Оффшоры окружения Президента

679

697592_1_w_300 "Гражданин Украины Сергей Зайцев является бенефициаром (доходополучателем. — ГПУ) офшорной компании "Интрако менеджмент ЛТД", зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Человек с таким же именем и фамилией является заместителем генерального директора корпорации "Рошен" и совладельцем ООО "Центрально-Европейская кондитерская фабрика" вместе с Петром Порошенко", — пишет в "Фейсбуке" 10 мая журналист Дмитрий Гнап, 38 лет.
Компания "Интрако" соседствует с офисами фирм народного депутата от "Блока Петра Порошенко" Игоря Кононенко и самого президента на Рыбальском острове в Киеве.
В апреле британская газета "Гардиан" писала, что из офшора "Интрако" перечисляли валюту дочери Кононенко. Также компания оплачивала частный самолет, которым пользовался президент Порошенко. В октябре позапрошлого года фирма закупила 500 т авиатоплива у дочерней компании российского Газпрома. Кононенко отрицал причастность свою и Порошенко к "Интрако менеджмент ЛТД".

Также в документах фигурирует первый заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны 46-летний Олег Гладковский. До 2014-го имел фамилию Свинарчук. Он — акционер офшорной компании "Теккфорд инвестментс файненшл корпорейшн", связанной с корпорацией "Богдан". Совладельцем последней до 2009 года был и нынешний глава государства.

— Компания была абсолютно легально основана, когда я был бизнесменом. Для ее открытия получили лицензию Нацбанка, прошли проверку Службы безопасности Украины. Сразу по назначении на госслужбу я вышел из органов управления всех компаний, — говорит Гладковский.

Глава Администрации президента Борис Ложкин в "панамских документах" значится акционером "Интегрети интернешнл холдинг лимитед". Эта компания принимала участие в скандальной продаже холдинга средств массовой информации Сергею Курченко, близкому к "семье" Януковича.

Петр Порошенко — клиент панамской юридической фирмы "Моссак Фонсека" с 1990-х. Пользуется офшорными компаниями из Кипра, Панамы, острова Мен и США. Летом позапрошлого года создал фирму "Прайм асет партнерс лимитед" на Британских Виргинских островах. Юристы главы государства говорят: это было нужно для передачи управления корпорацией "Рошен" в "слепой траст".

— Гражданам Украины не запрещено создавать компании за рубежом. Закон налагает ограничение, когда человек становится государственным служащим. Он должен или продать бизнес, или оставить в управлении других, — говорит специалист по международному налогообложению Андрей Серветник, 42 года.

Офшорный бизнес у чиновника высокого уровня является основанием для расследования Антикоррупционного бюро?

— Криминала в существовании таких компаний нет. Но есть смысл выяснить, не было ли уклонения от уплаты налогов, коррупции в операциях с Украиной. Пока что "панамский архив" —только скандал. Есть информация, на которую стоит обратить внимание. Но не факт, что ее можно будет подтвердить из официальных источников. Нельзя исключать также, что к настоящим документам попали и фальсифицированные.

Нужна ли Украине деофшоризация?

— Да, если идет речь не о запрещении владеть заграничными компаниями или проводить операции с ними, а о борьбе с уклонением от налогов.

Основная черта офшоров — возможность скрыть информацию о реальных владельцах бизнеса. Она должна отойти в прошлое. Нужно сделать так, чтобы участие любого украинца в компании за рубежом можно было раскрыть.

Для этого есть ряд международных соглашений по автоматическому обмену информацией. Следует присоединиться к ним и провести реформы по защите информации. Потому что ни одна страна не будет обмениваться конфиденциальными данными с фискальными, правоохранительными органами, если есть риск их попадания в руки бандитов.

В украинское законодательство можно позаимствовать директиву Евросоюза о противодействии отмыванию денег. Она предусматривает создание прозрачного реестра с указанными конечными владельцами каждой компании. Он должен быть доступен стражам порядка, налоговикам, банкирам и журналистам.

— Чаще всего в Украине избегают уплаты налога на прибыль. От него нужно отказаться, как это недавно сделал Китай, — говорит экономист Борис Кушнирук, 50 лет. — Часто предприятия в действительности убыточны, но по показателям украинской системы — прибыльны и должны платить налоги.

Кроме того, судебная, прокурорская системы в Украине — это своеобразные криминальные группировки. От имени государства творят массовые злоупотребления. Продолжаются рейдерские захваты имущества. А требование обязательной продажи валюты, например, парализует бизнесовую деятельность. При таких обстоятельствах бизнес не хочет вкладывать средства в украинскую экономику. Хранить средства в офшорах надежнее.

Еще одна причина их существования — чиновники берут взятки. Но только дураки — наличностью. Преимущественно делают это через заграничные фирмы. Следует запретить сотрудничество государственных компаний со скрытыми владельцами. Ни один взяточник не будет открывать на свое имя счет. Это доказательство его криминальных оборотов. Меченые купюры еще можно отрицать, говорить, что подбросили, а со счетом уже ничего не поделаешь.

По материалам: gazeta.ua