Зачем французам «лизать задницу» Femen? Иностранные СМИ об Украине

705

Во Франции - очередной скандал вокруг Femen. Дизайнер Оливье Чиаппа, создавший макет марки с изображением символа Франции Марианны, которую на прошедшей неделе презентовал президент республики Франсуа Олланд, признал, что прототипом этого образа для него стала одна из основательниц движения украинка Инна Шевченко, недавно получившая политическое убежище в этой стране. Ряд политических сил уже выразил свое возмущение по этому поводу, высказавшись, в частности, в таком ключе, что "не хватало еще нам импортировать моделей для национальных символов из Украины". Сама Шевченко отреагировала на все это так: "Теперь гомофобы, экстремисты, фашисты должны будут лизать мою задницу, чтобы отправить письмо", - цитирует газета Liberation.

Все это очень позабавило корреспондента польской Rzeczpospolita: "Новое изображение Марианны, которое в ближайшие пять лет будет появляться на французских почтовых марках, правительственных печатях, а может и чеканенных над Сеной евро, основан на чертах Инны Шевченко - соосновательницы Femen, прославленной спиливанием в Киеве креста, установленного в память жертв Голодомора, и хеппенингом в церкви Нотр-Дам. Почтовую марку, которую президент Олланд гордо презентовал в годовщину взятия Бастилии, спроектировал фотограф и дизайнер Оливер Чиаппа, прославившийся серией фотографий "Мнимые пары", представляющими знаменитостей, которые изображали однополые пары, часто с детьми, в знак протеста против "диктата гомофобов". Дочь русскоязычного офицера флота из Херсона, которая призвала товарок из Украины и России спиливать кресты, а в феврале этого года почтила уход Бенедикта XVI скандированием топлесс "Убирайся, гомофоб!" в нефе Нотр-Дам, вызвала у него, как признался он в Твиттере, самое глубокое вдохновение. Не только у него - о Шевченко и Femen показаны уже три фильма, которые должны соревноваться за Золотую пальмовую ветвь в Каннах".

"Что, собственно остается? Резонировать, что существовавший до сих пор ряд официальных прототипов Марианны (Бардо, Денев, Летиция Каста, какие-то модели) был прославлен скорее скулами, чем духом? Это правда, но они хотя бы не получали удовольствия от святотатства. С красотой, кстати, тоже бывает разное: трудно не заметить, что мастер Чиаппа должен был сильно повыщипать брови и смоделировать нос в Фотошопе, потому что Марианна, презентованная Олландом, напоминает скорее Анджелину Джоли, чем прототип. Со своей стороны интересно, как выглядела бы марка с Фриджит Баржо (комическая актриса, лидер движения против однополых браков во Франции. - "ОстроВ"), но это уже, скорее всего, не в нынешней каденции", - съязвил он.

Подрыватели?

"Прославились" земляки также в Великобритании.

"Двое украинцев были задержаны после предполагаемой кампании из трех бомбовых атак за месяц против мечетей в Вест-Мидландсе, которые вынудили МИ5 присоединиться к охоте за взрывателями… Предпринятые нападения имели место по пятницам, в день, когда синагоги обычно заполнены. Как выяснил The Guardian, полиция региона на этой неделе опасалась еще одного пятничного нападения".

"Контртеррористические следователи продолжали допрашивать украинцев 22 и 25 лет, арестованных в четверг в связи с предполагаемыми попытками нападений в Типтоне и Уолсолле. Пара пребывает под подозрением в вовлеченности в заказ, подготовку и подстрекательство к теракту. Контртеррористическая полиция Вест-Мидландса обыскала также компанию, занимающуюся разработкой программного обеспечения, где двое мужчин, как было известно, пребывали на университетской практике. Клайв Мартелл, глава компании "Делкам", дал подробную информацию об арестованных: "Они были у нас на практике, но не являлись сотрудниками компании. Они учатся в иностранном университете и изучают инженерию". Мартелл рассказал Birmingham Mail, что оба учились в восточноевропейской стране: "Один из них был у нас четыре месяца, а второй - два месяца", - цитирует The Guardian.

The Independent в комментариях идет намного дальше, отмечая, что "компания имела развитые связи с рядом университетов в Украине, принимала на практику студентов со всей Европы в своем главном офисе. Полиция вчера отказалась сообщить, расследуется ли более широкая сеть экстремистских групп в восточной Европе. В 2008 году Amnesty International предупреждала о росте насильственных нападений на представителей этнических меньшинств в Украине. Британских фанов также предупреждали о возможности нападений на протяжении Чемпионата Европы по футболу 2012 года, который принимала также Украина, после того, как, до начала турнира, тут были продемонстрированы знаки рассовой ненависти, однако никаких серьезных вспышек насилия не было".

А в польской газете Trojmiasto, являющейся приложением Gazeta Wyborcza, заинтересовались личностью Сергея Таруты, отмечая, что принадлежащая одному из самых богатых людей мира Гданьская судоверфь погибает без финансирования с его стороны. Коснувшись биографии Таруты замечанием о том, что у украинских и российских олигархов нельзя спрашивать, как они заработали первый миллион, издание вспомнило и его ранние бизнес-связи с Ринатом Ахметовым и их разрыв, и последующую влиятельность ИСД в период, когда Украиной руководили Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Как отмечается в статье, Тарута пользовался покровительством Ющенко, который, в свою очередь, мог продвигать его интересы в Польше. Однако с завершением каденции предыдущего президента и сменой власти в соседней стране вся эта конструкция рухнула и у человека, летавшего на деловые встречи на собственном самолете и передвигавшегося по Варшаве на лимузине с огромной охраной, возникли серьезные экономические проблемы.

"Зачем ему нужна была польская верфь? Не имел доступа к собственной руде, поскольку месторождения контролировал Ахметов. Поскольку не мог получить первого звена в стальном бизнесе, решил развивать последнее, каковым была переработка стали, в Гданьской судоверфи. Но это не все. "В его мире продвижение интересов зависит от помощи политиков. Он думал, что в Польше, благодаря контактам Ющенко и Качиньского и политической поддержке ему тоже повезет, тем более, что взял себе колыбель "Солидарности", - рассказывает один из чиновников, который был свидетелем приватизации верфи".

"Чего Сергей Тарута ожидает от польского государства, чтобы можно было спасти верфь в Гданьске? Этот вопрос мы передали ему через пресс-секретаря ISD Polska. Бизнесмен не ответил. Сергей Тарута долгое время добивается встречи с министром финансов, чтобы склонить его к дофинансированию Гданьской судоверфи. Ведь государственное Агентство развития промышленности владеет 25 % акций в предприятии. Министр Влодзимеж Карпиньский, однако, не может или не хочет встречаться с украинским олигархом. "Тарута политически одинок в Польше. Правительство Миллера не хотело продавать ему верфь, это сделал кабинет Марка Белки. Верфь продал ПиС (партия "Право и справедливость" братьев Качиньских, которая с 2011 года не у власти. - "ОстроВ"), но то ли сознательно, то ли нет, скрыл, что нужно будет вернуть крупную государственную помощь. А "Платформа" (представители новой польской власти. - "ОстроВ") заявила, что раз он купил верфь и ПиС, то пусть теперь делает, что хочет, говорит один из наблюдавших начинания ИСД в Польше. "Министр финансов Александр Град и его преемник уверяли господина Сергея Таруту, что государство выделит ему всяческую возможную помощь. Видно, из этого ничего не вышло. Он аж болен от того, что обещания не были выполнены", - добавляет Лески. Анжей Яворский имеет другую теорию: "Я думаю, что Тарута был обманут и забросил верфь. Украинцы принимают решения молниеносно, а в верфи этого заметно не было". Государственный чиновник, желающий сохранить анонимность: "Господин Тарута хочет, чтобы деньги налогоплательщиков отдали на его частный бизнес, а сам не намерен доплачивать".

"В 2010 году Гданьская судоверфь имела шанс войти в первую лигу производителей современной продукции. Однако принадлежащее ИСД предприятие проиграло аукцион по продаже крупного сухого дока в Гдыне. Благодаря займу Агентства развития промышленности док за 175 миллионов злотых купило частное предприятие Crist. "На рынке появился заказ на корабль за 200 млн евро, и было понятно, что построит его тот, кто купит док. Поэтому за док было заплачено почти вдвое больше стартовой цены", - поясняет представитель отрасли. Тарута проиграл торги, потому что у него не хватило денег. В результате Crist построил суперсовременный корабль "Innovation" и как раз строит второй подобный. И Crist получает крупные прибыли, а Гданьская судоверфь производит с убытком простую продукцию или одни корпуса", - отмечают в Trojmiasto.

Ссылаясь на Агентство развития промышленности, издание отмечает, что 2012 год Гданьская судоверфь закончила с убытком в 84,1 миллиона злотых, а всего за последние годы потеряла около 300 миллионов злотых и будет терять еще больше, поскольку подписанные на сегодня контракты, вместо прибылей, приносят около 20 миллионов убытков. Для продолжения работы завода, по подсчетам его руководства, необходимо 180 миллионов злотых.

Подзабытые герои

Наконец, масса западных изданий на прошедшей неделе опубликовала истории о Надежде Поповой, легендарной советской военной летчице родом из Украины, умершей в Москве 8 июля в возрасте 91 года. "Госпожа Попова была одной из первых женщин, кто добровольно вызвался служить в Советской армии на протяжении Второй мировой войны. Она стала командиром отряда в своем сплошь женском полку. Она провела 852 военных операции - включая 18 на протяжении одной ночи - и была удостоена награды Героя советского Союза, одной из самых высоких наград в государстве", - рассказала The Washington Post.

"Госпожа Попова служила с ночными бомбардировщиками, пожалуй, из трех женских полков именно они вызывали самый большой страх. Их хрупкие двухместные самолеты, сделанные из фанеры и брезента, были оснащены как бомбардировщики. Пилоты вызывали большое удивление, выключая двигатели перед заходом на цель; немцы слышали только шипение воздуха от их крыльев, напоминающее звук от полета метлы, поэтому женщин называли "Ночными ведьмами". "Немцы рассказывали, что нам давали специальные инъекции и таблетки, которые обеспечивали нам превосходное зрение ночью, - рассказывала Попова историку Альберту Акселлю в интервью для его книги "Самые великие русские военные истории, 1941-1945". - Это, конечно, было чепухой. Все, что мы делали, это были умными, образованными и очень талантливыми девушками". Женщины были преимущественнно в возрасте от 17 до 26 лет. Поповой было 19, когда она присоединилась к пилотам и стала "одной из лучших и одной из самых удачливых", как охарактеризовала The Moscow Times. "Когда ветер был сильный, он сносил самолет. Зимой, когда вам нужно было присмотреться к цели, вы получали обморожение - наши ноги мерзли в ботинках, но мы продолжали лететь, - говорила она. - Если вы сдаетесь – ничего не сделано и вы не герой. Те, кто сдавался, были расстреляны и сгорали заживо в своих самолетах, поскольку не имели парашютов"… Попова отмечает, что, наверное, родилась счастливой. Однажды она насчитала в своем самолете 42 пулевых отверстия. "Катя, дорогая, - сказала она своему штурману, - мы будем жить долго".

"Спустя десятилетия после войны Попова, которую часто называли Надей, думала об опасностях, которые она пережила. "Иногда ночью я смотрю в темное небо, затем закрываю глаза и вижу себя девушкой за штурвалом моего бомбардировщика, - говорит она, - и думаю: "Надя, как же все-таки ты это делала?", - цитирует The Washington Post.

Как рассказывает The Independen, "Надежда Попова родилась в Шабановке (нынешнее Долгое). Ее отец был железнодорожником. Она росла в Украине на Донбассе. Она надеялась стать актрисой, она увлекалась музыкой и танцами и играла в любительском театре. Все изменилось, когда возле ее деревни пролетел маленький военный самолет - она почувствовала страсть к авиации, и записалась в авиашколу без ведома родителей. В 16 лет она сделала свой первый парашютный прыжок и первый самостоятельный полет".

"Когда их волосы были обрезаны - как это делалось, когда они вступали в один из трех советских авиаполков, - некоторые женщины выглядели просто как мальчики. Добавьте громадные летные куртки, чересчур большие брюки и ботинки 42-го размера - все было сделано для мужчин, и, наверное, подошло бы пилотам мужского пола. Не Наде Поповой. Как-то она справилась, с затянутой талией тут и несколькими стрелками там, похожая на голливудскую звезду. Между вылетами она будет взбивать волосы, примятые ее кожаным шлемом, в своем черепаховом зеркале. Перед каждым полетом она будет цеплять к своей форме брошку в виде жука, которая служила также талисманом. Возле своей деревянной раскладушки, в каком бы сарае они ни спали - один раз в хлеву - она держала белую шелковую блузку и голубой шелковый шарф, на случай, если ей нужно будет создать по-настоящему женственный образ", - написал The Economist.

По словам корреспондента The New York Times, "русские женщины… за 30 тысяч операций на протяжении четырех лет сбросили 23 тонны бомб на немецких захватчиков, в конечном счете, помогая загнать их назад в Берлин. Германский пилот, поборовший "ведьму", награждался Железным крестом. Эти молодые героини, все - волонтеры и большинство - в возрасте до 20 лет или чуть старше 20, стали легендами Второй мировой войны, но сегодня преимущественно забыты. Летая только в темноте, они не имели парашютов, оружия, раций или радаров - только карты и компасы. Пораженные трассирующими пулями, их самолеты сгорали, как листки бумаги… "Почти каждый раз мы должны были лететь через стену вражеского огня", - рассказывала Надежда Попова, одна из первых волонтеров, проведшая 852 операции, в интервью для книги Девида Стаела "Операция "Тайфун": Марш Гитлера на Москву, октябрь 1941", опубликованной в этом году".

"Однажды, будучи сбитой, она оказалась в толпе отступающих войск и гражданских. Среди них был раненый летчик-истребитель Семен Харламов, читавший "Тихий Дон" - советский роман-эпопею Михаила Шолохова. Они разговорились, и она прочитала ему несколько стихов. В конечном счете они разделились, но виделись снова несколько раз на протяжении войны. Когда она закончилась, они встретились у Рейхстага в Берлине и написали свои имена на его стане. Вскоре они поженились. Харламов умер в 1990 году. У Поповой, которая жила в Москве и работала авиаинструктором после войны, остался сын, Александр, генерал в Военно-воздушных силах Беларуси", - говорится в его статье.

По материалам: ostro.org