Закон о спецконфискации. Первый шаг к конфискации награбленного Януковичем или коррупция?
Народные депутаты после скандалов с блокированием трибуны, потасовками и нескольких безуспешных попыток внести закон о «спецконфискации» в повестку дня, сумели договориться. Из законопроекта убрали некоторые неоднозначные нормы и проголосовали его в первом чтении. На законе о «спецконфискации» в частности настаивал премьер Арсений Яценюк. По его словам деньги, украденные бывшим Президентом Виктором Януковичем и членами его команды, очень нужны стране.
Немного прояснил ситуацию глава РПЛ Олег Ляшко. Он отметил, что 50 млрд. гривен этих активов учтены в бюджете, и если их не получить, то в казне образуется огромная дыра – не будет денег на оборону и на зарплаты бюджетникам. Против законопроекта выступали в «Самопомощи». В партии отмечали, законопроект выписан таким образом, что адвокатам Януковича не составит труда добиться через Европейский суд возвращения конфискованных активов. Главным недочетом в партии считали разрешение конфисковать и реализовать средства и имущество без решения суда. Помимо этого политики опасались, что от нового закона могут пострадать и другие граждане, которые владеют интересными для рейдеров активами. Не поддерживали законопроект и в БПП и «Батькивщине». По мнению политологов, в БПП не хотели давать Яценюку деньги, чтобы рейтинги его правительства поднялись, вторые планировали придержать средства для Юлии Тимошенко, которая не оставляет надежд возглавить правительство и вероятно после этого «заняться» активами беглого Януковича.
Спецконфискация. За и против
Народные депутаты Юрий Береза, Татьяна Чорновол, Андрей Тетерук, Сергей Пашинский из «Народного фронта», Иван Винник и Артур Герасимов стали авторами законопроекта о конфискации активов бывшего Президента Виктора Януковича и членов его команды. По их словам, средства находятся под арестом уже два года, были получены коррупционным путем, значит их нужно вернуть государству. В то же время суды блокируют их возвращение. Поэтому и был предложен выход – «спецконфиская» без разрешения суда.
В пояснительной записке к законопроекту с ссылкой на Национальный институт стратегических исследований, указано что общий объем активов, утраченных в результате злоупотреблений властью за 4 года 70 млрд. долларов. Часть из них содержится в банках других государств. В Украине заморожено по запросу ГПУ только средств Януковича свыше 125 млн долларов. Госфинмониторинг заблокировал деньги 19 нерезидентов, связанных с окружением беглого президента на 1,34 млрд. долларов. Около 380 млн гривен и около 160 млн долларов, плюс ценных бумага на1,49 млрд. гривен и 1,02 млрд. долларов.
На том, что депутаты должны принять законопроект, неоднократно настаивал премьер Арсений Яценюк. По его словам, эти средства крайне нужны стране. Позже глава «Радикальной партии» Олег Ляшко уточнил, что эти 50 млрд. гривен арестованных средств заложили в бюджет на текущий год. Если их не удастся получить, образуется огромная дыра – не будет денег на оборону и выплату зарплат бюджетникам.
В то же время, политтехнолог Тарас Березовец отметил, что по данным его источников, есть договоренность, что деньги Януковича отдадут на оборону и полицию.
Закон для рейдеров?
Предложенный законопроект резко раскритиковали в «Самопомощи». Там отметили, что закон о спецконфискации ничего общего не имеет с активами Януковича и его «Семьи». По словам вице-спикера Оксаны Сыроед, разработчики документа хотят иметь возможность для реализации двух схем. Суть первой – получить доступ к деньгам от реализации «нефтепродуктов Курченко». Суть второй – продажа своим людям по заниженным ценных бумаг, так называемых «евробондов Януковича». По словам политика, законопроект узаконит и рейдерские схемы, ведь в нем прописано, что следователь может конфисковать деньги и имущество до решения суда. Также закон разрешит реализовать конфискат. Более того, эти изменения предлагают внести в Уголовный кодекс. После этого, отмечает Сыроед, граждане которые имеют интересный и доходный бизнес, не смогут спать спокойно. Так как рейдеры на «законных основаниях» смогут заполучить любой интересный бизнес.
Как отмечает вице-спикер, законопроект выписан таким образом, что юристы Януковича без труда смогут оспорить конфискацию в Европейском суде. После чего Украину обяжут вернуть средства из бюджета, плюс выплатить компенсацию. Поэтому политик считает, что авторы документа преследуют только свои интересы.
Также юрист и парламентарий Елена Сотник заявила, что Янукович и его "семья" после взыскания не смогут быть обвинены, поскольку после спецконфискации без суда - ни один международный суд не признает приговоры законными. И уже через несколько лет «жертвы» спецконфискации через тот же Европейский суд по правам человека получат решения в свою пользу и компенсации от Украины, включая и штрафные санкции.
Выступили против законопроекта также в «Батькивщине» и БПП. Депутаты из президентской партии считают, что не случайно именно сейчас НФ активизировал вопрос с активами Януковича и требует его принять. По словам нардепа Алексея Гончаренко, парламентариям очень нужно отвлечь избирателей от темы отставки правительства. «Спецконфискация» - это своеобразная дымовая завеса, которая смещает акценты. Два года об активах Януковича никто не вспоминал, а тут вдруг такая спешка, добавляет Гончаренко.
По информации нардепа от НФ Дмитрия Тимчука, некоторые источники утверждают, что половины арестованных средств на счетах уже нет. И именно поэтому некоторые депутаты крайне не хотят выносить «спецконфискацию» на обсуждение.
Не согласен со всеми обвинениями Олег Ляшко, который поддерживает «Народный фронт» в желании конфисковать средства «Семьи». По его словам, средства находятся на оффшорных счетах, у простых украинцев таких счетов нет, поэтому гражданам нечего опасаться нового законопроекта.
Депутаты и чиновники думают о себе?
В законе о «спецонфискации» в первую очередь заинтересован Арсений Яценюк, уверен политолог Кость Бондаренко, поскольку закон позволит ему безбедно существовать десятки лет. После голосования он сможет спокойно уходить в отставку, лишь поставив условие, что главой Минюста остается подконтрольный ему Павел Петренко. Через него Яценюк сможет контролировать конфискацию имущества и получать «благодарность» от тех, кто захочет ее избежать.
Журналист Виталий Портников уверен, что спецконфискация – это хорошая идея. Т.к. позволит забирать у чиновников ворованное. По его словам, депутаты не хотят поддерживать законопроект, чтобы иметь возможность самим «стать Януковичем» или служить «новому Януковичу», который будет зарабатывать состояние коррупционным путем.
В то же время политолог Владимир Цибулько считает, что депутаты прекрасно понимают, что закон нужный, поскольку позволит привлечь в бюджет дополнительные средства. Но они играют в свою игру. Так в БПП не хотят помогать Яценюку, поскольку деньги повысят рейтинги Кабмина. У «Батькивщины» - свой интерес. Юлия Тимошенко не оставляет надежд возглавить правительство, после чего ей тоже конфискованные деньги очень и очень пригодятся. Поэтому фракция не хотела голосовать за законопроект о спецконфискации, чтобы «положить деньги на депозит», пока Яценюка не сменит ЮВТ.
Компромиссный вариант
17 марта было горячим днем в Раде. Депутаты вернулись к вопросу о спецконфискации, что вызвало бурю эмоций и даже спровоцировало потасовку, активным участником которой был Сергей Пашинский. А Татьяна Чорновол даже исцарапала внефракционного депутата Якова Безбаха, поскольку тот позволил себе критиковать законопроект.
Спикер Владимир Гройсман несколько раз ставил вопрос о внесении «спецконфискаций» в повестку дня, но безуспешно. Позже депутаты смогли найти некоторый компромисс – законопроект внесли в повестку и даже проголосовали в первом чтении. После этого, его будут дорабатывать в профильном комитете. По словам главы фракции «Самопомщь» Олега Березюка, в законопроекте изменили формулировку. Теперь в нем есть ссылка на презумпцию невиновности.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org