Зачем Янукович сменил министра обороны?

731

Снятие Михаила Ежеля с поста министра обороны и назначение новым министром Дмитрия Саламатина – это решение, которого от Виктора Януковича никто не ждал. Слухи насчет отставки Ежеля ходили уже давно. Он столь сильно погряз в коррупционных скандалах, что его уход с должности был вполне ожидаем. Однако кандидатура на его замену предполагалась совсем иной. Точнее сказать на данную должность «созревали» два кандидата. Один из них – это бывший министр обороны Александр Кузьмук как кандидатура, преданная Януковичу, а вторым вариантом на должность главы министерства мог стать Григорий Педченко, ныне являющимся начальником Генерального штаба. Однако никто не прогнозировал, что Янукович мог снять своего главного «оружейного барона» с главы Укроборонпрома и поставить его во главу военного ведомства.

Надо сказать, что отставка Ежеля не является обычной заменой очередного министра. Это достаточно серьезный показатель происходящих во власти процессов. В данном случае идет процесс перестановки сил. К серьезным силовым ресурсам у руля ставятся доверенные люди. Тем более в этом случае причин, из-за которых можно было снять Ежеля с поста министра накопилось уже более чем достаточно. Эксперты в качестве основной причины «непотопляемости» Ежеля считали его работу «под крышей» одной известной фигуры – Юры Енакиевского. Очевидно что теперь ситуация сильно изменилась. Следует подчеркнуть, что это случилось именно сейчас перед открытием рынка земли в Украине. Может последовать логичный вопрос – если Саламатин действительно является «доверенным», то зачем его снимать с весьма денежного направления, заключающегося в производстве оружия и торговле им? Да еще и переводить его в Минобороны, где за все годы независимости разворовали все что могли.

Не стоит забывать, что сегодня военное ведомство по-прежнему владеет огромными запасами инфраструктуры и земли, большая часть из которых сегодня либо им не нужна, либо ее можно сделать таковой, выселяя военные учреждения, подразделения и другие структуры туда, где объекты и земля стоят гораздо дешевле. Благодаря применяемым в Советском Союзе подходам к размещению штабных и обеспечивающих структур, а также военных частей на сегодняшний день практически во всех областных центрах в районных населенных пунктах и даже на курортах черноморского побережья размещаются земли и здания, принадлежащие Министерству обороны. Даже в центре Киева, где земля невероятно дорогая имеются такие участки.

Как раз в связи с этим в течение 2010-2011 годов Минобороны старательно лоббировало законопроект, благодаря которому военное ведомство смогло бы самостоятельно торговать землей. К счастью данный законопроект был отклонен Верховной Радой. Однако военные чиновники посчитали, что еще не все потеряно. В результате теперь у Министерства обороны постепенно появляется потенциал на многомиллиардную сумму, значительно превышающую прибыли от торговли оружием. Тот, кого допустят к реализации этого потенциала на выходе сможет получить очень много. Именно поэтому на должности министра обороны необходимо иметь своего преданного человека.

Еще одним важным моментом является ротация силовиков. В преддверии выборов на Украине не исключаются различные серьезные события, возможны и провокации. Янукович отлично понимает, что потеря контроля над силовиками может лишить его президентского кресла или даже жизни. В таком случае свой человек на посту военного министра может сыграть крайне важную роль. Причем здесь совершенно неважно, какие у него представления об армии – его задачи совершенно иные.
Надо отметить, что Дмитрий Саламатин не слишком компетентен в военных вопросах. В течение всей своей жизни он пересекался с армией лишь в 1983 - 1985 годах, когда проходил срочную службу. Это означает, что он мог дослужиться максимум до сержанта или даже остаться рядовым. Других отношений с армией у него не было.

Такая весть для вооруженных сил не слишком радостна. В связи с волной пресмыкания и подхалимства Ежеля перед Януковичем армия и так достаточно деградировала, чтобы сегодня вопрос о повышении боеспособности ВС Украины стал бы крайне актуальным. Вряд ли это понимает Саламатин.

Однако стоит подчеркнуть, что по нашим временам гражданский министр обороны является, прежде всего, менеджером, а потому ему не столько надо знать военную сферу, сколько уметь собрать профессиональную команду и продвигать интересы своего министерства в Парламенте и правительстве. На предыдущей должности Саламатин особо не проявил себя в роли хорошего менеджера. Однако не стоит исключать, что должность министра обороны позволит Дмитрию Саламатину проявить свои скрытые таланты.

Жигалова Татьяна, job-sbu.org