«Зеркало недели» подает в суд на Бойко за его высказывания о заказном характере статьи «Вышка для Бойко»

502

На четвертый день после пуб­ликации ZN.UA «Вышка для Бойко» на нее отреагировал сам министр энергетики и угольной промышленности. Реакция получилась несколько странной, что в разговорах off-records отметили даже некоторые сотрудники Минтопэнерго.
Юрий Бойко назвал статью «стопроцентной заказухой», после чего обратился к СБУ с просьбой разыскать заказчиков пасквиля.
«Это чей-то заказ. Мы сейчас попросили СБУ, чтоб выяснили, кто заказчик… Это заказуха — сто процентов», — заявил министр УНИАНу.
В том же комментарии он одним абзацем «доказал» неправдивость утверждений ZN.UA: «На самом деле там стоимость установки может быть 250 миллионов, но там же не учтена стоимость ни вертолетов спасательных, ни кораблей, а это дополнительные деньги… Со стороны выглядит эффектно. С одной стороны, 400 миллионов, с другой — 250. А все запчасти и дополнительное оборудование они забыли приписать».


Напомним для временно отсутствовавших читателей, что в предыдущем номере речь шла о тендере «Черноморнефтегаза» на покупку морской бурильной установки. Если вкратце, то картина получилась такая: крупная сингапурская фирма Keppel произвела на свет установку, продав ее своему давнему партнеру — компании Seadrill. Та в свою очередь сообщила, что заработала на ее перепродаже 18 млн. долл., так как «британский покупатель, пожелавший остаться неизвестным», приобрел установку за 248,5 млн. долл. То есть у Keppel она стоила 230,5 млн. долл.
В свою очередь британская компания выигрывает тендер «Черноморнефтегаза», продав тому установку за 400 млн. долл. Кроме того, ZN.UA обнаружило, что британская компания-победитель — Highway investment processing — основана двумя офшорными фирмами. И директор одной из этих фирм является также директором компании, которая основала другого участника тендера — новозеландскую Falcona. Толчком к расследованию стал сайт компании Highway. Он оказался созданным в Украине за две недели до проведения тендера.
По-видимому, столь удивительная цепочка событий привела к тому, что в Службу безопасности Украины, кроме Юрия Бойко, обратился еще один, несравненно более уравновешенный человек. По данным ZN.UA, президент Украины Виктор Янукович свой вопрос поставил намного шире: доложить, дейст­вительно ли «Черномор­нефте­газ» купил бурильную установку за 400 млн. долл., переплатив на одной операции 150 млн. долл.? И если да — то чья схема?
Таким образом, СБУ села в неожиданный шпагат: надо и Валерию Ивановичу помочь правильно ответить Юрию Анато­льевичу, и Виктору Федоровичу сообщить, как оно все было. В любом случае служба обрекла себя на трудную работу: разобраться, что же произошло на самом деле. Потому журналисты ZN.UA как законопослушные граждане решили помочь спецслужбе родной страны. Считаем, что подобная помощь будет не лишней, исходя хотя бы из собст­венного опыта. А опыт был таким.
Около года назад к одному из авторов наведался офицер СБУ с предложением о сотрудничестве. Речь шла о статье, в которой журналист раскрывал тендерные успехи одного из бизнесменов, близкого к БЮТ. Предста­витель спецслужбы был также на «сто процентов» уверен, что это так называемый слив. Посему просил поделиться источником информации, дабы выдавить из журналистского источника ее остатки. Узнав, что все намного прозаичнее («Вестник госзакупок» — Google — Госреестр предприятий), сотрудник заметно помрачнел. Попросив на прощание пару советов, как пользоваться поисковиками.
Так вот, чтобы облегчить СБУ задачу и не искать во второй раз уже найденное, обязуемся делиться в режиме еженедельного онлайн собственными находками. Исходя же из того, что возможностей у правоохранительных органов не в пример больше, то работы там останется всего ничего: на два допроса.
Не станем скрывать, что в подобном сотрудничестве прослеживается и наш корыстный интерес. Дело в том, что Юрий Бойко заявил также, что наша публикация — это попытка «сор­вать сроки начала добычи Ук­раиной нефти и газа на Черно­морском шельфе». Элементарная логика подсказывает: в мире существуют лишь одна-две страны, которые в этом заинтересованы. А чувствовать себя российским шпионом — не самое приятное ощущение. Тем более — азербайджанским.
Во-первых, сразу сообщим, что не далее как вчера ZN.UA получило официальный ответ от «Черноморнефтегаза» о том, что бурильная установка, которую купили на тендере, действительно произведена на верфи компании Keppel. Милая деталь: при перепродаже она получила собст­венное имя: «Петро Годованець». Google фамилию не идентифицировал, зато появились неоднозначные ассоциации.
Во-вторых, безусловно стоит узнать Службе безопасности — это правду о версии Бойко, то есть:«запчасти-корабли-верто­леты». Задача не из простых. Ведь в Документации конкурсных торгов, размещенной на официальном сайте «Вестника госзакупок» об этом ни слова. Пред­метом закупки выступает исключительно один товар: платформа. Мы, конечно, можем предполагать, что в документацию могут задним числом внести изменения, либо же там появятся неизвестные доселе «допсоглашения». Но все-таки смеем предположить, что вероятность этого минимальна.
Ведь если вдруг там каким-либо магическим образом обнаружатся «вертолеты-канцтовары-пища для экипажей», то можно смело открывать уголовное дело. И даже не по факту. Полу­чится, что в свое время тендерный комитет умышленно исказил объявление о торгах. Список членов комитета можно найти в том же «Вестнике..» — все девять фамилий. Если же «вертолетов» все-таки нет, как их доселе и не было, тогда придется посотрудничать с министром, дабы выявить злопыхателя, который ввел государственного деятеля в заб­луждение.
Третий, безусловно, интересный момент: это странное изменение тендерных условий. Первый вариант документации был обнародован 24 декабря. Затем 14 января по просьбе зампреда «Черно­мор­нефтегаза» тендерные условия изменили, А через 11 дней тот же зампред опять просит, и тендерный комитет вновь меняет характеристики бурильной установки.
В этом несолидном шараханье интересными выглядят две вещи.
Вначале забавная деталь: в первом варианте таки было слово «вертолет». Прав­да, скажем так, в ином контексте: «Вертолетная площадка СПБУ должна быть адаптирована под вертолет Ми-8 МТ». Во втором-третьем вариантах исчезает даже эта фраза. Но это так, мелочь…
Вторая вещь более перспективна. Если в первых двух вариантах допускалась покупка установки 2006—2011 годов выпуска, то в финальном только 2010—2011. Исходя из того, что подобная установка строится до двух лет, да и все они наперечет, наложив на это знание технические характеристики из тендерной документации, можно прийти к занимательному выводу о том, что к учас­тию в конкурсе «Черноморнефтегаза» могло быть допущено, скажем так, минимальное количество претендентов. Ведь подобные бурильные установки часто получают своих собственников еще в процессе постройки. Более-менее свободных — крайне мало. Отвечающих техдокументации «Черноморнефтегаза» — еще меньше. А постройки времен 2010—2011 гг. — она может быть вообще одна.
Получить интеллектуальную помощь, подтвердив или опровергнув гипотезу, здесь проще простого. Пару дней назад в Киеве гостил глава секретариата EITI Йонас Моберг. Они в той организации все «свихнутые» на прозрачности в мировом нефтегазе — не откажут.
Чем еще может быть полезен «Вестник госзакупок» — это информацией о победителе тендера — «британской» Highway investment processing. Согласно условиям конкурса участники тендера обязаны были подтвердить свою квалификацию справкой о наличии квалифицированного персонала и документом, подтверждающим опыт проведения подобных сделок в 2009—2010 годах.
Нам трудно судить о том, что написано в справке Highway для «Черномор­нефтегаза», но государственный реестр Британии, выпиской из которого, напомним, располагает ZN.UA, утверждает, что в прошлом году эта компания хозяйст­венной деятельности не вела.
Неплохо было бы сличить два документа. Хотя бы для того, чтобы удостовериться, не исчезнет ли предоплата? Да-да, буровую установку «Черномор­нефте­газ» приобрел с 80-процентной предоплатой (то есть 320 миллионов государственных долларов уже могут быть за границей). Кстати, тут тоже есть один нюанс. Предоплата в гостендерах регулируется постановлением Кабмина №1404 от 2006 года. Там действительно допускается подобная финансовая операция, если поставщик — нерезидент Украины. Но также там прописано и временное ограничение: на три месяца. Возможно, именно поэтому Юрий Бойко в своем бурном комментарии не забыл уточнить, что платформа прибудет в Украину именно через квартал.
Только вот эта цифра не слишком согласуется с тендерной документацией: там указывается, что установка должна прибыть к заказчику не позднее 31 декабря 2012 года. Да и в самом «Черноморнефтегазе» ZN.UA сообщили, что платформу ожидают в первом квартале 2012-го.
Кстати. Три месяца — они ведь отсчитываются не от момента заявления министра, а от времени подписания договора. Случилось это событие 29 марта. Так что по Закону Украины мы уже должны рассматривать в дымке Босфора контуры загруженного корабля, который на полных парах мчится к Субботинскому месторождению.
Только вот если установка не собирается в ближайшее время посетить Черное море, то вопрос с предоплатой становится непростым. В этом контексте можно было бы поработать и с международными правоохранительными органами. До боли интересно, куда разошлись деньги, после того как упали на счет Highway? С 248 миллионами — понятно, а вот надбавка — кому? И главное — за что?
В общем, в задавании вопросов Служба безопасности может резвиться сколько угодно: кому принадлежит сайт Highway, кто его создание заказывал, почему «Черноморнефтегаз» в столь крупном тендере не провел процедуру предварительной квалификации, существует ли защитный механизм от возможности исчезновения фирмы, основанной двумя безызвестными офшорками? Ну а пообщаться с Эриком Ванагельсом и Станом Гориным , людьми, которые смогли разыграть тендер «Черноморнефте­газа»,— так это сам Бог велел. Тем более что они никуда не исчезнут — Украина же им еще денег должна. (Перевод материала журналиста Business New Europe Грехема Стока, посвященного этим господам, их коллегам и их схемам, недавно опубликован Lb.ua)
Но не будем загружать лишней работой СБУ. Тем более что вначале обещали помогать, а не спрашивать.
А потому последняя информация на сегодня, которая наконец-то должна обра­довать представителей службы. Так вот.
«Зеркало недели. Украина» и мы решили подать в суд на министра Юрия Бойко. За его столь уверенное высказывание о «стопроцентной заказушности» нашей публикации. У газеты, безусловно, есть понятный мотив: никому не хочется ощущать себя вражеским шпионом в родной Отчизне. Тем более бесплатно.
Но такое развитие событий может сослужить неплохую службу и защитникам законности. Стенограммы судов — бездонный кладезь информации. Тем более, если источником является сам министр. Так что, господа, приглашаем к сотрудничеству. В рамках процесса «Вышка для Бойко. Первый суд».

bin.ua