Жизнь без российского газа

689

Нас испортила цивилизация. Собственно, не то чтобы испортила, но сделала слабее, менее выносливыми, более избалованными. Даже и сегодня, слыша сведения с Востока Украины, где люди остались без воды и газа, далеко не каждый проецирует эту проблему на себя лично. Мы забываем закрутить кухонный кран, увлекшись разговором, и на мытье одной чашки тратим полведра воды. Мы не выключаем свет, потому что «сколько там нагорит»… А вспомним ежегодное согревание газом, когда еще не включено отопление! Да-да, надо зажечь все конфорки газовой плиты и вскоре в квартире потеплеет. Ерунда, что душно. Зато потом, когда начнется отопительный сезон и теплоснабжающие предприятия без всякого регулирования натопят «на всю», мы откроем форточки или даже окна.

Однако время, когда горячая вода и привычное тепло станут эквивалентом счастья, похоже, недалеко. Россия отключила газ. И не стоит надеяться, что включит его в ближайшее время. Сумчане преимущественно еще не думают об этом. И не только те, кто имеет свои дома. Многие руководители разных уровней, которым стоило об этом подумать немедленно, — тоже. На коллегии областной администрации, посвященной этому вопросу, председатель ОГА Владимир Шульга отметил: еще в начале апреля Арсений Яценюк акцентировал внимание на экстремальных условиях проведения отопительного сезона, но большинство не задумалась об этом реально.
«Ситуация у нас не «тонем», а такая, что надо засучить рукава и упорно работать», — говорит эксперт по вопросам энергосбережения, советник председателя ОГА, а с недавних пор и член кризисного энергетического штаба по вопросам обеспечения стабильного прохождения в Сумской области отопительного сезона 2014-2015 годов Марк Берфман.

Он отмечает: сейчас на первом плане — избежать аварийных ситуаций. Для этого следует спланировать всю работу, предусмотрев возможные риски. Составить детальные инструкции для кризисных ситуаций. Скажем, в такой вот котельной при таком вот давлении, такой-то температуре на улице и при таких обстоятельствах нужно действовать вот так. Или вот так осуществить консервацию производства на случай ограничения поставок природного газа и тепла. Все должно быть выверенным, чтобы в трудную минуту не было проволочек от неспособности принять решение.

Должно быть четкое понимание того, как обеспечить стабильную работу аварийных служб управления государственной службы по чрезвычайным ситуациям и ПАО «Сумыгаз», областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Созданный областной властью кризисный штаб предусматривает, что могут остаться без тепла или с минимальным отоплением учебные заведения. Поэтому уже сегодня управление образования и науки должно разработать схемы использования методов дистанционного обучения учащихся и студентов в осенне-зимний период 2014-2015 годов…
Скажем, коммунальная теплоэнергетика области в прошлом году использовала 230 млн. кубометров газа. 211 из них — города Сумы, Шостка, Конотоп и Ахтырка. 130 миллионов в этой массе — доля областного центра. Итак, сегодня Сумы должны решить, как они «затянут пояс». Для этого, в частности, нужно наработать возможность использования твердого топлива. Соответственно — проверить мощность шламонакопителей, мощность котельных. Учесть, что в значительной части последних используют котлы «НИИСТУ-5», которые имеют регламент перехода на твердое топливо.

То есть ситуацию можно взять под контроль и перезимовать не катастрофически. И работать над этим нужно именно сейчас, убежден Марк Берфман. «Мне говорят, что я сею панику. Нет! Каждый человек должен знать, что его ждет»
Марк Берфман вспоминает кризис в 1997 году в Ереване, где ему пришлось тогда быть. «Прекрасный город. Но из каждого окна торчали трубы «буржуек» и на улицах не осталось ни одного дерева… Не думаю, что у нас до этого дойдет. Просто будет холоднее».

Потребление газа населением — одна из болевых точек. И здесь людям следует надеяться прежде всего на самих себя. Эксперт подчеркивает: власти нужно называть вещи своими именами и объяснять, что ожидает каждого из нас зимой. Прежде всего подчеркивать, что газ вздорожает и его потребление может потребовать большой оплаты. Этот довод люди понимают быстрее, и практика показывает, что население продемонстрировало за последние годы хорошие показатели по экономии газа.

Если в домах сохранились печи, нужно привести их в порядок, почистить дымоходы, где, может, птицы уже гнезда свили. Кто имеет возможность, стоит поставить твердотопливные котлы. В каждом дворе должен лежать запас дров, угля, торфа…

А власть уже сейчас, срочно, должна определить потребности населения и обеспечить его твердым топливом. Каждый сельский глава должен обойти село и выяснить, что нужно сделать в каждом доме, сколько топлива нужно, чтобы обеспечить людей. Все эти данные должны быть суммированы, а следовательно — намечены четкие дальнейшие действия для определения источников снабжения и своевременного обеспечения топливом.

Подготовка к отопительному сезону будет одним из основных критериев в оценке работы районной власти, отмечает заместитель председателя ОГА Андрей Крамченков. «Ибо если население останется без тепла, начнут топить не газом и не дровами, а чиновниками», — грустно шутит он.
В свое время Сумская область стала инициатором проекта по энергосбережению. В 2009 году его одобрял кабмин. В 2010-м году он продолжался по инерции: «Говорили об этом еще хорошо, но самолет уже летел не туда», — говорит Марк Берфман. Между тем, если бы задуманное было воплощено, сегодня область имела бы определенный уровень энергетического самообеспечения. Судить можно, в частности, по таким цифрам. Если бы сейчас пользовались газом в социальной сфере, как в 2007 году, то должны были бы тратить в год 861 млн. кубометров. Вместо этого регион тратит 737 миллионов — имеет около 124 миллионов годовой экономии. То есть, если программа была бы реализована тогда, не стоял бы вопрос о необходимости 50-процентного сокращения потребления газа теперь. Однако, вернувшись к старому курсу, область снова продолжила идти по пути увеличения количества газопроводов и потребителей газа.

В Середина-Буде, которая якобы отставала от этого процесса, сегодня ситуация оказалась выигрышной. Директор ГП «Середина-Будский лесхоз» Александр Плужников говорит: «И в проекте не было подключать предприятие к газовой сети — дорого». В последнее время лесхозовцы уже отказались и от дров, экономя еще сотни тысяч гривен. Все хозяйство — и здание, и гаражи, и цех — отапливаются полностью бесплатными опилками, которые являются отходами лесхозовского производства. Похожий котел-автомат недавно установили и в большом отделении — Зноб-Новгородском лесничестве.

Что касается дров для бюджетной сферы, то Александр Плужников сообщает: образовательные учреждения обеспечены уже на сто процентов, в значительной степени выполнены требования медицинских учреждений. Продают топливные дрова и для населения. Причем, отмечает директор, дали объявление в газете, что до первого августа их будут продавать по старой цене.
Вообще все лесное хозяйство области практически отказалось от газа. Теперь присутствие или отсутствие российского топлива лесоводов не особо волнует.

К сожалению, аграрии подобные возможности используют мало. Конечно, говорит Марк Берфман, иллюзиями наслаждаться не надо: газ соломой не заменить. Но использование ее могло бы значительно повысить цифры экономии. Так, в области около 270 установок для сушки зерна. И только 37 из них работают на тюкованной соломе. «И семинары проводили, и показывали, как все это действует, — рассказывает эксперт. — Доказывали, что это в четыре-пять раз дешевле. Но… Привыкли, что солома — это ничто…»

Между тем представители ООО «Агрофирма «Хоружевка», которая находится в Недригайловском районе, рассказывают: контора агрофирмы, дом ветеранов, местная поликлиника, пищеблок общества за три года не использовали ни одного кубометра газа. Они отапливают пеллетами из соломы, которые изготавливают на пеллетной фабрике соседнего села Гриневка. Построенная еще лет семь назад по инициативе Петра Ющенко, фабрика работает далеко не на полную мощность. А сырье для нее есть. «С каждой тысячи тонн соломы, — аргументирует руководитель агрофирмы Владимир Сапсай, — процентов пять в хозяйствах идет на корма, на подстилку, что-то на удобрения, а остальное практически пропадает. Хотя это в целом сотни тонн. Между тем, из одной тонны соломы получают 800-900 килограммов пеллетов. А по калорийности, как подсчитывали специалисты, две тонны пеллетов равны тысяче кубометров газа».

Что же нужно для того, чтобы использовать этот ресурс? Перепрофилировать котельные, — говорят в Хоружевке.

Если бы был осуществлен проект по энергосбережению, в Сумской области, вероятно, уже действовала бы добыча торфа, запас которого есть в регионе. Однако…

Однако перечислять, что не сделано либо не удалось сделать, вряд ли актуально. Так можно дойти и до времен Советского Союза, когда на Украине для общих нужд фактически опустошили недра!.. И если бы этого не произошло, сейчас мы бы не имели никаких энергетических проблем. Впрочем, это было. А следующей зимой нужно будет использовать сегодняшние методы выживания без российского газа. И они вполне реальны. Надо только засучить рукава, задействовать эти методы и обеспечивать им содействие. Не зимой и даже не осенью — сегодня.

По материалам: thekievtimes.ua