая «семья» получит явный перевес и возможность серьезного влияния на политику. По сути это более серьезная вертикаль, чем та, которую строил Янукович, значительно раздутая дополнительными органами с более широкими полномочиями силовиков и подконтрольная лично президенту. Янукович о таком и не мечтал.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org