“Укрспецэкспорт»: что стоит за иллюзией процветания?

716

На фоне громыхающих в последнее время вокруг активности Украины на международном оружейном рынке скандалов, украинский экспортер вооружений — ГК «Укрспецэкспорт» — уверенно наращивает темпы продаж. Не столько давно в госкомпании сообщили, что считают успешными достигнутые в 2012 году финансово-экономические показатели.
В частности, согласно официальному сообщению «Укрспецэкспорта», объем торгово-посреднической деятельности компании и ее дочерних предприятий в прошлом году составил 1 млрд 24 млн дол, что почти на 20 млн дол превышает выручку 2011-го года. Основными потребителями продукции военного и специального назначения украинского производства остаются страны Азии, куда поставляется 47% всего экспорта, 23% оборота приходится на государства Африки, 21% — СНГ, 6% — Европы и 3% — Америки. Всего ГК «Укрспецэкспорт» сотрудничает с 78 странами мира, при этом крупнейшими партнерами является Индия, Ирак, Китай, Казахстан, Таиланд и Российская Федерация.
У семи нянек…
Собственно, продажа оружия всегда была особой статьей внешнеэкономической деятельности Украины, которой любая украинская власть уделяла особое внимание. Ведь нынешние достижения «Укрспецэкспорта», когда в 2011 году годовые объемы продаж достигли 1 млрд долл, а в 2012 году перешагнули этот показатель, — вовсе не головокружительный успех, а лишь тенденция к некоторому росту.


Например, за год до прихода к власти в Украине Виктора Януковича, в 2009 году, по данным украинского Агентства по вопросам ОПК, страна также наторговала вооружениями на 1 млрд долл (международные структуры вроде SIPRI насчитали лишь 400 млн долл, но они не учитывали поставку комплектующих и услуги по ремонту и обслуживанию по ранее заключенным контрактам). В 2008 году на фоне мирового кризиса был явный провал (233 млн долл), но за год до этого, в 2007-м, Киев наторговал на 800 млн долл. Учитывая перманентный рост цен на вооружение и военную технику, это вполне сопоставимо с нынешним «рекордом».
То есть, показатели в этой сфере у Украины всегда были впечатляющими. Ажиотаж же вокруг нынешнего якобы безудержного роста показателей объясняется лишь желанием нынешней власти продемонстрировать свои успехи.
Как бы там ни было, гарантированные доходы от продажи оружия, как ни странно это звучит, всегда были главным препятствием для реформы украинской «оборонки» в целом и механизмов его продажи в частности. Суть в том, что эти ощутимые финансовые потоки всегда являлись предметом противостояния различных центров силы в государстве. Так, за контроль над ними перманентно сражались «промышленники» (т.е. представители самого ОПК), спецслужбы и военные, а на верхнем уровне — президент державы и люди из его окружения, правительство во главе с премьер-министром, а также иные игроки, действующие через лобби в Верховной Раде и органах исполнительной власти.
В итоге складывалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, долгие годы все – начиная от чиновников и политиков, и заканчивая неправительственными экспертами – твердили о том, что украинскому ОПК и торговле оружия не хватает централизации и координации, что резко повысило бы эффективность «оружейной» деятельности державы. Отсутствие единого координационного органа фактически принуждало украинский ОПК находиться в свободном плавании, борясь за заказы и выживая лишь благодаря собственным усилиям.
При президенте Викторе Ющенко даже были сделаны попытки создания единого центра в «оборонке». В частности, об этом особо активно заговорили после 2005 года, когда стало окончательно ясно, что ОПК не может эффективно работать, пока в Украине де-факто не реализовывается единая государственная промышленная политика. Пытаясь создать четкую структуру производства и экспорта украинского вооружения, еще 20 июля 2007 года СНБОУ приняло стратегическое Решение «О ходе реализации Государственной программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года». Им предписывалось до 1 октября 2007 года создать национальное агентство по вопросам ОПК «со сосредоточением в сфере его управления государственных предприятий, которые осуществляют в установленном порядке хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему, а также корпоративных прав, которые принадлежат государству в уставных фондах акционерных обществ, которые осуществляют в установленном порядке хозяйственную деятельность в указанной сфере».
Но эти благие намерения очень быстро сошли на нет. До 1 октября 2007 года никто ничего не создал, а планы создать национальное агентство отменил сам же СНБО своим решением от 15 февраля 2008 года.
В общем, как это было со многими инициативами времен Ющенко, благие намерения остались лишь болтовней. Одна из главных причин этого – указанное противостояние в вопросе контроля над финансовыми потоками, которое тогда очень резко проявлялось между Ющенко и премьером Юлией Тимошенко с участием иных заинтересованных сторон.
Бедлам со спецслужбами
«Укрспецэкспорт» как весьма лакомый кусок (через него традиционно проходило 80-85% контрактов с зарубежными покупателями, да и остальное контролировалось его «дочками») стал одним из самых ярких проявлений этой политики перетягивания «оружейного» одеяла, причем задолго до «оранжевой» власти.
В частности, сам факт создания этой госкомпании в 1996 году был безусловно положительным моментом – в начале независимости Украину на внешних рынках вооружений представляли три отраслевых внешнеторговых организации, которые входили в состав ведомств, но контролировались «заинтересованными сторонами». Это «Укринмаш» при Министерстве машиностроения, ОПК и конверсии (позже перешло в состав и под контроль созданного Минпромполитики), «Прогресс» при Министерстве промышленности (в сфере влияния СБУ, затем – Службы внешней разведки, после ее создания в 2004 году на базе выведенных из СБУ Департамента разведки и Главного управления разведки) и «Укроборонсервис» при Министерстве внешнеэкономических связей и торговли («куратор» - Минобороны).
Заметим, что самым серьезным предприятием из этих трех было ГП «Прогресс», которое поначалу занималось торговлей редкоземельными металлами, а затем понемногу выступило как серьезный экспортер вооружений. Именно «прогрессовцы» под заботливым кураторством СБУ заключили первый в истории Украины крупный оружейный контракт на 650 млн долл по продаже танков Пакистану.
Из этой схемы выпадала очень важная спецслужба в лице Главного управления разведки МО Украины, аналог которой в СССР (ГРУ) курировал весь экспорт вооружений. Кстати, в России именно ГРУ продолжило курировать эту сферу с распадом Советского Союза, причем под руководством генерала от разведки Александра Котелкина был создан экспортерный монстр в лице «Росвооружения». Но если в России остались все центральные органы управления и управленческие кадры военной разведки с их весом и связями, то в Украине ГУР создавалось на базе среднего командного звена и отдельных элементов системы военной разведки. Именно поэтому военные разведчики остались не у дел, хотя затем принимали (и принимают, но чаще на вторых ролях) активное участие в оружейном бизнесе, с чем до последнего времени были связаны отдельные скандалы.
Для того, чтобы упорядочить торговлю оружием, в августе 1996 года Постановлением Кабмина и была создана ГК «Укрспецэкспорт», а перечисленные компании вошли в ее состав. Кроме объективной потребности в координации работы экспортеров оружия, это был и важный шаг по взятию всей сферы торговли оружия под контроль СБУ – глава «Укрспецэкспорта» Андрей Кукин (руководил компанией в 1996-1998 гг) до назначения гендиректором был начальником Второй службы Главного управления военной контрразведки СБУ.
Однако создание «единого центра» было сразу же нивелировано последующими организационными мероприятиями. В частности, три базовых компании в составе «Укрспецэкспорта» получили статус дочерних, а затем к ним присоединились и Государственное внешнеторговое и инвестиционное предприятие «Промоборонэкспорт», а также Государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие «Спецтехноэкспорт». Все эти пять «дочек» «Укрспецэкспорта» самостоятельно заключали договора с украинскими производителями и контракты на поставку их продукции с иностранным покупателем. Эти контракты лишь проходили согласование с самим «Укрспецэкспортом», что позволяло при номинально едином «центре» все равно проворачивать махинации с полученными от продажи оружия средствами. Ведь реально экспортом оружия занимались сразу шесть субъектов – «Укрспецэкспорт» и пять его «дочек». Потому все «заинтересованные лица» остались довольны, а украинская сфера торговли оружием осталась на долгие годы в некоем «сером» статусе.

Сергей Бондарчук
Кстати, при Ющенко «Укрспецэкспорт» возглавил управленец от Ющенко – Сергей Бондарчук (во время президентской кампании 2004 года – доверенное лицо оппозиционного кандидата Ющенко на Волыни), обеспечив президентский контроль над основными оружейными контрактами. По странному стечению обстоятельств (хотя странного тут ничего нет), именно он после смены власти в 2010 году стал «главным банкиром» партии Ющенко «Наша Украина». Хотя затем сыграл и известную роль в ее расколе, сопровождавшемся, как помним, бурным скандалом.
Вертикаль от Януковича
Этот бедлам в оружейном бизнесе прекратился с приходом к власти Януковича – понятно, с сомнительным эффектом для страны, но с несомненной пользой для «Семьи». На тот момент в состав оборонно-промышленного комплекса входило 161 предприятие (те, кто выпускает конкретно оружие и военную технику, кроме них в ОПК числились и сотни предприятий, выпускающие продукцию двойного назначения). Из них в состав Минпромполитики входило 76 предприятий, Минобороны – 44 предприятия, Фонд госимущества – 14, Национального космического агентства – 13, в состав Госкомпании «Укрспецэкспорт» — 6, Госслужбы спецсвязи и защиты информации – 4, СБУ – 3 и МВД – 1. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда долгое время одновременно с «совдеповской» системой госуправления предприятиями существовала рыночная внешнеэкономическая схема реализации продукции.
Стремясь взять под жесткий контроль все финансовые потоки в стране, новая властная команда, конечно же, не обошла вниманием и «оборонку». Создание жесткой вертикали в виде госконцерна «Укроборонпром» (куда, естественно, вошел и «Укрспецэкспорт») было только первым шагом. Возглавивший «Укрспецэкспорт» Дмитрий Саламатин до своего перехода на руководство «Укроборонпромом» блестяще выполнял главную задачу – переподчинил на себя все дочерние предприятия.

Дмитрий Саламатин
Сам Саламатин в комментариях СМИ объяснил процесс ликвидации дочерних предприятий необходимостью контролировать внешнеторговую деятельность спецэкспортеров, которая до этого носила хаотичный характер. В ответ на неудобные вопросы журналистов он раздраженно отвечал: «Если вы — руководитель в компании, вы должны контролировать все в организационном и финансовом плане. Я обязан был это сделать. До сих пор в сфере экспорта, импорта товаров и услуг военного и специального назначения сразу несколько компаний конкурировали друг с другом, демпинговали. Какова должна быть логика? Мы что, должны плодить управленческий аппарат? Нет, мы должны оптимизировать работу спецэкспортеров».
Саламатина не заботило, что ранее с руководителями этих компаний были заключены трудовые договора, — они «неожиданно» уходили по собственному желанию. Ну а кто артачился, все равно оставался с носом: их предприятия ликвидировались «в рамках реструктуризации», а заказы и выполнение контрактов передавалось «своим» структурам.
К слову, «заточенный» как доверенное лицо Януковича под оружейный бизнес, Саламатин продолжил бурную деятельность на этом фронте и в кресле министра обороны, занимаясь вопросами ОПК (к которому глава Минобороны имеет совершенно косвенное отношение) куда более активно, нежели бесконечными проблемами армии. При том, что сменивший его на посту главы «Укрспецэкспорта» (как и на посту «Укроборонпрома») Дмитрий Перегудов отличается не меньшей лояльностью к «Семье», чем сам Саламатин.

Дмитрий Перегудов
В ходе «оптимизации» имевший серьезный вес благодаря прежнему кураторству от СБУ-СВР «Прогресс» преуспел намного больше остальных, не попав под саламатинский каток. В частности, в декабре 2010 года Дмитрий Саламатин официально подписал приказ о ликвидации ГП «Прогресс». Однако затем ликвидация предприятия была приостановлена. В конечном итоге, в сентябре 2011 года, основателем Государственного предприятия “Специализированная внешнеторговая фирма “Прогресс” 27 июля 2011 г. было заявлено о прекращении юридического лица дочернего предприятия государственной компании “Укрспецэкспорт” ГП “Прогресс” путем присоединения к госкомпании ”Укрспецэкспорт”.

С этим объединением была поставлена жирная точка с «выстраиванием вертикали» от Януковича в оружейном бизнесе. «Семья» взяла его под полный контроль.
Туфтовые победы

Итог всех этих преобразований мы видим сегодня. Руководство «Укрспецэкспорта» (как, кстати, и «Укроборонпрома»), хвастаясь успехами последнего времени, громко заявляет: мол, «папередники» загубили на корню торговлю оружием, но под мудрым предводительством Виктора Януковича и назначенного им руководства ОПК, украинский экспорт вооружений воспрянул, и показатели рвутся вверх. Эти заявления транслировал и Саламатин, и сменившее его в обеих компаниях нынешнее руководство. Так, весной этого года в ГК «Укрспецэкспорт» бодро докладывали: показатель продаж оружия в 2012 году стал самым высоким за 16 лет деятельности этой структуры. «Компания выполнила определенные Президентом Украины задачи по содержанию и увеличение показателей, достигнутых в 2011 году» — рапортовали в ГК.
Как мы уже говорили, по поводу безудержного роста продаж наши торговцы оружием явно приукрашивают – показатели последних двух лет не так уж и отличаются от более ранних. Однако чтобы понять всю глубину лжи, стоит более внимательно изучить контракты, на которых в 2011-2012 гг Киев заработал основные средства, и которые станут основой оружейного экспорта и в 2013 году.
Итак, на сегодня такие контракты существуют с четырьмя странами мира — Таиландом, Ираком, Индией и Китаем.
С Таиландом контракт о поставке очередной партии бронетехники, согласно которому украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц основного боевого танка “Оплот”, был подписан в сентябре 2011 г. Стоимость контракта — более 200 млн долл. Перед этим, в мае 2011 года был подписал контракт на дополнительную поставку в Таиланд 121 бронетранспортер БТР 3-Е1 и машин поддержки на этой базе стоимостью более 140 млн долл.
Эти контракты впечатляют, но, увы, к началу военно-технического сотрудничества Украины с этой страной команда Януковича имеет очень сомнительное отношение. Уже потому, что таковое началось за три года до прихода к власти Виктора Федоровича. А именно, еще в 2007 году Таиланд приобрел у Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 на четыре миллиарда бат (порядка 130 млн долл).
Правда, тогда с получением заказанных машин возникли проблемы. В частности, по данным Минобороны Украины, задержка поставки БТР была связана с тем, что Германия отказалась поставлять в Украину комплектующие. Однако Минобороны Таиланда тогда объяснило сохраняющуюся, при всех проблемах с выполнением того контракта, заинтересованность в украинских БТР. Аргументы были понятны – отличные характеристики украинских вооружений при их довольно скромной цене. Так в сентябре 2010 года Таиланд и получил партию украинских бронетранспортеров БТР-3Е1. Тогда же было заявлено, что помимо самих бронетранспортеров Таиланд также будет получать запчасти, дополнительное оборудование и гарантийное обслуживание на протяжении трех лет.
С Ираком та же картина: к началу военно-технического сотрудничества с этой страной нынешнее руководство «Укрспецэкспорта» (как и предыдущее в лице Саламатина) не имеет никакого отношения. Речь идет о договоренностях 2009 года, заключенных между Украиной и Ираком с подачи США, выделивших Багдаду деньги для закупки техники и вооружений. Сделка предусматривает поставку в Ирак в течение трех лет около 400 единиц бронетанковой техники, в частности БТР-4, до 10 самолетов Ан-32, а также предоставление услуг по ремонту и модернизации авиационной техники. Сейчас реализовывается контракт на поставку товаров военного назначения и предоставление услуг в сфере военно-технического сотрудничества на сумму свыше 550 млн долл. А всего США выделили на программу перевооружения иракской армии $3 млрд, из них в рамках этого и последующих контрактов $2,48 млрд достанется Украине. Все это – заслуги не нынешней власти.
Относительно Индии, на сегодня в активе украинских «оборонщиков» лишь два контракта – многолетний контракт на модернизацию партии 105 военно-транспортных самолетов еще советского производства Ан-32 на общую сумму 400 млн долл, и на поставку в 2012-2013 гг ракет средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27.
Первый контракт – из той же серии: он подписан в 2009 г, первая партия в 5 самолетов передана в 2011 г. Второй контракт – на поставку ракет на сумму $246 млн долл – правда, заключен весной 2012 г, но также по «горячим следам» предыдущего контракта.
При этом «ракетный контракт» не лишен нюансов. Так, упомянутые ракеты Р-27, производимые украинской Государственной акционерной холдинговой компанией «Артем», собираются с использованием российских комплектующих (а сами эти ракеты были в свое время разработаны в российском КБ «Вымпел», ныне ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова»). Более того: в сентябре 2012 г стало известно, что ГАХК «Артем», как единственный на территории СНГ изготовитель управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27 разных модификаций, которые применяются для вооружения всех модификаций самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30 российского производства, готовится интегрироваться в российскую «Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». То есть «индийский ракетный контракт» будет выполнять по сути не украинское, а украино-российское предприятие.
Китай в этом списке также не стал исключением. Самый крупный контракт с этой страной на 350 млн долл касается строительства на украинском ФСК «Море» четырех десантных кораблей на воздушной подушке. Дата заключения контракта – 2009 год.
Таким образом, как мы отмечали, создание вертикали в украинском ОПК и сфере продажи вооружений весьма отвечает объективным потребностям этой сферы. И нынешняя власть формально эту задачу выполнила, но – сугубо в своих интересах. И эта последняя оговорка портит всю картину, поскольку главным в кадровых назначениях в этой вертикали является не профессионализм расставляемых на ключевые посты управленцев, а их личная преданность Януковичу. Отсюда итог: хвастаться этим господам остается только успехами предшественников, лихо записывая их на свой счет. Когда же они продемонстрируют собственные победы, и покажут ли их вообще – покрыто мраком тайны.

По матеиалам: ord-ua.com