Записки нерезидентов

631

Граждане Украины с пропиской на оккупированной территории в Крыму теперь для Родины — нерезиденты. Кто не понял этого "счастья" сразу после вступления в силу закона о признании всей территории аннексированного полуострова свободной экономической зоной, после постановление НБУ №699 от 3 ноября этого года теперь может его почувствовать тактильно.

При пересечении как бы несуществующей государственной границы между Крымом и материковой Украиной, пройдя пограничный контроль и таможенный досмотр, вы сразу поймете, что граница есть. Если переселенцам каким-то чудом удалось продать на полуострове жилье, то надежды на то, что на вырученные деньги можно будет купить что-то на материке, можно похоронить. Потому как банковские операции невозможны, а наличности, согласно закону и упомянутому постановлению Нацбанка, у вас может быть при пересечении "границы СЭЗ" не более 10 тысяч гривен. Вариантов решения проблемы несколько, но все они незаконны: либо искать нелегальный канал переправки денег, либо дать взятку стражам "границы". Правда есть еще один — никуда не уезжать из Крыма, становиться гражданином России.

Предприниматели, переехавшие ранее, в пожарном порядке кинулись снимать деньги с переведенных на материк счетов своих юрлиц, зарегистрированных в Крыму, — по постановлению НБУ они должны быть закрыты.

Крымчане, надеявшиеся купить жилье по ипотечному кредиту, в банки теперь ни ногой — нерезидентам не дадут. Вариант прописаться у друзей-знакомых прост только на первый взгляд — крымская прописка, а с ней и недвижимость на полуострове, будет утеряна. Вывод — сидите и не рыпайтесь в своем Крыму.

Читайте также: Госдума вводит льготное налогообложение для участников свободной экономической зоны в Крыму

Не ошибусь, если многие украинцы на это скажут — и поделом, мол, "бачили очі, що купували". Только те, "що купували", в Украину не рвутся. Те, кто понял, в какую резервацию превращается Крым, потихоньку покупают развалюшки на Кубани, молодежь устремляется в большие города, обретая "материковую" российскую прописку — пропуск в мир, который по крымским российским паспортам не пускают.

Под удар, на самом деле, попали те, кто до сих пор больше первых лиц страны верит, что оккупированные территории — таки временно; те, кого оккупанты вытолкали из родного дома; те, кто бежал от преследования, кто не смог дышать спертым воздухом неволи и, понимая, что Родине он будет намного полезнее на свободе, рванул на материк. Теперь они граждане Украины с весьма урезанными правами и возможностями. Вопреки закону о гарантиях прав и свобод, принятому в мае. Потому как закон о фейковой СЭЗ — главнее. По крайней мере, депутаты прописали в нем такую норму: другие законы Украины, на которые в законе о СЭЗ есть ссылки, "действуют с учетом особенностей, установленных этим законом".

Поэтому, если закон об оккупированных территориях, гарантирующий защиту прав граждан Украины в Крыму, не признает навязанное крымчанам "автоматическое" российское гражданство, то закон о СЭЗ гласит: право на социальные гарантии и гарантирование вкладов распространяется только на граждан Украины, которые не имеют одновременно гражданства страны-оккупанта. А как это доказать? Взять справку в ФМС РФ в Крыму? Так это же признание незаконно созданного органа!

"Закон о СЭЗ и постановление НБУ — не что иное, как дискриминация граждан Украины по территориальному признаку, то есть по "крымской прописке". Дискриминация, потому что к ним предъявляются требования и вводятся ограничения, которые к другим не применяются", — говорит заместитель председателя Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник.

В первую очередь, говорит правозащитница, это отражается на экономических правах крымчан, которые объявлены нерезидентами — то есть, по сути, приравнены к гражданам, проживающим на территории иного государства.

"По сути, граждан сделали нерезидентами в своей же стране, что абсурдно, но приводит к большим проблемам. Если крымчанин теперь захочет открыть счет в банке и положить свои сбережения, то банки потребуют от него подтверждения их происхождения. Возникают проблемы с получением всех остальных финансовых услуг. Все счета юрлиц, зарегистрированных в Крыму, по постановлению НБУ, закрываются, предприниматели не могут вести бизнес", — говорит О.Скрипник.

Конечно, можно перерегистрировать бизнес на адрес на материке. Но система, придуманная чиновниками для этой процедуры, нерабочая. Вернее, она придумана для удобства самих чиновников. По приказу Министерства юстиции перерегистрация юридических и физических лиц-предпринимателей разбросана по трем областям. Если вы ранее были зарегистрированы как СПД в Симферополе, не важно, что теперь живете, допустим, в Киеве — менять юрадрес вам надо ехать в Николаев. Если ранее вели бизнес в Ялте, а переехали в Херсон — пожалуйте в регистрационную службу Токмакского горрайонного управления юстиции в Запорожской области. А в Херсон надо ехать севастопольцам, хотя они могли переехать в Одессу. Алуштинским предпринимателям — в Чаплынку. Абсурд? Или государству не надо получать налоги? Нет, все проще: бюрократическая система работает на себя.

Следующий проблемный момент, — говорит Ольга Скрипник, — заключается в том, что законы об оккупированной территории, закон о СЭЗ и уже принятый, но не подписанный президентом закон о внутренне перемещенных лицах (ВПЛ), противоречат друг другу. А это открывает путь к коррупции, злоупотреблениям чиновников и нарушению прав граждан.

Если вступит в силу закон о ВПЛ, одним из авторов которого была и Ольга Скрипник, то, по идее, он должен быть единственным и главным законом, регулирующим статус, гарантии соблюдения прав переселенцев.

"По крайней мере, мы так его и выписывали, чтобы он решал проблемы и крымчан, и переселенцев с Востока. Но он, во-первых, все еще не подписан, а, во-вторых, в него вносились с голоса изменения при принятии. Поэтому правовых коллизий может быть много, законы противоречат друг другу, и необходимо их синхронизировать", — говорит правозащитница.

Чувствуете, сколько еще бюрократических проволочек ждет переселенцев с таким качеством работы законодателей? И не только. От вступления закона в силу до его исполнения иногда проходят месяцы, необходимые для утверждения всевозможных порядков, образцов документов и т.д.

Итак, государственная машина Украины делает если не все, то многое, чтобы крымчане оставались на оккупированной территории. В это же время государственная машина России делает все, чтобы это "вредное население" побыстрее покинуло полуостров — об этом мы писали много и подробно. И дело не только в выталкивании за Перекоп неблагонадежного элемента. Тут вопрос чисто прагматический: большой военной базе, в которую Путин превращает Крым, столько населения (2,4 млн человек) не надо. Противопоказано. Опять же — чем кормить?

Получается, проукраински настроенные граждане в Крыму — между молотом и наковальней?! Это при том, что никаких санкций со стороны Украины в отношении прорабов "крымской весны" мы не видим. Вернее, они засекречены и проверить их наличие или эффективность общество не может.

Уж не знаю, какими договоренностями с Путиным связан язык президента Украины, но его молчание по крымскому вопросу становится уже постыдным. При этом зазвучали подголоски. Советник президента Николай Томенко "призывает украинцев быть расчетливыми в отношении Крыма", сообщают нам "Подробности": "Альтруистическая любовь к Крыму не может быть вечной. Мы должны иметь ответную реакцию со стороны тех людей, которые живут в Крыму. Не получилось по любви, так давайте по расчету".

Ну что ж, давайте считать. Слово экономисту-эксперту фонда "Майдан иностранных дел", ялтинцу Юрию Смелянскому.

"На прилавках торговых сетей континентальной Украины и рынках можно встретить продукцию, произведенную в Крыму. Украина продолжает снабжать полуостров товарами народного потребления (прежде всего продовольствием), энергией, сырьем. По заявлению "министра экономики Республики Крым", на начало ноября 2014 года зависимость продовольственного снабжения Крыма от украинских поставок составляет 80%. Это означает, что продовольственная безопасность Крыма практически полностью зависит от благорасположения украинского правительства и государственных структур, регулирующих систему взаимоотношений между Украиной и оккупированной территорией Крыма. Ежедневно с территории Украины в Крым ввозится порядка 500 фур с продовольствием. В сложившейся после оккупации ситуации и войны на востоке, цель которой, как принято считать, — пробивание коридора в Крым, активность таких взаимоотношений, по меньшей мере, выглядит неестественно. А закон о СЭЗ в Крыму помогает их легитимизировать. Поэтому можно предположить, что снабжение продовольствием оккупированной территории Крыма было скрытой частью минских "договоренностей" между Порошенко и Путиным. Встречным условием могло выступить обеспечение безопасности ведения бизнеса в Крыму для крупных представителей украинских бизнес-структур, близких к президентскому кругу. Продление для них периода выбора между сворачиванием бизнеса в Крыму и перерегистрацией по нормам российского законодательства".

Подтверждением этого вывода, считает Юрий Смелянский, служит заявление, сделанное С.Аксеновым, о возможности продления переходного период для перерегистрации по законодательству РФ бизнеса в Крыму еще на год.

"Вторая составляющая: жители Крыма — граждане Украины. Закон о СЭЗ объявил их нерезидентами. Получается еще одно условие. Украина не справляется с наплывом беженцев как из Крыма, так и с восточных территорий Украины. В Крыму продолжается работа по понуждению к получению российского гражданства. На территории военной базы население в размере 2400 тысяч человек не нужно, но оно необходимо на других, слабо заселенных территориях РФ. Подходы по ограничению прав крымчан могут иметь цель вынудить тех, кто покинул территорию Крыма и переехал на другую территорию Украины, вернуться по месту постоянной регистрации, с последующим выдавливанием на другие территории РФ", — считает эксперт "Майдана иностранных дел".

* * *

В последнее время светлые умы российской элиты, ищущие пути выхода из российско-украинского конфликта и искренне радеющие за будущее своей страны, все чаще сходятся во мнении, что, во-первых, без решения крымской проблемы это невозможно (откуда беда началась, там и должна разрешиться); второе, в Крыму должен пройти настоящий референдум. Без автоматов и принуждения, с длительным периодом подготовки — чтобы люди осознанно взвесили, под мониторингом международных организаций, например, ООН.

И вот я думаю: еще пару-тройку таких законов, лоббирующих интересы большого бизнеса, который продолжает зарабатывать на оккупированных территориях, но дискриминируют права простых граждан; еще пару месяцев подковерных "договорняков" и на это же время — отсутствия реформ и борьбы с коррупцией в Украине — и Путину можно спокойно соглашаться. Потому что Киев так и не усвоил главного урока потери территорий — он не думает, как быть нужным живущим там людям.

Успех наглого блицкрига Путина в Крыму — это не плод его военно-спецушной гениальности, изобретшей ноу-хау гибридной войны с переодеваниями (тут как раз все было по учебнику, самой что ни на есть КГБистской методичке). Разгадка не только в том, что Путину было на кого опереться в Крыму (автоматы+пятая колонна), но и в том, что Киев даже не искал, на кого опереться — Киев делил портфели.

…На неделе зашел знакомый преподаватель крымского вуза. Не этнический — политический украинец. Радостно сообщил, что везет в Симферополь целую библиотеку — 150 книжек для детей украинского класса. Я вспомнила: так уже было 20 лет назад, когда украинские активисты на себе возили книжки в крымские школы из Киева и Львова.

Не беда, мы пройдем этот путь еще раз. Оставив на обочине всех, кто заставляет нас ходить по кругу. Достали!

По материалам:  gazeta.zn.ua