Выживание переселенцев: вверх по лестнице, ведущей вниз

921

IMG_1922Правовая поддержка бежавших из зоны войны: часто задаваемые вопросы.

Законодательство о внутренне перемещённых лицах меняется постоянно — почти каждый месяц Кабмин вносит правки в законы и принимает новые постановления. Переселенцы часто не успевают следить за новшествами, да и не всегда могут разобраться в сложных документах.

За юридической помощью внутренне перемещённые лица вынуждены обращаться к представителям благотворительных фондов и общественных организаций. Полгода в Харькове действует проект «Станции Харьков» «Усиление возможностей общин в решении правовых проблем ВПЛ». Руководитель проекта, юрист Андрей Тарасенко рассказал «МедиаПорту», с какими вопросами чаще всего обращаются переселенцы и удаётся ли их решать.

— Когда стартовал проект правовой помощи переселенцам?

— Проект благотворительного фонда «Станция Харьков» и международного фонда «Відродження» начался в конце января 2017-го и длился ровно полгода. В проекте участвовали три юриста, двое находились в здании «Станции Харьков», ещё один — в Изюме, он же занимался мобильными выездами по Харьковской области — посетил более 20 населённых пунктов. Пока неизвестно, будет ли продлён проект, но переселенцы всё ещё могут к нам обращаться.

— Какую помощь оказывали в рамках проекта?

— В «Станции Харьков» юристы консультировали переселенцев — к нам приходили, звонили на «горячую линию» и оставляли вопросы на нашей странице в Facebook. Кроме этого, мы сопровождали некоторых переселенцев в госорганах и помогали им составлять процессуальные документы. Мобильный юрист консультировал на выездах. Также мы проводили тренинги, на которых рассматривали вопросы юридического характера.

— Как часто вы их проводите? Много людей приходили?

— Проводили по несколько каждую неделю, темы — в зависимости от требований. В конце каждого тренинга участники заполняли анкету обратной связи, чтобы мы понимали, какие вопросы их интересуют. На тренинги приходили не только переселенцы, но и местные жители. Одним из самых крупных был тренинг об общении с полицией и защите своих прав. Тогда пришли более 20 человек.

— Почему важны такие тренинги?

— К сожалению, у нас население совершенно не осведомлено юридически. А незнание прав приводит к проблемам. Тренинги были и будут нужны для того, чтобы люди знали свои права, задавали вопросы.
— Какая статистика обращений переселенцев за правовой помощью?

— За полгода мы проконсультировали более 1500 человек. На «горячую линию» позвонили более 500 человек. Тренинги посетили 200 человек. Мобильный юрист помог также около 200 людям. 60 переселенцев юристы сопровождали в госорганах, помогали им составить процессуальные документы.

— С какими вопросами и проблемами к вам обращались ВПЛ?

— Ряд вопросов — начиная от свидетельств о рождении и смерти, расторжения брака, лишения родительских прав, алиментов, наследства и заканчивая пропуском в зону АТО, пенсией и адресной помощью. Чаще всего обращались, наверное, с вопросами о пенсии, адресной помощи и восстановлении документов.

Часто обращаются одинокие женщины, которые хотят вместе с ребёнком пересечь линию соприкосновения или границу Украины с другим государством. Пересечение границы несовершеннолетним ребёнком в сопровождении одного родителя может осуществляться только в трёх случаях — когда есть доверенность, решение суда о вывозе ребёнка на определённое время в определённое место при определённых обстоятельствах, или лишение родительских прав. Первый вариант отпадает, так как связи с отцом нет. Второй вариант — не самый лучший. Нужно подавать заявление в суд, указывать время, место, причину вывоза. Третий вариант — лишение родительских прав — самый оптимальный. Это тоже небыстрая процедура, но она работает.

— Были ли истории, когда при помощи юристов удалось решить проблемы переселенцев?

— К нам пришла переселенка, которой отменили адресную помощь. Официальной причиной было то, что она неверно указала данные о составе семьи. Мы написали заявление, отправили в Управление труда и социальной защиты. Нам ответили, что дело этой женщины было изъято, в связи с этим нельзя выплатить адресную помощь. А дело было изъято в связи с решением суда. Решение суда мы не видели — в ответе номер дела не указали, в реестре мы его тоже не нашли.

Мы пошли в УТЗСН разбираться непосредственно с начальником. Замначальника сходу сказала, что наш вопрос уже решён, документы отправлены в выплатной центр. Мы так и не получили ответа на вопрос, что это за судебное решение, на основании которого изъяли документы и отменили выплаты. Через неделю нам перезвонила переселенка и сказала, что получила деньги.

— По каким ещё причинам останавливают выплату адресной помощи?

— Был случай, когда у переселенки был депозит, она оформила адресную помощь и полгода получала деньги. Через полгода в УТЗСН выявили, что у женщины был депозит — а это условие, при котором нельзя получать адресную помощь. Таким же условием является наличие жилья вне зоны АТО. УТЗСН выставило требование, что переселенке нужно погасить задолженность — деньги, которые ей выплатили за полгода.

В законе сказано, что невыплата адресной помощи осуществляется со дня, когда было выявлено правонарушение. То есть если депозит был, и он был выявлен на следующий день, то в этот день адресная помощь не выплачивается. Переселенца должны были об этом уведомить. Соответственно не должны были и деньги выплачивать. Но если уже на следующий месяц не будет тех обстоятельств, при которых нельзя получать адресную помощь, переселенец может её получать. То есть, если депозита больше нет, то можно получать адресную помощь.

— По этому вопросу мы выезжали к начальнику УТЗСН, он настаивал на том, что женщина должна вернуть выплаты за полгода. В конечном итоге начальник отправил запрос в Киев, ответ был неудовлетворительным для нас. Мы составили заявление в суд и теперь ждём рассмотрения.

— Трудно зарегистрировать свидетельство о рождении или смерти, выданное на неподконтрольной территории?

— Нет. Если человек рождается или умирает на неподконтрольной территории, сюда, на подконтрольную территорию, привозится свидетельство о рождения или смерти, выданные там. В ЗАГС (отделы государственной регистрации актов гражданского состояния — ред.) подаётся заявление о регистрации этого свидетельства или акта. ЗАГС выдаёт отказ — на основании того, что в реестре нет таких данных. Этот отказ обжалуется в судебном порядке — составляется иск, подаётся в суд, и в течение суток выносится решение.

— Какие вопросы переселенцев наиболее труднорешаемые?

— Самое сложное — это восстановление паспорта, полученного на неподконтрольной территории. У нас был случай, когда пришла женщина, у которой не было вообще никаких документов — ни паспорта, ни справки переселенца. Женщина не передвигается и плохо видит — только силуэты. К нам она пришла на стадии, когда уже подала заявление в полицию, получила ответ и отнесла его в Миграционную службу. Мы связывались с начальником Миграционной службы её района, выясняли, как получить паспорт без каких-либо документов в наличии. Нас направили в органы, которые выехали из зоны АТО. Но мы ответили, что женщина не передвигается, плохо видит и денег, чтобы поехать в другой город, у неё нет. В Миграционной службе пообещали, что узнают, как это можно сделать, не выезжая в другой город. Пока ждём ответа.

— Бывает ли, что ВПЛ не хотят доводить дело до конца, собирать документы, ходить по судам?

— К сожалению, бывает. Какой это процент от всех обращений — сложно сказать. К нам приходит человек на консультацию — рассказать свою проблему и выяснить, что с ней делать. Мы разбираемся, даём рекомендации и, если надо, помогаем составить исковое заявление. Потом человек уже сам решает, идти ему дальше или нет. И часто не говорит о своих планах. Иногда, конечно, перезванивают, рассказыват, удалось решить проблему или нет.

— Какие статьи законов и постановления, по вашему мнению, нужно отменить или поправить в срочном порядке?

— Должны быть какие-то исключения в плане восстановления паспорта, полученного на неподконтрольной территории. Было бы хорошо внести изменения, чтобы получение паспарта стало доступным по месту фактического проживания. Потому что далеко не у всех переселенцев есть возможность обратиться туда, куда переехали госорганы с неподконтрольной территории.

— В конце мая Кабмин принял Постановление № 371, согласно которому студент из зоны АТО, зарегистрированный в общежитии на подконтрольной территории, может получить справку внутренне перемещённого лица. До принятия постановления к вам часто обращались с этой проблемой? Что вы тогда советовали делать?

— Много обращений было в прошлом году, в этом как-то меньше. Но ещё до этого постановления мы советовали студентам выписываться и идти в Миграционную службу. Там им ставили не квадратный штамп, как обычно, а круглый — в подтверждение того, что он был там, на оккупированной территории, зарегистрирован. И на основании этого им давали справки.
— Какие проблемы связаны с Постановлением № 370 об изменениях в порядок выплаты адресной помощи ВПЛ? Действительно ли недостаточно описано, каким должен быть акт технического состояния жилья?

— Такие неточности можно найти в каждом законе. Они у нас, к сожалению, так пишутся, что можно трактовать по-разному. Кто может составить акт технического состояния жилья? Соответствующий орган. Каким должен быть этот акт, тоже неясно. Также в этом порядке сказано, что переселенец не может более 60 дней находиться на неподконтрольной территории без уважительной причины. Что такое уважительная причина, как она должна выглядеть?
IMG_1933
— Сейчас общественники пытаются через суд отменить Постановление № 365, предусматривающее проверки переселенцев. Вы согласны, что важно выиграть это дело?

— Проверка места фактического проживания отчасти ущемляет права человека. Человек должен находиться дома, ждать проверку. Но, как по мне, это связано с тем, что помимо законопослушных людей, права которых ущемляются, есть ещё ряд незаконопослушных людей. Поэтому появляются такие постановления, проверки. Но представьте, что вы даёте деньги, которые переселенец тратит на аренду жилья. Если он живёт на оккупированной территории, то на что тратит эту помощь? В то время как проживающие на подконтрольной территории не могут получить адресную помощь.

Но ведь УТЗСН часто не проводят эти проверки как следует. Не оповещают переселенцев, приходят тогда, когда они на работе, и на основании этого отменяют выплаты.

Это другой вопрос. Бывает, в УТЗСН узнают, что переселенец пересёк границу, и лишают его выплат. Поэтому мы рекомендуем переселенцам писать заявления, если они выезжают на неподконтрольную территорию о том, на какое время они уезжают.

— Как вы относитесь к привязке пенсии к справке переселенца и месту фактического проживания?

Отвечу так же, как и на вопрос о проверках. Этот порядок предусмотрен законодательством. Жаль, что из-за него страдают законопослушные граждане, хотя с этой проблемой к нам мало кто обращался.

— Почему так сложно добиться компенсации за разрушенное в зоне АТО жильё?

— Сейчас ещё нет выигранных дел — только два дела выиграли в первой инстанции. Это ещё ничего не значит. Если эти дела выиграют, то начнут сыпаться другие иски. Государство этого боится.

Переселенцы в Харькове и области, которым нужна правовая помощь, могут обращаться к представителям:

благотворительного фонда «Станция Харьков» (ул. Дмитриевская, 20, тел. 0800302911),
благотворительного фонда «Право на захист» (пр. Московский, 35, тел. 098 597 64 72, 099 507 50 90, 063 496 80 88),
гражданской инициативы «Восток-SOS» (тел. 050 823 77 02, 093 295 18 27, 098 808 81 93),
общественной организации «Донбасс SOS» (тел. 0 800 309 110),
общественной организации «КрымSOS» (help@krymsos.com).

По материалам: argumentua.com