Украина-Донбасс: хроники нового перемирия после 15 февраля

582

После подписания Минского соглашения от 12 февраля на встрече, прошедшей в нормандском формате, где президенты четырех стран договорились о перемирии между украинскими войсками и силами ополчения, многие поверили в то, что это перемирие может состояться. Однако, как показала практика, это оказалось чем-то из области фантастики и после наступления полуночи 15 февраля по украинскому времени не прошло и часа как перемирие, по сути, было нарушено. Как и предупреждали скептики, которые в итоге оказались правы, оно имело минимум шансов из всех возможных. Причем, такие заявления можно было услышать как со стороны украинской стороны, европейских и американских политиков и политологов, так и со стороны ополченцев и их сторонников. Естественно, что еще до самого наступления так называемого перемирия, стороны постарались обвинить друг друга в его преднамеренном «сливе». Так оно и произошло на самом деле, и уже в первые же часы по обе стороны линии фронта полетели рапорта о нарушении «тишины» стороной противника.

Прежде всего, это стало понятным, когда за несколько часов до начала перемирия украинские боевики из «Правого сектора» заявили о том, что никакого перемирия соблюдать не собираются. После этого к ним присоединились и некоторые другие полевые командиры. Примечательно, что уже на следующий день текст заявления, успевшего массово разойтись по интернету, старательно начали удалять с украинских сайтов. Однако это не помешало последним вести огонь по позициям ополчения. Кроме того, источники в ДНР и ЛНР уже 15 февраля неоднократно заявляли о нарушении перемирия с украинской стороны. По их словам одними из первых перемирие нарушили бойцы украинского батальона «Азов», которые перед рассветом начали производить артиллерийские обстрелы населенного пункта Широкино и других жилых районов донецкой области. Не состоялось перемирие и в Логвиново, откуда, по заявлениям ополченцев велся огонь по их позициям. В ответ было начато массированное наступления на Логвиново и Дебальцево, а бои за последний продолжались еще совсем недавно.

В то же самое время, украинское руководство сделало ряд прямопропорциональных заявлений, суть которых сводилась к тому же самому, только ответственность за срыв перемирия в этот раз возлагалась уже на сепаратистов. Так Вячеславом Аброськиным, возглавляющим украинское МВД было сделано заявление о том, что перемирие было нарушено ополченцами, которые начали обстрел позиций украинских военных в Дебальцево, а также жилых кварталов города. Примечательно, что ополченцы еще до официального перемирия заявили о том, что оно не будет касаться Дебальцевского котла, поскольку последний полностью находится на подконтрольной им территории, а находящимся в нем бойцы ВСУ и карательных батальонов, еще ранее было предложено сложить оружие и сдаться в плен добровольно.

Иными словами, можно сказать, что произошло именно то, что и должно было произойти. В сложившейся обстановке, когда противостояние участников достигло наивысшей точки напряжения, особенно это касается попавших в окружение в Дебальцевском котле бойцов ВСУ и карательных батальонов, было вполне достаточно одного случайного выстрела.

Что уж говорить, о том, что такой выстрел был, скорее всего, произведен по чьему-то приказу свыше, что является наиболее правдоподобной версией, по мнению абсолютного большинства специалистов, представляющих, опять же обе стороны конфликта. Кроме того, украинский президент, который пугал введением военного положения еще до Минских переговоров, заявил, что в случае нарушения перемирия он оставляет за собой такое право, в чем противники ныне действующей в Украине власти усмотрели коварный план и поспешили предупредить о провокациях. На похожую мысль наталкивает принятие Соединенными Штатами Америки решения о поставках в Украину летального оружия, что было сделано уже после переговоров нормандской четверки в Минске. Кроме того уже начались поставки летального оружия в Украину из Польши и Литвы. В ОБСЕ даже выразили свое возмущение по этому поводу, канал поставок так и не был перекрыт. А уже 18 февраля в Донбасс прибыли десять бронированных автомашин, произведенных в Британии, и доставленных в Украину на прошлой неделе. То есть, вряд ли можно рассматривать такие поставки как акт доброй воли и нетрудно догадаться об истинном предположении поставляемого оружия, и уж точно очень сомнительно, что страна, которая готовится к миру нуждается в таком количестве «дармовой» техники.

Тем не менее, к обеду дня 15 февраля стало ясно, что о перемирии можно забыть и армия Новороссии перешла к активным действиям по «дожиманию» Дебальцевского котла. Попавшими в окружение в течение нескольких дней предпринимались попытки прорыва, что совершается по приказам свыше. При этом ополчение неоднократно предлагало окруженным альтернативный выход из ситуации в виде добровольной сдачи в плен. Однако последние в большинстве своем отказывались это сделать. Либо просто не реагировали, и скоро стало известно почему. Накануне в сеть попал видеоролик, снятый украинским каналом «Громадське ТБ», в котором боец украинского батальона «Донбасс» рассказывает о реалиях происходящего на линии фронта, в том числе в Дебальцевском котле. Все это кардинальным образом отличается от той картинки, которую преподносят украинцам средства массовой информации и докладов украинских руководителей силовых ведомств и министерств. В интервью каналу с позывным «Гром», которому удалось выбраться из окружения, рассказывает, что, по сути, командование бросило их на произвол судьбы, оставив их без продовольствия и боеприпасов, при этом, запретив сдавать позиции, как минимум, под угрозой ареста на ближайшем блокпосту. Стоит отметить, что 17 февраля ролик был удален с youtube, однако найти его по-прежнему можно в, так называемых антимайдановских группах в социальных сетях. И это уже, далеко не единичный случай заявлений о подобных фактах предательства со стороны украинского командования. Так журналистка из Киева, неоднократно посещавшая зону АТО, написала на своей странице что батальону «Киевская Русь» остались считанные часы, и всего его бойцы погибнут, если не дождутся помощи. А Владимир Шматько потребовал донести до украинского президента информацию о том, что 128 бригада находится в окружении в Дебальцевском котле, выбраться из которого самостоятельно они не могут. Такие заявления или даже вернее сказать крики о помощи распространялись все чаще и чаще, вместе с тем, как силы ополчения продолжали зачистку Дебальцевского котла и в частности самого Дебальцево.

17 февраля ополченцы доложили о взятии нескольких важных городских объектов, том числе железнодорожного вокзала и городского отдела милиции. Об этом заявили в руководстве ДНР. В то время как Вячеслав Аброськин назвал информацию о взятии горотдела не соответствующей действительности. По словам Аброськина его подчиненные оставили здание ввиду, его, практически полного разрушения. Однако украинский министр внутренних дел, фактически признал сам факт того, что украинские войска продолжают сдавать позиции. Да и в целом, с украинской стороны больше не отрицают существование Дебальцевского котла, равно как и признают, что ВСУ несет тяжелые потери по всем направлением. Разве, что официальные сводки по-прежнему продолжают оставаться бравурными, но и в них часто проскальзывают тревожные нотки реализма. И если еще несколько дней назад упорно отстаивали свою правду обе стороны, то теперь с украинской стороны оптимизма явно поубавилось. Мало того, череда заявлений о предательстве украинских военных их командирами дают повод задуматься, как об их профпригодности в частности, так и дееспособности всей украинской власти. Даже если поверить в ее непричастность к нарушению перемирия, она все равно не способна осуществлять контроль над отдельными вооруженными формированиями, открыто заявляющими о своем ей неподчинении, и по сути, спровоцировавшими продолжение военного конфликта на Донбассе.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org