Заакон Савченко. Pro et Contra
На днях ВР Украины был принят Закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания» от 26.11.2015 г., № 838-VIII, среди авторов которого числится незаконно заключенная в России Надежда Савченко. Этот Закон до сих пор вызывает общественные споры по редакции и практическому порядку применения. Основное нововведение, вызывающее резонанс – это зачисление срока содержания под стражей, во время следствия по делу, как 1 день за два. Т.е. 1 день в СИЗО, будет приравниваться к 2-м дням колонии. Тут уж сами преступники сделают, для затягивания следствия по делу.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту уже принятого закона, целью его принятия является:
- Восстановление прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, права которых были значительно ограничены во время содержания под стражей;
- Содействие уменьшению сроков содержания в СИЗО граждан, находящихся под следствием и судом;
- Приведение в соответствие с международными стандартами условий содержания под стражей;
- Значительное сокращение сроков содержания лиц в СИЗО;
- Экономия бюджетных средств за счет уменьшения количества людей, содержащихся в следственных изоляторах.
Закон подлежит применению ко всем лицам, в отношении которых на момент вступления в силу настоящего Закона вступил в силу обвинительный приговор, наказание по которому не отбыто полностью. По данным государственной пенитенциарной службы Украины, в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах на 1 января 2016 находилось 70873 человека, в СИЗО содержалось 9350 человек (2185 - в стадии досудебного расследования, 7165 - на стадии судебного разбирательства до вынесения приговора).
«Те заключенные, которые находятся в СИЗО, и в отношении которых нет судебного решения, и в отношении которых действует презумпция невиновности, не могут находиться под стражей на тех же условиях и основаниях, как те, по которым есть решения суда», - прокомментировал Закон депутат от ВО «Батькивщина» И. Крулько.
За этот Закон выступил и Ген. Прокурор Луценко. Он считает, что нововведение преследует две благие цели: разгрузить СИЗО и восстановить права, ограниченные во время содержания под стражей. «Условия содержания людей в СИЗО гораздо тяжелее и страшнее, чем пребывание в любой тюрьме. Поэтому логично, чтобы срок в СИЗО имел больший вес, чем в самой тюрьме », - отметил он. Однако после принятия Закона были сомнения в том, насколько в действительности благие цели преследовал этот документ.
Некоторые политики считают, что данный Закон не доработан, ведь его принятие повлечет досрочное освобождение многим настоящим преступникам. Так, например, бывший председатель Львовского апелляционного административного суда Зварыч, известный как «судья-колядник», освобожден из места заключения по решению суда на основании применения к нему «закона Савченко». Суд посчитал Зварычу три года, проведенные в СИЗО при предварительном заключении, за шесть лет основного срока, таким образом, взяточник Зварыч отбыл свой 10-летний тюремный срок, из которого в колонии он пробыл всего 4 года. Таким же образом собирается выйти из тюрьмы досрочно бывший нардеп Лозинский, убийца жителя Кировограда Олийныка.
Отпущен на свободу подельник педофила Завадского, на освобождение надеется и мошенник Слюсарчук, известный как «доктор Пи». А с одесской банды Марьянчука, члены которой осуждены за многочисленные убийства, на свободу уже вышло восемь человек именно по «закону Савченко». Более того, теперь просьбу о пересмотре сроков могут подавать осужденные на пожизненное заключение. Им открывается такая возможность после 25 лет отсидки. В некоторых случаях этот срок уже истек, с учетом принципа день за два в СИЗО.
По подсчетам народных депутатов, на свободу из тюрем в целом могут выйти до 7 тыс. Осужденных за тяжкие преступления. По мнению экс-главы пенитенциарной службы Старого, закон не разгрузит следственные изоляторы. Осужденные будут стремиться, чтобы как можно меньше находиться в колонии и как можно больше в СИЗО. То есть эффект будет обратным.
Есть неувязки в законе и в отношении самих осужденных. В нем указано, в какой суд надо подавать ходатайство о пересчете срока – в тот, который принял обвинительный приговор, или в суд по месту отбывания наказания. В результате, ходатайство тех, кто реально может рассчитывать на ослабление приговора, суды могут пересылать друг другу, пока не надоест.
Председатель Государственной пенитенциарной службы Украины Палагнюк, сообщил, что под действие «закона Савченко» из 70 тыс. заключенных подпадает 44 тыс. В ближайшее время 6 тыс. из них освободят досрочно, в том числе 809 убийц и почти 500 человек, осужденных за нанесение телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, около 1 тыс. грабителей и почти 200 насильников.
В пенитенциарной службе подвели промежуточный итог амнистии по формуле «год в СИЗО за два». По состоянию на 1 марта текущего года положения закона были применены к 15239 осужденных. Как сообщила руководитель пресс-службы Государственной пенитенциарной службы К. Денисюк, 3530 осужденных уже получили свободу. Среди них: 528 осужденных за умышленные убийства, 294 - за умышленные тяжкие телесные повреждения, 337 - за преступления, связанные с наркотиками; 721 - за разбой; 452 - за грабеж; 682 - за кражи.
Вследствие этого мнения общественности разделились: есть сторонники этого закона, но есть и много тех, кто высказывается против его применения. Так, например, экс-глава Государственной пенитенциарной службы Украины Старенький, против этого законодательного документа: «Закон несовершенен. Для того, чтобы люди меньше сидели в изоляторах, надо вносить изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. А этот закон приведет лишь к тому, что люди, которые получат приговоры, будут сидеть меньше. В неравные условия поставлены осужденные, отбывающие наказание, и те, кто уже отбыл срок. Убежден, что адвокаты массово начнут искусственно затягивать дела, чтобы уменьшить срок заключения».
А вот правозащитник Багиров, наоборот, считает, что принятый Закон – это проявление гуманизма в отношении тех людей, которые потеряли здоровье, находясь в камерах следственного изолятора. «Наши следственные изоляторы многочисленными комиссиями и экспертами признаны такими, которые не приспособлены для содержания осужденных, ведь в этих помещениях, где плесень, сырость, вообще невыносимые условия проживания, - говорит он. - И этот закон является своеобразной компенсацией тем осужденным, которые находились в СИЗО. С другой стороны, будет уменьшено количество осужденных и снизятся бюджетные расходы на их содержание в колонии».
Эксперт-криминолог Г. Маляр прокомментировала соответствие «закона Савченко» нормам права в общемировой практике: «В законе есть явные недоработки и коррупционная составляющая. Согласно положениям законодательной инициативы, подозреваемые, находящиеся под следствием, больше не заинтересованы в сотрудничестве со следствием. Положения закона вполне можно считать намеком на умышленное затягивание процесса расследования. Максимальный срок пребывания под стражей составляет 1 год, при его превышении подозреваемым будет автоматически зачислен второй год». Характеризуя законодательную инициативу украинской пленницы, юрист утверждает, что такой закон в принципе не должен существовать. Г. Маляр уверена, что Закон этот ставит в неравные условия виновных в совершении преступления и тех, вина которых еще не доказана. Этим законодательным нововведением логическая система, принятая во всем мире, ставится с ног на голову. Правовед предполагает, что закон, скорее всего, принимался для освобождения определенных людей. Имя Савченко использовалось исключительно для манипуляции, и в этой ситуации она играет роль тяжелой артиллерии для получения поддержки депутатов, которые считают ее героиней. В то же время Г. Маляр предполагает, что последствия реализации этого закона на самом деле не продумал никто.
«Непростую ситуацию создали нам законодатели, приняв этот закон. Считаю, что народные депутаты обязаны внести в него некоторые изменения и дополнения, чтобы не было «лазеек» в этом законе для настоящих преступников. Верховный суд не имеет права законодательной инициативы и не может вносить в Верховную Раду законопроекты. Он может только давать советы, рекомендации в рамках рассмотрения конкретных дел», - сказал председатель ВСУ Я. Романюк.
Поэтому народные депутаты Береза и И. Луценко подали в Верховную Раду законопроект, который внесет поправку к «закону Савченко» и не позволит применить закон к лицам, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. «После принятия «закона Савченко», над нами действительно нависла угроза досрочного освобождения большого количества преступников. Это необходимо прекратить», - отметил Б. Береза. Политик добавил, что надеется на понимание коллег и поддержку зала в случае голосования.
Недавно в соцсетях было обнародовано письмо Надежды Савченко к лидеру «Батькивщины» Юлии Тимошенко относительно принятого Закона, в котором она, в частности, отметила: «Большинство украинцев на собственном опыте знают несовершенство постсоветской судебной системы, ее необходимо менять к лучшему. Внедряя закон «Год за два в СИЗО» я отнюдь не думала, что мы будем делать шаг вперед и два назад, чтобы снова топтаться на месте. Этот закон - это исходный рубеж для изменения всей судебной системы, и не нужно его саботировать, зарабатывая себе бонусы перед избирателями, нужно двигаться вперед, чтобы этот закон дал свой положительный результат в новой целостной сбалансированной судебной системе!». По словам бывшей заключенной Савченко, этот Закон был задуман, как метод ускорения честной и эффективной работы следствия, хотя, с другой стороны, он превратился в ящик Пандоры, который открывает путь на волю для настоящих преступников. По ее мнению, этот закон можно было бы начать применять к тем, кто до сих пор в настоящее время находится в СИЗО без приговора, однако осужденные, уже выходят, даже когда их осудят на максимальный срок. Тем, кто отбывает наказание в колониях по старому закону, можно было бы начать делать перерасчет срока после того, как Закон вступит в силу и покажет себя в действии. «Слишком поспешили выполнять этот закон и применять его для настоящих преступников. Но я против внесения любых изменений в данный закон и буду защищать его в принятой Верховной Радой редакции! »- Отметила Савченко.
Итак, можно прогнозировать, что последствия действия принятого документа могут противоречиво восприниматься в обществе. В то же время несомненно, что состояние обеспечения и защиты прав и свобод лиц, находящихся под следствием, неидеально и требует пристального внимания законодателя. Однако явные дыры и недоработка Закона налицо. Например, можно было применить данную норму к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, или к лицам оправданным судом при расчете компенсации.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org