Сегодня вокруг фигуры экс-омбудсмена Нины Карпачевой развернулась информационная война. Одни журналисты ссылаясь на мнения экспертов утверждают, что Карпачева совсем не белая и пушистая, как она пытается себя показать. Другие настаивают на том, что правозащитник поплатилась за то, что осмелилась перечить правящему режиму и стала изгоем в стране. Ситуация дескать настолько критическая, что госпожа Карпачева даже решилась на то, чтобы выехать с Украины и стать политической беженкой. На самом деле ситуация гораздо сложение, чем ее пытаются представить, как противники так и защитники Карпачевой. Вероятно, что правозащитница решила играть самостоятельно по своему сценарию.
Воспитанница высшей коммунистической школы
Нина Карпачева родом с городка Чадыр-Лунга (Молдавия). В 1959 году семья Карпачевых переезжает в Керчь. В 1979 году Нина Карпачева не просто оканчивает, а и с приставкой «на отлично» Киевский госуниверситет им. Шевченко, юридический факультет (специальность – правоведение). Работать начала еще учась в университете. Так в 1975 году Нина Карпачева успешно работала экспедитором в керченской компании «Торгмортранс». После окончания учебы устроилась на должность юрисконсульта на предприятие «Керчьрыбпром».
Кроме этого госпожа Карпачева трудилась и на общественной комсомольской работе, отлично зарекомендовала себя. И как результат была направлена на учебу в Высшую партийную школу в столице. Начиная с 1985 года на протяжении трех лет занимала должность секретаря Алуштинского горкома Компартии. Опять пошла учиться, на этот раз стала аспирантской Академии общественных наук в Москве (1988-1991). После учебы целый год работала советником по юридическим вопросам в Международном Центре Рериха. Но там что-то не сложилось и последующие два года Карпачева трудилась на должности доцента на юридическом факультете Симферопольского университета.
Явную политическую деятельность в независимой Украине начала с 1994 года. Именно в этот период она прошла по мажоритарке (округ в Алуште) в парламент и получила мандат народного депутата. Сразу стала замом главы Комитета по правам человека. В 1998, 2003 и 2007 годах ее выбирали омбудсменом. Третий приход на должность омбудсмена ознаменовался небольшим скандалом.
Дело в том, что сама Карпачева неоднократно заявляла о том, что омбудсмен всегда должен оставаться в оппозиции к власти и не должен иметь политических симпатий. Хотя эти самые заявление и действия Карпачевой на практике расходились. Так в 2006 году она баллотировалась в Верховную Раду и прошла по спискам Партии регионов, которая сформировала в парламенте антикризисную коалицию. Автоматически политик стала ее членом. Она написала заявления о том, что готова покинуть должность омбудсмена поскольку является народным депутатом. Но это самое заявление депутаты не рассматривали целый год. Таким образом Карпачева совмещала две должности: народного депутата и омбудсмена, что идет в разрез с законодательством Украины. Это вызвало шквал критики ее оппонентов. Правда в 2007 году силами антикризисной коалиции она опять заняла пост омбудсмена.
В Партии регионов отмечают, что Карпачева хотела заполучить эту должность и в 2012 году. Якобы даже вела переговоры с правящей партией о поддержке ее кандидатуры. Но не сложилось, регионалы решили поддержать Валерию Лутковскую, кандидатуру которой лоббировал якобы сам Лавринович.
Выборочная защита
Многие политики, как с оппозиционного, так и с провластного лагеря неоднократно заявляли, что Нина Карпачева плохо выполняет обязанности омбудсмена. Дескать она выбирает парочку резонансных дел и ведет по ним защиту, что обеспечивает ей колоссальный пиар. На самом же деле, она должна отстаивать права всех граждан Украины, а не только выбранной части.
Хотя сама Карпачева неоднократно заявляла, что она отстаивает права всех граждан. Более того, при президентстве Кучмы омбудсмен могла себе позволить заявить, что главный враг украинского народа – это власть, что 70% граждан Украины поживают за чертой бедности, что суды не работают, что в них процветает коррупция. Тем не менее такие высказывания ей сошли с рук. Возможно потому, что дальше слов дело не пошло.
Кстати, несколько лет тому назад мягко упрекал в бездеятельности Карпачеву, как омбудсмена тогдашний комиссар Совета Европы Томас Хаммарберг. Он посетил с визитом Украину, после которого заявил, что страна должна сконцентрировать внимание на защите прав простых украинцев и на борьбе с коррупцией, на решение проблем пенсионеров и уличных детей. По его словам права украинцев в государстве не решают. Это прямой намек на то, что Карпачева бездействовала как омбудсмен.
Кстати заявил о том, что Карпчева плохо работает и известных правозащитник Евгений Захаров. По его словам, омбудсмен не сделала ничего для того, чтобы в областных центрах создать представительства по правам защиты прав украинцев. Было бы намного проще защищать эти самые права и держать ситуацию под контролем, если бы на местах были представители Карпачевой, которые бы оперативно могли бы отреагировать на любую ситуацию связанную с нарушением прав человека. Но Карпачева якобы специально не создавала представительства в областных центрах, чтобы она одна могла держать власть в руках.
Противники экс-омбудсмена отмечают, что Карпачева не профессионал, а пребывая на должности омбудсмена занималась только теми делами, которые могли бы ее пропиарить. Например ей вспоминают историю с захватом судна «Фаина» и его экипажа. Мировая общественность билась над тем, чтобы как можно быстрее освободить украинцев с пиратского плена. И в разгар кампании по освобождению моряков на сцене появляется Карпачева.
Сначала она заявила о том, что состояние моряков удовлетворительное, но у них ограниченные запасы еды и воды. Откуда Карпачева узнала о ситуации на судне – загадка. Связи у нее ни с моряками, ни тем более с пиратами не было. Более того она срочно вылетела в Кению, где начала вмешиваться в процесс переговоров с пиратами. Тогда владельцы судна «Фаины»- представители компании «Тимекс тим» заявили, что Карпчева самостоятельно пыталась вести переговоры с пиратами и свои действия ни с кем не согласовывала, кроме этого на ведение переговоров у нее не было полномочий. После того, как моряки были освобождены с пиратского плена, участники переговоров неоднократно отмечали, что могли бы их освободить с плена через два месяца, а не через четыре. Если бы в их переговоры не вмешивались посторонние люди, которые к ним не имели отношения. Имя и фамилию таких посторонних людей они не называли из тактических соображений, но в СМИ сразу же появилась информация, что процессу освобождения моряков из-за своих некомпетентных действий мешала Карпачева.
Противники Карпачевой припоминают ей еще одну историю с защитой людей, которые уже отошли в мир иной, да еще и во время Второй мировой войны. Внезапно омбудсмен обеспокоилась тем, что в Риге возле памятника Воину - освободителю захоронены останки двоих украинцев. Но дело в том, что по закону омбудсмен должен заниматься правами живых людей, а не погибших.
Кстати о том, что Карпачева не особо интересуется проблемами простых украинцев говорит и тот факт, что осенью прошлого года она показала нецензурный жест чернобыльцам, которые проводили пикеты. Такую, мягко говоря, неадекватную реакцию вызвала просьба чернобыльцев подойти к ним. В ответ омбудсмен показала им средний палец и отметила, что ей холодно…