За что США преследуют беглого IT-сотрудника своей спецслужбы?
Вот уже несколько дней внимание мировых СМИ приковано к загадочным перемещениям бывшего работника американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдварда Сноудена. Основатель проекта WikiLeaks Джулиан Ассанж, который взял Сноудена под свою опеку и помог ему скрыться от властей, сообщил, что тот ищет политического убежища в Эквадоре. Но пару дней назад российский президент Владимир Путин признал, что 29-летний бывший сотрудник агентства АНБ обосновался в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево, куда прилетел из своего временного убежища – одной из гостиниц в Гонконге. По данным, оказавшимся в распоряжении журналистов, Москва должна была стать для Сноудена перевалочным пунктом для перелета на Кубу. К удивлению прессы, самолет, направлявшийся в эту страну, улетел без него.
Дело Сноудена – практически готовый сюжет для шпионского романа. Но увлекшись интригой, связанной с бегством и внезапным появлением в Москве обладателя секретов американских и британских спецслужб, многие СМИ оставили за кадром то, ради чего он рисковал собой. Чтобы восполнить этот пробел, напомним некоторые факты, которые Сноуден успел предать огласке.
• Первым документом, разглашенным Сноуденом, стало секретное постановление Суда США по делам о надзоре за деятельностью иностранных разведок (FISC), отправленное американскому телеком-оператору Verizon. Суд требовал от Verizon предоставить данные о телефонных переговорах американских граждан за три месяца. В документе FISC, оказавшемся в распоряжении журналистов газеты The Guardian, указывалось, что оператор обязан передать спецслужбе не записи телефонных разговоров, а служебные данные о звонках – местоположении звонившего, телефонных номерах абонентов, длительности разговора и т.п. Главный вывод, сделанный журналистами: суд проигнорировал правила, которыми АНБ запрещено вести слежку за гражданами собственной страны. Сенаторы Саксби Чемблисс и Дайан Файнстайн выступили в защиту АНБ и заявили, что спецслужба не практиковала телефонной слежки последние семь лет, и что нынешний случай – исключение.
• На парламентских слушаниях директор АНБ Кит Александер уточнил, что данные о телефонных разговорах американцев нужны были для архива, доступ к которому предоставляется в исключительных случаях, и только с разрешения судей FISC. Однако еще один секретный документ, опубликованный The Guardian, свидетельствует, что во внутренних правилах АНБ есть масса исключений, которые открывают спецслужбе доступ к информации об американцах и позволяют хранить ее неограниченно долгое время. Например, АНБ может собирать данные об американских гражданах, если посчитает, что полученная информация содержит «важные факты об иностранных разведках» и проливает свет на совершенные или готовящиеся преступления. Разрешено также прослушивание разговоров американцев, которые потенциально могут придать огласке важные для нацбезопасности США сведения. Кроме того, АНБ позволяется сколь угодно долго хранить шифрованные сообщения граждан США и иностранцев, перехваченные с целью расшифровки.
• Сноуден раскрыл информацию о системе интеллектуального анализа данных Boundless Informant. Ее АНБ использует, в частности, для того чтобы систематизировать данные о странах, в которых ведется электронная слежка. Среди разглашенных Сноуденом материалов – созданная Boundless Informant цифровая карта с указанием стран-объектов для электронной разведки. Судя по этой карте, активнее всего американские спецслужбы действуют в Иране, Пакистане и Иордании. Но и в собственной стране АНБ ведет массовую цифровую слежку в рамках секретной государственной программы PRISM по перехвату телефонных переговоров и электронных коммуникаций.
• Сноуден передал журналистам приказ президента США Обамы, в котором тот ставит перед спецслужбами задачу составить список потенциальных целей для кибератак по всему миру. Как указано в этом распоряжении, в список должны быть внесены системы, процессы и инфраструктурные объекты, хакерская атака на которые поможет США решать свои стратегические задачи. Приказ был издан, после того как Штаты обвинили китайское правительство в организации кибератак.
• Журналисты The Guardian получили от Сноудена документ, подтверждающий существование британской разведывательной системы по перехвату данных, передаваемых через трансатлантические оптоволоконные кабели. Эта система под названием Tempora создана британской спецслужбой GCHQ и способна хранить огромные объемы информации. Большинством собранных сведений британцы делятся с АНБ, где их анализом занимаются 250 специалистов.
• Еще один проект британской GCHQ, по данным Сноудена – перехват переговоров, которые вели лидеры стран «большой двадцатки» на лондонском саммите в 2009 году. Спецслужба прослеживала звонки и электронные письма политиков, отправленные со смартфонов Blackberry. GCHQ даже создала несколько фальшивых интернет-кафе, а с целью сбора информации использовала кейлоггеры – хакерские программы для отслеживания клавиатурных нажатий.
• Гонконгской газете SCMP Сноуден показал документы, в которых перечислены объекты для потенциальных хакерских атак США в Китае и Гонконге. Всего же спецслужба определила 61 000 целей для кибератак по всему миру. На основе данных, полученных от Сноудена, гонконгская SCMP опубликовала информацию о том, что Агентство нацбезопасности США сумело получить доступ к оптоволоконной сети китайского оператора Pacnet и системам нескольких операторов мобильной связи. Результат – огромный объем SMS-сообщений, перехваченных спецслужбой.
Журналист The Guardian Гленн Гринвальд рассказал, что Сноуден передал ему сотни документов, в том числе десятки сенсационных. Сам же Сноуден заявлял, что готов делиться данными со СМИ: по его мнению, журналисты в каждой стране должны самостоятельно решить, следует ли публиковать сведения об операциях американских спецслужб. Поэтому независимо от того, в каком уголке мира в конечном счете окажется бывший сотрудник АНБ, самый большой шпионский скандал десятилетия, похоже, только разгорается.
По материалам: forbes.ua