Зеленский и правоохранительная система, которой нет
Перед Зеленским-президентом стоит множество вызовов стратегической важности для государства: от войны с Россией до “хромающей” экономики. Но ключом к успешности реализации любого из президентских начинаний является правоохранительная СИСТЕМА. Которой в государстве нет.
Да, в Украине формально есть прокуратура, полиция, СБУ, НАПК, НАБУ и САП, а еще — суды, но правоохранительная система как действенный функционал — отсутствует. Сотни тысяч людей в погонах на казенной зарплате не обеспечивают в государстве соблюдение Закона, суды — справедливость, а все вместе — неотвратимость наказания. Неэффективность правоохранительных структур помножена на правовой нигилизм и правовое бескультурье большей части населения. Как результат — воюющее государство Украина не в состоянии защитить ни своих граждан (что пагубно для гражданского общества), ни инвесторов (что убийственно для экономики).
В Украине неэффективно следствие (исключение составляет разве что НАБУ, созданное по лекалам ФБР).
В Украине неэффективны спецслужбы.
В Украине неэффективны суды.
Чтобы все эти “органы” заставить работать на благо общества, президенту Владимиру Зеленскому для начала придется “зачистить” … руководство Управления государственной охраны (УГО).
УГО
Начальник УГО Валерий Гелетей и его заместитель Владимир Дахновский скомпрометировали себя целым рядом громких скандалов, а УГО под их руководством демонстрировало вопиющий непрофессионализм. Доверять свою безопасность таким кадрам Петра Порошенко новому Президенту нет никакого резона.
Ревизия деятельности руководства УГО, особенно в части правомерности проведения оперативных мероприятий сотрудниками Управления в отношении политических оппонентов Петра Порошенко (плюс ревизия финансовой отчетности УГО) должна стать обязательной составляющей процедуры наведения порядка в этой структуре.
Следом за руководством УГО должно последовать очевидно скомпрометированные руководители СБУ и ГПУ.
Именно в такой последовательности.
ГПУ
Потому что после отставки председателя СБУ Василия Грицака и ряда его одиозных заместителей (Павел Демчина и Виктор Кононенко) и назначения нового руководства Службы (пусть даже в статусе и. о.) должно начаться расследование деятельности ряда руководителей Генпрокуратуры Украины в рамках диспозиции ст. 111 УК (“Государственная измена”), ст. 365 (“Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа”), ст. 366. (“Служебный подлог”).
В ГПУ такими персонами являются генпрокурор Юрий Луценко, заместители генпрокурора Юрий Столярчук, Евгений Енин, руководитель САП Назар Холодницкий, Владимир Бедриковский — руководитель Департамента по надзору за соблюдением законов в уголовном процессе и координации правоохранительной деятельности ГПУ.
Именно с этими фамилиями СМИ и эксперты связывают “похороны” резонансных уголовных расследований в отношении десятков лиц из ближайшего окружения В. Януковича, банкиров и политиков за каденцию генпрокуроров Виктора Шокина и Юрия Луценко.
Ревизия “похороненных” при В. Шокине и Ю. Луценко резонансных уголовных дел станет не только актом справедливости. Но и доказательной базой для возможных “посадок” ряда видных деятелей ГПУ — от экс-генпрокуроров до коллектива т. н. “департамента Кононенко-Грановского” в стенах на Резницкой.
Государство Украина крайне нуждается в поучительном и очистительном прецеденте: в осуждении к реальным срокам лишения свободы высших руководителей ГПУ и СБУ. Тем более, что все основания для таких процессов имеются — даже если судить по обнародованным журналистским расследованиям.
Руководители ГПУ и СБУ должны перестать быть кастой неприкасаемых и исполнителями политических заказов. А также — местом трудоустройства агентуры спецслужб РФ.
Потому что саботаж в расследовании убийства Вячеслава Черновола и экс-министра Юрия Кравченко — это работа в интересах России. И новый Президент Украины должен сделать все от него зависящее, проявить максимум политической воли для мотивации ГПУ к расследованию этих убийств.
“Приведение в чувство” ГПУ в частности и прокуратуры вообще может столкнуться с саботажем внутри ведомства — особенно, если в него уже инфильтрована российская агентура (что очень вероятно). Чтобы минимизировать риски скрытого саботажа со стороны подконтрольных спецслужбам РФ и украинским олигархам прокуроров, возможно, новому руководству ГПУ придется вернуться к истории вопроса избрания КДКП — Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров и Совета прокуроров на Конференции прокуроров 27 апреля 2016 года. Напомним, что ряд участников той конференции утверждали, что списки “правильных” кандидатов в органы прокурорского самоуправления были розданы делегатам заранее. А вот выяснение того, где и кем составлялись эти списки — может стать поводом для созыва внеочередной Конференции прокуроров и переизбрания и КДКП, и Совета прокуроров. Что явно пойдет на пользу всей прокуратуре.
Итак, “зачистка” и ревизия УГО, смена руководства СБУ, замена руководства ГПУ и ревизия всего кейса резонансных дел в этом ведомстве плюс активизация (возобновление) их расследования — должны стать первыми шагами нового Президента Украины.
Без встряски и “перезапуска” СБУ и ГПУ все попытки Президента навести порядок в воюющем государстве обречены на провал.
Но это только начало.
СБУ
Следующим шагом Президента должно стать принятие Верховной Радой нового закона о СБУ. Только не того варианта, который написан самими “чекистами” — с сохранением всех столь ценимых ими “ништяков”. Исходить надо из того, что Служба безопасности Украины как институция, как функционал себя полностью скомпрометировала. Не только тем, что эта 30-тысячная структура в президентство Януковича безропотно подчинялась преступным указаниям своего руководства — очевидным ставленникам спецслужб РФ, демонстрируя свою полную неспособность противостоять врагу. Но и повальным предательством Родины, когда сотрудники СБУ на оккупированных территориях почти поголовно, целыми управлениями переходили на сторону врага. Только этих двух фактов достаточно для однозначного вывода: такая спецслужба в воюющей стране — ничем не лучше врага. И никакому реформированию этот институт не подлежит. Спецслужбу нужно создавать буквально “с нуля”. По образу и подобию, с функционалом аналогичных структур США, Израиля, Германии, Британии. С отбором и обучением кадров “у них”, “как у них”, а не как в КГБ-ФСБ. Академия СБУ как институт подготовки кадров для спецслужб себя дискредитировала — и это очевидно. Поэтому переток старых кадров в новую спецслужбу ее просто угробит.
Помочь в создании новой спецслужбы Украины может Запад — его надо об этом просить. И это тоже задача Президента. Переход кадров из СБУ (лучших из лучших, прошедших независимые проверки на полиграфах и принятые в практике ведущих спецслужб мира тестирования) в новую спецслужбу должен стать возможным лишь на конкурсных условиях и после переподготовки. Все остальные — могут искать работу в структурах МВД, прокуратуре, в ВСУ. Или искать применение своим уникальным способностям на гражданке.
СУДЫ
Нужно заставить суды эффективно работать. Но здесь новый Президент имеет весьма скудный инструментарий для воздействия на ситуацию. Поскольку судебная система — самоуправляемая. Формально — самоуправляемая. На самом деле ее функционал посредством кадровой политики контролирует Высшая квалификационная комиссия судей глава (19 членов, глава — Сергей Козьяков). Наглядный результат работы ВККС — четверть судей Верховного суда Украины экспертами признаны недоброчестными. И это лишь один из длинной череды подобных примеров деятельности ВККС.
Чтобы лишить ВККС возможности назначать продажных судей, активисты-”антикоррупционеры” предлагают законодательно — через поправку в закон — изменить процедуру оценивания и назначения судей. Для чего вставить “фильтр” в виде западных независимых экспертов при принятии окончательного решения о доброчестности-недоброчестности того или иного соискателя судейской мантии — уже после выводов ВККС. Так, как это происходит при отборе кандидатов на должность судьи Антикоррупционного суда.
Все, что для этого нужно — президентская воля и соответствующий законопроект, внесенный как безотлагательный.
Публичная личная поддержка Президентом Украины судей, принявших то или иное принципиальное решение — также пойдут на пользу судебной системе.
ВЕРХОВНАЯ РАДА
Чтобы создать новую спецслужбу Украины, чтобы заставить работать судебную систему, чтобы вернуть в Уголовный Кодекс статью “Незаконное обогащение”, чтобы отменить т. н. “поправки Лозового”, чтобы ограничить, наконец, неприкосновенность депутатов ВР и судей, чтобы вообще иметь возможность что-либо реформировать — Президенту Украины нужна поддержка Верховной Рады.
Может ли новый Президент Украины рассчитывать на поддержку нынешнего состава Рады? Конечно, нет.
Более вероятен другой сценарий: роспуск Рады и перезагрузка парламента Украины под условным лозунгом “зачистки старых элит” (а будут и лозунги более радикальные и креативные!) может вынести из его стен подавляющее большинство нынешних постояльцев. А завести в Раду, соответственно, представителей молодого поколения — тех, для кого ориентирами являются тот же Владимир Зеленский или Святослав Вакарчук. Именно эта сила, пройдя в парламент и вытеснив оттуда опостылевших всем “стариков”, и может стать опорой в начинаниях нового президента. Поддерживая и трансформируя для нужд общества предложенную им повестку дня.
Еще раз подчеркнем: инструментарий для радикальных изменений к лучшему правоохранительной системы у нового Президента Украины ограничен. Но у него — гигантский вотум доверия и поддержка гражданского общества. И если Владимир Зеленский продемонстрирует политическую волю к реальным переменам и предпримет реальные шаги “навстречу людям” — у его противников, а также у “пятой колонны” Кремля в Украине не будет даже шансов на реванш.
По материалам: argumentua.com