Отжыг недели. Победа как серия катастроф
Никто не начинает войну - вернее,
никому в здравом уме не следует
этого делать, - не имея чёткого представления
о том, зачем нужна эта война и как её вести.
Карл фон Клаузевиц. "О войне".
Нельзя начинать войну, говорит прусский генерал, не зная, чем ты собираешься ее закончить. Главное, говорят наши доморощенные стратеги, ввязаться в сражение, а там война план покажет.
Наша власть, если исходить из ее поведения в ситуации с судами над Тимошенко и Луценко - действует в полном соответствии с этим принципом восточных славян. Очевидно, забыв, что вход в подобную войну - рубль, а выход - два, режиссеры театрализованного шоу под названием «осудить рядового Луценко и нерядовую Тимошенко», ввязались в драку без очевидных козырей. Хотя, возможно, нам, простым зрителям, просто не внятен хитроумный коварный план этой войны, а на самом деле существует дьявольски точный и верный расчет?
Искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано. Наполеон I (Бонапарт)
По крайней мере, народ у телевизоров, запасшийся поп-корном в неприлично больших количествах и разговаривающий с изображением на экране, уже несколько дней пребывает в некотором недоумении - что он видит? Если сценаристы задумывали гротеск и пошлый фарс, то таки да, им удалось. Однако вряд ли креативы власти так коварны. Задумывалось явно эпическое действие возмездия и покарания зла. В гротеск и пошлый фарс суд превращают исполнители главных и второстепенных ролей пьесы под названием «Суд над Тимошенко», и, надо сказать, пока что мяч на их стороне поля.
Ну, воля ваша, где это видано, чтобы судебное разбирательство шло под улюлюканье толпы прямо в зале заседаний? Чтобы клака, нанятая, как того никто особенно и не скрывает, за 50-70 грн в час на нос, без малейшего наказания выкрикивала оскорбительные кричалки в адрес судьи и прокурора? Чтобы подсудимая и ее адвокат отвечали на вопросы председателя сидя, то и дело хамя ему в лицо? Чтобы председатель суда смиренно принимал хулу и клевету, не подвергая нарушителей порядка законной процедуре покарания? Где это слыхано, чтобы адвокат и группа поддержки несколько часов после первого судебного заседания и накануне второго проводила «пятиминутку» ненависти к суду в национальном телеэфире? Это больше не считается давлением на суд? Хотя, куда уж дальше давить...
Планировалось даже присутствие на пятничных потешных шоу самой подсудимой, однако маразм все же до такой степени накала пока не дошел. Вот наши респонденты страстно желали после суда банкета и танцев, так уж лучше бы это.
Впрочем, ни чем не хуже танцев хепенинги, которые устаивали наиболее рьяные представители группы поддержки. Депутат Киевсовета Бригинец, облачившись (а как же?) в вышиванку, лег на асфальт перед милицейским автобусом и дергал ножками чисто перевернутый на спину таракан, оглушенный предварительно тапкой. Это, конечно, символизировало и доставляло, и, несомненно, будет оценено хозяйкой, если у нее будет час та натхнення поощрить своих экзальтированных вассалов.
Хотя пока ей не до поощрения. Тимошенко в суде ведет какую-то странную партию, играет какой-то дикий образ. Мы видим перед собой химерическую помесь невинной девочки-отличницы в очечках и гопницы-беспредельщицы. Развязные реплики, хамские инвективы по отношению к судье, босяцкие выкрики из уст прехорошенькой женщины создают впечатление жесткого абсурда. Торжество вульгарности, неуместной для почитательницы Эсхила. Интересно - это сознательно выбранная тактика или нутро, прущее поверх бежевых рюшек?
Не следует начинать сражение или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. Те, кто домогаются малых выгод ценой большой опасности, подобны рыболову, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок - никакая добыча не возместит потери. Август (Октавиан)
Ну, оставим Фрейду фрейдово, а сами озаботимся вопросом - власть осознает, что делает? Не устраивает ли она сама себе цугцванг? Начав войну, она понимает, как потом из нее выйти, одержав победу и не понеся катастрофических репутационных потерь? Это понятно, что закон один для всех, и зло должно быть наказано во что бы то ни стало. Однако в ситуации, когда на стороне подсудимой огромное количество тем или иным образом привлеченных болельщиков, контролеров и возмущенных (у нас они всегда возмущенные) масс - не стоило ли бы делать процесс как-то более убедительным и продуманным? Чтобы прокурор выглядел уверенно и был речистым, чтобы судья говорил решительно и не давал себя в обиду? Ну, хотя бы внешний-то антураж можно было бы как-то продумать?
Сторона защиты, между тем, готовилась. Точно зная, что суть ничто, картинка - все, Юлия Владимировна выбрала довольно грамотную стратегию. На экранах - возмущенный народ, раздраженные жарой и давкой журналисты, скандирования, сильно потеющий судья и производящее впечатление беспомощности обвинение. Надо быть психологически очень крепким человеком, чтобы выдержать напор подсудимой, которая, будь все это судебное действо производимым в любой стране цивилизованного мира, уже получила бы по полной программе за неуважение к суду. Представить себе нельзя, чтобы подсудимый, будь он хоть премьер-министром, хоть президентом, мог позволить себе даже намек на подобное поведение в западном суде.
И, однако, кураторы нашей демократии молчат. Ослепли, онемели. Надо отдать должное Юлиным эмиссарам. Немыря без устали окучивал американских и европейских высокопоставленных чиновников, ездил в США и Власенко. Были наняты «независимые» журналисты, в том числе из Британии и США, написаны и размещены в иностранных СМИ пафосные статьи о политических репрессиях. Так это именно так и выглядят политические репрессии? Открытое судебное заседание, психованная массовка в зале, десятки телекамер, неприкрытое хамство подсудимой и ее адвоката с вечно скошенными от постоянного вранья глазами, шумные разборки на телевидении с давлением на суд? Да, в кулуарах соглашаются европейцы, она сукина дочка, но она - наша сукина дочка. Так уже не Путина?
Разве не равенству всех перед законом учат нас, туземцев, кураторы с бусиками и зеркальцами? Разве не судят они сами бывших и даже действующих своих чиновников самого высокого ранга? Разве для этого им нужно разрешение Украины? Разве ездит их оппозиция с жалобами по всему миру на власть собственной страны и поносит ее где ни попадя? Дошло до того, что всякие ирины геращенки и ольги герасимьюки прямо отчитываются перед Тимошенко, где еще они сочно обгадили Президента (избранного народом Украины, напомню) и с какими еще фондами и международными организациями перетерли варианты его дискредитации. «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда», - писал Александр Пушкин почти два века назад. И ничего не изменилось... Однако далее поэт добавлял - «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство". Вот это мы успешно преодолели.
Дошло до того, что Тягнибок на днях едет в Германию в обнимку с Фарион (здесь смеяться или плакать - на ваш выбор), чтобы пожаловаться на узурпацию власти и политические притеснения представителей оппозиционных сил. Видный демократ Тягнибок, несомненно, широко известен приверженностью европейским ценностям. Однако хотелось бы послушать ответы немецких политиков на эти жалобы, а заодно и их оценки программных принципов вечно провоцируемой и притесняемой «Свободы». Надеемся, Олег Ярославович и Ирина Дмитриевна проведут отжигающий мастер-класс? Или Фарион поедет в наморднике?
Да что там Германия! Креативные свободовцы обращаются к грузинским друзьям с просьбой возвысить свой голос в защиту политически репрессируемых в Украине. Интересно бы в связи с этим задать вопрос тягнибоковским интернационалистам - как они в своей среде называют кавказцев? Ну, это так, лирическое отступление. Имеющий воображение, да представит.
Однако вернемся к суду. На стороне Тимошенко выступают лучшие силы «Батькивщины». Сергей Пашинский, с фирменно по-бютовски скошенными глазами и косноязычием, взял на себя роль эксперта по газовым вопросам. Взял, по собственному признанию, искусственно, и самозабвенно несет пургу, в которой пафос, бессвязные оскорбления, обрывки бессмысленных доводов и летящая изо рта слюна кое на кого производят магическое впечатление. Ведь это всегда лишь вопрос - во что и как быстро ты готов поверить.
Однако группа поддержки на этот раз ушла неудовлетворенной. Говорят, заплатили только половину. Ну, у нас и бескорыстных неадекватов довольно, так что рекрутировать публику для воплей-соплей есть откуда. Резервы велики и необъятны. И тот же Пашинский - ведь над ним навис дамоклов меч. Барыня решили не брать газового иксперда в проходную часть списка на следующих выборах, а чтобы не истерил, наслала проверку на окормляемую им Житомирскую областную организацию «Батькивщины». Там нашли, кто бы сомневался, тьму нарушений. Интересно, как поведет себя в этой ситуации г-н Пашинский - будет ли еще более рьяно отмазывать подсудимую Тимошенко или, по примеру других, начнет тайные переговоры о переходе под другую крышу? Это все мы непременно еще увидим. Но какова неблагодарность Юлии Владимировны!
Тем временем, областные организации «Батькивщины» и независимые, прастигиспади, Европейские институции шлют письмо за письмом с ходатайствами немедленно отпустить г-жу Тимошенко, без которой не освятится празднование 10-летия визита во Львов Ивана Павла Другого (феерично, не?), борьба за незакрытие детсадов в Луганской области, очередной Межгалактический форум демократических сил. Все областные организации БЮТ получили указания беспрестанно делать ей приглашения и посылать требования в суд. Чтобы суд их не удовлетворял, и весь мир мог бы своими глазами видеть сатрапические действия злочинной владыTM, которая не пускает Юлию Владимировну бороться за все лучшее со всем худшим. Посылать и посылать такие приглашения. Чтобы обвалить сервер запросами...
Всякую войну легко начать, но крайне трудно кончить. Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)
И снова к суду. Так что же будет в итоге? Вариантов не так много, и мы практически всех их перечислили. Наши респонденты в актуальном опросе «Полемики» склоняются к тому, что после суда Тимошенко, получив условное наказание, поедет по регионам вздымать массы на бунт. Вполне реальная перспектива. В любом случае - либо статус мученицы, либо победа в виде оправдания. Если власть думает, что тогда она получит аплодисменты и комплименты от евроатлантической спильноты за демократичность и верховенство права, она глубоко и трагически заблуждается. И от Юлии Владимировны никакого одобрения сценаристы тоже не дождутся. Потому что - Никто никогда не забывает, где он закопал топор войны. Фрэнк Хаббард.
Таким образом, пока что все выглядит для обвинителей довольно уныло. Однако в мире мудрых мыслей всегда есть, за что зацепиться оптимисту. Война - это серия катастроф, ведущих к победе. Жорж Бенжамен Клемансо. Возможно, мы с вами просто не просматриваем, в силу своего скромного разумения, этой незаметной тропинки к победе правосудия и здравого смысла?