Евромайдан заходит в тупик
Пока кризис в стране находится в хрупком равновесии, Янукович поспешил в Москву и подписал ряд соглашений, среди которых одним из главных называют снижение цены на газ. Это означает, что уличные протесты не смогли оказать на власть никакого влияния. Уже более двух недель продолжаются пикеты на Майдане Незалежности, а страна оказалась в остром политическом кризисе. О том, что кризис существует, говорят не только власть и оппозиция, но и международное сообщество. Улицы заполонили многотысячные митинги, а доверие к государственным институтам продолжает падать.
Тем не менее, ситуация находится в хрупком равновесии, когда у власти не получается сгладить ситуацию, а у протестующих и оппозиции не получается давление на власть. Совершенно неудивительно, что обе стороны пытаются взывать к зарубежным центрам влияния, что, несомненно, наносит урон суверенитету страны. Судя по всему, резервы общественной поддержки и у власти и у оппозиции крайне исчерпаны. За это время власть не соизволила предпринять какие-либо политические действия для расширения собственной общественной поддержки. К таковым можно отнести лишь последние договоренности, подписанные в Москве. В какой-то мере это может принести определенные дивиденды в играх с базовым электоратом. Но в то же время так власть оттолкнет тех, кто поддерживает Евромайдан. Оппозиция же и вовсе не смогла задать политическую повестку дня и модернизировать гражданский протест в какие-либо эффективные формы давления на власть с четкими и реалистичными требованиями.
Нужно отметить, что власть все же пыталась решить проблему силовым способом сходу. Однако подобные репрессивные инструменты, которые прежде работали хорошо, не смогли изменить ситуацию и даже наоборот вывали протестные настроения. Это конечно никак не мешает власти в дальнейшем вновь попытаться использовать силовиков. Перестановки в административной вертикали в качестве реакции на политический кризис также не принесли никакого положительного эффекта. Привлечь в качестве поддержки бюджетников и работников подконтрольных предприятий оказалось непросто. Поэтому власть вынуждена оплачивать всем митингующим командировочные. Сложилась ситуация, когда крайне необходимо продемонстрировать мировому сообществу определенный уровень собственной публичной поддержки чтобы показать наличие своей социальной платформы. Отсутствие такое демонстрации может вызвать изоляцию и не позволит легитимно применять силу. Административные механизмы перестали давать ожидаемую отдачу, поэтому партии власти оказалось больше невозможным обещать евроинтеграционные процессы наряду с тотальным бездействием. Для роста поддержки потребовалась хоть какая-то политическая работа. Причем не в качестве манипулятивных технологий, которые использовались все это время, а в качестве конкретных шагов. Только это и заставило Януковича ехать в Москву.
Кроме того, впереди тот самый предвыборный год, на который должны быть намечены социальные подачки. Только с их помощью можно будет расширить социальную базу. А взять их попросту негде, кроме как начать делиться. Нужно поменять правило раздела прибыли и убытков от выкачивания национального богатства, которым пользуются привластные люди. В Украине больше не может работать схема, через которую убытки достаются народу, а прибыли приватизируются «семьей». В ближайшее время потребуется снижение монополизации на рынке, упрочнение прав собственности, уменьшение паразитирования чиновников и способствование развитию мелкого и среднего бизнеса. О том, что происходит, если бизнес начать давить власть уже поняла, получив серьезный экономический кризис. Конечно, серьезной либерализации от власти ждать не стоит. Тем не менее, с учетом риска и роста гражданской конфронтации у власти нет выхода, кроме как пересмотреть систему социально-экономических балансов. У партии власти все еще остается соблазн еще немного подождать, когда майдан еще больше потухнет и все же использовать силовые методы для решения этой проблемы. Это может помочь лишь снять внешнее проявление, но сам процесс, который происходит в обществе, будет лишь усиливаться. Рано или поздно он приведет к социальному взрыву. Кроме того еще одна попытка эскалации конфликта может вызвать гораздо более серьезные последствия, и тогда про легитимность власти уже никто не будет говорить.
Что касается оппозиции, то эта тройка представила протестному движению свою помощь, превратив эту помощь в лидерство. Изначально митинги носили непартийный характер, но оппозиция пообещала выставить политические требования и добиваться их выполнения. Оппозиционным лидерам позволили это сделать, что и привело к угасанию протестного движения. Все дальнейшие политические цели оппозиции ввиду малореалистичности превратились в банальный популизм, который немедленно разочаровал протестующих.
Сегодня оппозиция выглядит в таком же свете, как и власть. По сути, оппозиционные партии эксплуатируют в своих целях оформившиеся требования Евромайдана. Однако этих требований абсолютно недостаточно для политического протеста. Майдан перестал расширяться и перешел в стагнацию. Большинство граждан прекрасно помнит о том, что после смены политиков у власти в стране абсолютно ничего не меняется. Поэтому для реальной оппозиционности нужны не узнаваемые лидеры и громкие лозунги, а серьезная программа и политические инструменты.
В то же время по информации портала job-sbu.org на сегодняшний день у оппозиции абсолютно нет никаких серьезных программ и законопроектов, предназначенных для разных социальных групп, в особенности для тех, кто поддержал майдан. Тем более речь не идет о том, что оппозиция могла бы хоть что-то предложить потенциальным сторонникам или даже противникам. Для этого потребуется диалог с сотнями представителями миллионов граждан. Но без этой работы все сводится к банальному расколу общества. Выдвигая определенные требования для одной его части, оппозиция автоматически превращается во врага для другой части. Насколько легитимной может быть такая власть – большой вопрос. Оппозиционеры требуют всей отставки власти и досрочных выборов, что говорит о том, что они готовы взять власть на себя. Однако какими будут их действия, и что предложит оппозиция избирателю – непонятно. За счет чего оппозиционеры будут пытаться вытащить страну из кризиса, как будут обеспечивать зарплаты и социальные выплаты и как справятся с тяжелыми последствиями евроинтеграции, которые неминуемо ждут многие предприятия, рынок которых находится в Таможенном союзе? Вопросов слишком много, а ответов на них нет. А ведь перед тем как протестовать против действующей власти нужно знать, что же предложит будущая власть, и знать это нужно сейчас, а не после выборов.
Единственное что объединяет власть и оппозицию – это полнейшая программная пустота. Власть пытается проводить внешнеполитические переговоры, не рассказывая обществу их подробности, а оппозиция требует отдать власть ей точно так же, не рассказывая, что будет делать дальше. Гражданам остается только гадать с выбором из двух зол и надеяться, что ошибка не станет еще большей.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org