Валерий Гелетей или Министр без обороны

738

Вполне возможно, что и он долго в своем кресле он не задержится. Ведь известна тенденция: чем в более плачевном состоянии находится армия, чем чаще меняют её генералов, командующих, министров обороны. А уж что может быть плачевнее, чем нынешние вооруженные силы Украины?

Конечно, сейчас можно с гордостью заявлять о «взятии» Славянска и Краматорска, об успешном окружении Донецка и Луганска. Славить украинских соколов, разбомбивших парочку отставших танков сепаратистов. Но при этом мы как-то забываем, что задействованные на востоке страны практически все боеспособные подразделения Минобороны, МВД, Нацгвардии, СБУ и даже ГСО, сражаются не против регулярной армии другого государства, а всего лишь против нескольких разрозненных отрядов боевиков…

Как мы докатились?

Первым министром обороны независимой Украины был командующий 17-й воздушной армией генерал Морозов (1991-1993). Попасть в министерское кресло ему помог «украинский патриотизм» - как тогда это называли. На деле всё было проще: в 1990-91 годах среди партийных аппаратчиков, чиновников, работников МВД и КГБ, а также командиров дислоцированных в УССР военных частей произошло разделение по политическому вектору. Одна их часть оставалась за Союз, в крайнем случаю за Россию, другая уже примеряла на себя вышиванки украинской независимости, а третья вообще сохраняла нейтралитет и была готова поддержать победителей.

Генерал Морозов был один тех военных, кто в дни ГКЧП не поддержал путч, а выразил лояльность «законной власти» - в данном случае Верховной Раде УССР. За что и был уже 3 сентября 1991 года произведен в министры обороны уже независимой Украины. Увы, он запомнился не как создатель украинской армии, а как уничтожитель обломков советской. Одной из первых жертв «военной реформы» пала его родная 17-я воздушная армия, упраздненная весной 1992 года.

Второй министр обороны, Виталий Радецкий (1993-1994), был живым примером того, как армия в Украине превращалась из политического игрока в политического лакея. Он так усердно поддерживал будущего президента Кучму, что получил, с одной стороны, обвинения в давление на военнослужащих вовремя выборов, а с другой – звание генерала армии Украины.

Валерий Шмаров (1994-1996) стал первым гражданским министром обороны. При нем же начался процесс «утилизации» стратегического вооружения украинской армии: с помпезностью, с шампанским, под аплодисменты американских комиссий. В это же время Украина начала стремительно сокращать численность вооруженных сил и распродавать запасы военной техники – одновременно увеличивая численность генералов и чиновников Минобороны. Процесс вызвал резкое недовольство общественности и сердитые публикации в прессе. Однако Шмаров, пользуясь полной поддержкой президента Кучмы, мнением «толпы» не интересовался, а на выпады прессы подавал судебные иски.

Александр Кузьмук (1996-2001) стал, казалось, эдаким политическим компромиссом. Деятельность цивильного Шмарова вызвало такое недовольство, в том числе в самой армии, что в кресло министра обороны решили снова посадить настоящего генерала. Однако генералом и министром Кузьмук был неважным – зато в нем чувствовался потенциал хорошего старшины роты. Он любил инспектировать военные части, проверять как заправлены койки, покрашены бордюры и выучены строевые песни – и был совершенно лоялен и покорен власти, позволяя ей делать с армией все, что угодно. Окружая себя такими же благонадежными подчиненными, Кузьмук превратил руководство вооруженных сил в скопище угодников, интриганов и паркетных шаркунов – некоторые из которых до сих пор еще командуют украинской армией.

Владимир Шкидченко (2001-2003) запомнился украинцам только страшной Скниловской трагедией, которая как бы подвела печальный итог десятилетней «реформе» вооруженных сил. Вывод был печальным: украинскую армию мы так и не создали, зато обломки советской окончательно угробили.

После него кресла министров недолго занимали Евгений Марчук (2003-2004) и вновь Александр Кузьмук (2004-2005). Это были уже чисто политические назначения: различные группировки украинской «элиты», толкавшихся у президентского трона, пытались посадить в МО своих протеже.

А затем, после первого Майдана, ведомство возглавил Анатолий Гриценко (2005-2007), первый открыто проНАТОвский министр обороны Украины. Нужно заметить, что при всех своих недостатках, Гриценко был куда лучше большинства своих предшественников. Возможно, он действительно любил армию – а возможно, просто старался завоевать её симпатию для каких-то своих целей, поэтому очень старался быть «отцом солдатам». При нем они хотя бы перестали голодать и надели новую форму вместо заплесневелого тряпья – что вновь вернуло какую-то часть престижа армейской службы хотя бы для сочников из малообеспеченных семей. Однако для министра обороны это было мало. Он вел себя с армией так, словно волонтер в приюте для брошенных щенков и дворняжек - между тем как должен был быть псарем, растящим свору свирепых волкодавов.

Назначение министром обороны Юрия Еханурова (2007-2009), одного из «любих друзів» Виктора Андреевича, стало следствием политического противостояния команд Ющенко и Тимошенко. Оно же, в итоге, стало и причиной его скандальной отставки. Ехануровское управление МО запомнилось новой волной массовой распродажи украинкой военной техники, в том числе в Грузию и Кению, а вот деньги от этих сделок уходили на

Его сменил Валерий Иващенко (2009-2010), находившийся в положении и.о. министра почти целый год! Об итогах его деятельности более чем красноречиво говорит тюремный срок, который он получил в 2012 году – став третьим (после Лазаренко и Тимошенко) в истории Украины посаженным министром. Впрочем, через месяц он вышел по апелляции на «условный» - и сбежал в Данию, где получил политическое убежище как «жертва режима».

«Стабильный» министр обороны Михаил Ежель (2010-2012), как и все правительство Азарова, занимался не столько военным искусством, сколько экономикой своего ведомства. Но обвинения в распродаже имущества, махинациях с тендерами и подрядами в то время уже никого не удивляли: на фоне мегарастрат бюджетных средств на Евро-2012 это выглядело пустяками. Тем не менее, его всё же сняли «по состоянию здоровья», а после отправили послом в Беларусь.

Дмитрий Саламатин (февраль-декабрь 2012) сел в кресло министра обороны из кресла руководителя «Укрспецэкспорта» - самого закрытого и коррумпированного, после газовой сферы, украинского бизнеса. Но не распродажу остатков вооружения, и не сомнительные тендеры ставили ему в вину депутаты от оппозиции, а происхождение: Саламатин лишь в 2005 получил гражданство Украины, куда приехал из самой Москвы! Отсюда возникли слухи о невероятно разросшейся сети российских шпионов за время его руководства Минобороны.

Последним «дореволюционным» министром обороны Украины был Павел Лебедев (2012-2014), являющийся профессиональным финансистом и бизнесменом. Он продолжил традиционную политику украинских властей использования армии как в качестве одной из экономических схем, однако именно при нём Вооруженные силы Украины полностью перешли на контрактную основу.

Как оказалось, это вовсе не сделало армию боеспособной. В марте 2014 года, во время Крымского кризиса, украинская армия и флот с позором, без сопротивления сдали полуостров «зеленым человечкам» - а вместе с территорией, и все военные базы, большую часть и без которого крошечного флота.

Новоназначенный и.о. министра обороны адмирал Игорь Тенюх, несмотря на свое членство в национал-патриотической «Свободе», оказался неспособным защитить Неньку – и даже не пытался. «Вооруженные силы Украины не имеют юридического права начать военные действия в Крыму… применение вооруженных сил без объявления военного положения влечет уголовную ответственность», - оправдывал он свою бездеятельность. Вероятно, как и все его предшественники, он совсем не был готов к тому, что «а если завтра война?» и планировал заниматься в кресле министра обороны лишь кадровыми вопросами, экономикой и дальнейшей украинизацией армии. В итоге он не просидел в нём и месяца.

Недолго в нем продержался и Михаил Коваль, скакнувший в Минобороны из Пограничной службы, где он 11 лет просидел бессменным заместителем бессменного Николая Литвина – родного брата бессменного нардепа Владимира Литвина. Уже только одна эта связь вызывала у многих серьезную озабоченность: в Украине нужно обладать не одной «волосатой рукой», чтобы так долго продержаться на такой хлебной должности. И даже будучи снятым с должности, генерал Коваль тут же был пристроен заместителем секретаря СНБО…

Тринадцатый воин

Было ли назначение Коваля итогом сделки «клики БЮТ» с депутатской группой Литвина? Вполне возможно. Просто, если при назначение Игоря Тенюха его партийная квота от ВО «Свобода» и не скрывалась, поскольку была предметом публичной договоренности взявшей власть оппозиционной тройки, то союз пламенных революционеров-патриотов с парламентским «болотом», негласным «менеджером» которого является Владимир Литвин, афишировать не стали.

Однако такая примитивна конспирация была напрасной: каждый украинец, хоть немного интересующийся подробностями отечественной политики, может без труда найти на соответствующих сайтах и состав новой правящей коалиции, и всех её союзников. Люди с хорошей памятью могут найти в числе перебежчиков всё те же фамилии, которые в конце 2004-го переметнулись к Ющенко, в 2006-м перебежали к Янукович, потом снова к Ющенко, снова к Януковичу – а в феврале 2014-го они уже голосовали за его отстранение. Нетрудно было найти и биографию нового кандидата, взглянуть на его связи – и сделать соответствующие выводы. Очень много выводов, в том числе найдя ответ на вопрос, почему так коряво и неуклюже проводилась АТО, почему боевики практически свободно получали помощь и подкрепление через украино-российскую границу, оказавшейся вдруг «дырявой».

Точно так же любознательные читатели могут вспомнить прошлогоднюю «светскую» новость о том, что сын известного украинского олигарха и «барона Закарпатья» Виктора Бологи женился на племяннице экс-начальника ГСО Валерия Гелетея. Таким образом, этот типичный брак по расчету, распространенный среди украинской элиты, укрепил и без того тесные отношения двух бывших ближайших соратников президента Ющенко.

Эти тесные отношения, как говорят в кулуарах, длятся намного дольше, чем полагают большинство обывателей. Именно Балога, став главой президентского Секретариата (15 сентября 2006 года), тут же взял к себе полковника Гелетея на должность руководитель Главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов. И он же, в самый разгар острого политического кризиса 2007 года, приставил своего протеже к телу президента-пчеловода. Так Гелетей был назначен на весьма ответственную должность начальника Государственной службы охраны.

Доселе малоизвестная силовая структура тут же «прославилась» своим активным участием в конфликте на стороне президента Ющенко. А благодарный Виктор Андреевич осыпал полковника Гелетея дождем золотых звезд: произвел его в генерал-майоры, через пару месяцев в генерал-лейтенанты, через год в генерал-полковники. Такой стремительный взлет – кстати, в обход всех правил и очередности - совершают лишь две категории «служивых»: либо гениальные командующие, либо великие придворные карьеристы.

Любопытный факт: когда Гелетея, вслед за Балогой, сняли с его должности начальник ГСО, он сказал в сердцах: «Мне было обидно, что и теперь в Украине руководствуются при назначении на должности или увольняют, по признаку того, что ты выходец из Закарпатской области». Да, действительно, Балога и Гелетей являются земляками: оба родились в Мукачевском районе, между их родными селами всего 9 км.

Небезынтересными будут еще некоторые страницы из биографии нового, тринадцатого по счету министра обороны Украины. Как известно, в 2005-2009 годах между командами Тимошенко и Ющенко шла ожесточенная борьба, и БЮТ не раз обрушивался с обличающими обвинениями в адрес президентских «друзів» - например, того же Еханурова. Не остались без их внимания и неразлучная парочка закарпатских земляков. В 2008 году премьер Тимошенко обвиняла Балогу и Гелетея в причастности к махинациям Нацбанка. Через несколько месяцев депутаты от БЮТ обвинили их в попытке «прибрать к рукам» аэродром Узин…

Этой информации уже достаточно для того, чтобы сделать ряд выводов. Во-первых, Гелетей – это человек Виктора Балоги, причем очень близкий: земляк, соратник, компаньон, а теперь еще и родственник невестки. Во-вторых, посадив в министерское кресло своего человека, Балога продолжает активно участвовать в украинской политике – и имеет в ней большой вес. Возможно даже, он является членом т.н. «Семиолигарщины» - как прозвали украинцы нынешнюю власть, увидев в ней аналогии с «Семибанкирщиной» Ельцина и «Семибоярщиной» Смутного Времени.

Тут нужно заметить, что еще 2 марта сего года Гелетей был вытащен из теплого кресла вице-президента «Авант-банка» и вновь призван на должность начальника ГСО. Назначение подписывал и.о. президента Турчинов, страной тогда управляла «клика БЮТ», и было несколько странно, что они возвращают во власть своих давних заклятых соперников. Объяснение было одно: уже тогда Балога, будучи депутатом-мажоритарщиком заключил союз с новой властью и получил в ней квоту для своего человека.

В-третьих, похоже, что Балога смог предложить новой власти нечто гораздо большее, чем долго торгующийся Литвин. Пока «группа Литвина» еще только договаривалась с «и.о. хунты», Балога за несколько дней вернул Гелетея в должность начальника ГСО. Как только президентом стал Петр Порошенко, еще один «любий друг» Ющенко, Балога немедленно подсуетился – и заменил литвиновского протеже Коваля на своего Гелетея.

В-четвертых, это говорит об интересе Балоги к министерству обороны – чего за ним ранее не замечали. Но что же это за интерес? Возможно, это, прежде всего, интерес экономический. Как известно, война – это кому горе и слезы, а кому прибыль. И если раньше на украинской армии зарабатывали, распродавая её имущество, то сейчас ситуация изменилась: расходы на Минобороны увеличились, огромные бюджетные средства тратятся на срочные закупки оружия и снаряжения – и есть возможность хорошо погреть руки на тендерах. Но не стоит сбрасывать со счетов и старую добрую распродажу: под грохот сражений со складов можно списать немало их содержимого. Разумеется, это только предположения…

Кроме того, в нынешних условиях, армия перестала быть бесполезной и ненужной, ей роль резко возросла – в том числе и политическая. Вдруг оказалось, что для сохранения державы и удержания власти недостаточно лишь МВД и СБУ, часть сотрудников которых просто или перешли на сторону сепаратистов, или самоустранились от выполнения своих обязанностей. И пришлось срочно реанимировать армию - то, что от неё осталось. Именно она играет главную роль в АТО, и именно армия (прежде всего её командующие) получит после завершения войны основные лавры почета и награды. Теперь киевским политикам придется разговаривать с армией более уважительно и побаиваться людей в погонах, угрюмо смотрящих из-под касок.

Так что Балога сделал очень перспективный шаг, переместив Гелетея именно в кресло министра обороны. С одной стороны, это перспективы хорошего бизнеса, с другой – возможность контролировать сильнейшую силовую структуру страны…

Вот только что даст назначение Гелетея самой армии? По сути, Украина получила очередного министра обороны, который никакой обороной заниматься и не собирается. Все эти трибунные обещания устроить парад победы в Севастополе и демонстративное посещение передовой пока что выглядят лишь позерством - а Украина и её армия ожидает от нового министра реальных дел. Однако какими именно делами будет заниматься Валерий Гелетей, мы все скоро узнаем…

По материалам: from-ua.com