Заслуженный работник труда или пенсионеры бизнеса

790

В фармацевтической отрасли Безпалько работает с 1964 года. Ее восхождение по карьерной лестнице было типичным для советской эпохи. Начинала она, как простой ученик дражировщика на Борщаговском химико-фармацевтическом заводе. То есть, первое время будущая первая леди отрасли занималась банальным изготовлением лекарственных драже. Попутно окончив в 1972 году Пермский фармацевтический институт и проявив себя, как хороший работник, она добилась должности старшего технолога, а после – заместителя начальника цеха. Напоминает историю героини фильма «Москва слезам не верит», не так ли?

В 1976 году молодую Людмилу Безпалько назначают начальником производства родного завода. Следующие повышение ее в должности происходит уже после развала СССР – именно в то время, когда всеми доступными (и не всегда честными и законными) методами формировался класс современных бизнесменов. В 1993 году Безпалько становится директором родного предприятия и, смекнув, что настали новые времена, начинает свои преобразования.

Самостоятельное плавание

Проработав на должности всего год, она добивается от коллектива Борщаговского ХФЗ согласия на преобразование в самостоятельное юридическое лицо. Так предприятие получает статус самостоятельного юридического лица и, благодаря амбициозности своего руководителя, начинает собственный путь к успеху.

Первым делом предприимчивая Людмила Безпалько находит своему детищу американского инвестора в лице корпорации «R&J Trading International, Inc». От него она добивается не только денежных вложений. Партнеры из США предоставляют предприятию оборудование и технологии, которых до этих пор на постсоветском пространстве не видывали. С таким ведением бизнеса Борщаговский ХФЗ (теперь уже совместное украино-американское предприятие АОЗТ «Борщаговский химико-фармацевтический завод») очень быстро, буквально в течение одного года, занимает на рынке лидирующие позиции. И, таким образом, становится лакомым кусочком для желающих переделить имущество и присвоить себе кусок пожирнее.

Видимо, именно в этот момент Безпалько решает, что не желает делиться своим детищем ни с кем, и начинает серию махинаций и злоупотреблений, чтобы добиться единоличного контроля над предприятием. Благо, времена позволяли – законы работали плохо, и в украинских бизнес-джунглях предпочитали руководствоваться правом сильного.

Закон, как дышло

Путь, который был проделан Людмилой Безпалько для того, чтобы полностью взять под контроль свое предприятие, можно изучать, как хрестоматийный пример так называемого «беспредела» 90-х. Тогда очень многие бизнесмены, имевшие доступ к управлению крупными активами, наплевав на законы и законность, подминали под себя, брали в единоличное управление целые сегменты рынка.

Нет, нельзя сказать, что Людмила Безпалько вовсе не руководствовалась никакими законами и вела борьбу за собственность откровенно рейдерскими методами. Она действовала более тонко – творчески истолковывала законодательство в свою пользу: выгодными законами пользовалась, а невыгодные игнорировала. Так в момент создания СП она с удовольствием соблюла вновь принятый закон, который, для стимулирования производства и улучшения инвестиционного климата, давал совместным предприятиям ряд льгот.

Уже год спустя, Людмиле Васильевне оказалось тесно в правовом поле и она, проигнорировав требования государства, провела незаконную эмиссию акций своего СП, тем самым уменьшив долю американских партнеров до несущественной. Но куда же она девала грязные акции? Самостоятельно же выкупила их с помощью собственноручно учрежденного в срочном порядке предприятия-клона ООО «Научно-производственный центр «Борщаговский химфармзавод». Деньги на его оформление и на уставной фонд Безпалько также получила не самым честным способом – незаконно начислила себе 1 млн долларов дивидендов от деятельности СП. При этом оформление всех трех процедур проводилось с вопиющими нарушениями, и могло быть запросто отменено, не будь на дворе лихие 90-е. Но хаос преодолеть не так просто. Гораздо легче им воспользоваться, что и сделала предприимчивая бизнес-леди, полностью взяв в свои руки контроль на Борщаговским ХФЗ.

Период острого конфликта

Подвела Безпалько лишь одна мелочь: ее партнерами были граждане США – страны, где законы блюдутся столь строго, что порой это доходит до абсурда. Впрочем, то уже случаи из серии курьезов, а вот ни за грош потерять целое предприятие – для представителей американской «R&J Trading International, Inc» это оказалось делом слишком серьезным. Узнав о хитрых махинациях своего украинского партнера, они инициировали международный скандал, обсуждавшийся на уровне первых лиц обоих государств. Дело было раздуто до таких масштабов, что начало серьезно угрожать международному имиджу Украины. Благодаря вмешательству руководства страны его удалось замять. Высший арбитражный суд Украины признал все махинации Безпалько недействительными и, казалось бы, вернул все на круги своя. В это же время против руководительницы компании было возбуждено два уголовных дела – ей инкриминировали вымогание взятки и нарушение порядка выпуска ценных бумаг.

Но, как только международный скандал поутих, Безпалько вновь включила режим игнорирования законов, тем самым добившись закрытия обоих уголовных дел и повторного банкротства совместного предприятия.

А не пора ли на пенсию?

Казалось бы, со времен 90-х прошло уже больше 10 лет и законы в Украине хоть как-то но заработали, а Людмила Безпалько все также незыблемо сидит в кресле руководителя Борщаговского ХФЗ, попутно входя в рейтинги самых богатых и влиятельных женщин страны. 65-летняя бизнес-бабушка продолжает делать вид, что ведет дела честными методами, хотя эхо скандала с американскими партнерами аукается ей до сих пор. Пожилой уже женщине приходится делать все возможное, чтобы не допустить разгорания конфликта с новой силой.

А не проще ли в таком случае передать бразды правления более приспособленному к современным условиям менеджеру, который сможет урегулировать все спорные моменты и ввести предприятие в период стабильной работы? Ведь все имеет свой срок жизни – заканчиваются исторические периоды, изнашиваются приборы, стареют люди. И, если по данным Госкомстата, средства производства украинских предприятий на сегодня изношены на 80%, то почему нельзя сказать то же самое о менеджерах советской закалки? Они неплохо воспользовались моментом в 90-е, но сейчас с такими методами уже не поработаешь. Так не пора ли на пенсию?

По материалам: from-ua.com