Война за последнюю надежду: фармацевтические кланы приукрашивают свои цели

584

В своей истории Украина пережила разные коммерческие войны: базарные, нефтяные, ферросплавные. Нынешний год стал сезоном войны между старыми и новыми фармацевтическими кланами за огромные денежные потоки. С одной стороны схватки – серый кардинал рынка Борис Литовский, с другой – представитель стародонецкой гвардии, зампред ДУСи Александр Орда. В стороне маячит тень Рината Ахметова. А в клубке интересов мелькают фамилии Акимовой, Бахтеевой, Мытника, Емца, Анищенко и даже Александра Януковича.

Вместо предисловия

Задача, поставленная редакцией, перед журналистом «ТЕМЫ» оказалась намного сложнее, чем я думал. Разбираться в непростых взаимоотношениях поставщиков лекарств и чиновников Минздрава – это копаться в грязном ведре коррупции, круговой поруки и украденных миллионов. Положительных героев тут нет вообще. Все грешны. В сухом остатке – некачественные и фальсифицированные лекарства; предвзятые схемы лечения, направленные не на то, чтобы спасти человека от рака или туберкулеза, а, чтобы выкачать у него все деньги; умирающие от плохих вакцин дети и т.д. и т.п.

Сразу скажу: фармацевтический бизнес космополитичен, он успешно коррумпировал всех министров здравоохранения, независимо от партийной и прочей принадлежности, внедрился в окружение всех премьеров и президентов. К тому же он самый живучий: многие из тех, кто сейчас хорошо стоит, начали заносить взятки еще покойному Спиженко, а сегодня ищут поддержки у Анищенко.

В результате происходят совершенно парадоксальные вещи: первым министром здравоохранения при президенте Януковиче стал замминистра времен премьерства Тимошенко Зиновий Мытник, который отвечал за легендарную поставку «Тамифлю» от свиного гриппа по заоблачной цене. Казалось бы, по нем Генпрокуратура плачет, но Мытник успешно просидел в кресле министра около 9 месяцев, стремительно освоив все деньги бюджета, до которых можно было дотянуться. Затем 5 месяцев его схемы выковыривал кардиолог Илья Емец. Теперь этим же, но уже в отношении людей Емца, с переменным успехом занимается команда, которая зашла в Минздрав вместе с Александром Анищенко.

Мытник и его «мытница»

Собственно, с Мытника нам придется и начать, чтобы не раскапывать коррупционный пласт до самой «нефти» - до ранних 90-х. Зиновий Николаевич Мытник – уникальная по-своему фигура, поскольку он сумел быть одинаково полезен и Виктору Ющенко, и Николаю Азарову и бывшему министру здравоохранения Василию Князевичу. Не сошелся он лишь с Ринатом Ахметовым. Группа Ахметова его собственно и столкнула.

Нужные связи Мытник наработал на должности главврача правительственной клиники «Феофания» в 2002-2008 г.г., где лечится (или отлеживается) вся политическая элита. В 2008 году он получил пост замминистра здравоохранения (при Князевиче) и курировал закупку техники и лекарств для министерства. При нем в «фаворе» ходило несколько коммерческих структур, но основные подряды «рубили» структуры Петра Багрия.

Досье «ТЕМЫ»:Багрий Петр Иванович – председатель Ассоциации фармацевтических производителей Украины, соучредитель ООО «Ганза», ООО «Фармацевтические препараты регионов», ООО «Сумская областная аптечная компания», компаний «Емередженсия», «Ельконтракт», «Укрмед» и многих других аффилированных фирм.

Основа его группы – ЗАО (теперь ПАО) «Ганза». Учреждена еще в 1998 году двумя физлицами – Петром Багрием и Михаилом Кучирко. В прошлом году стала безусловным рекордсменом по поставкам медикаментов как по централизованным закупкам Минздрава, так и по тендерам отдельных облздравов и больниц: 148 млн. грн. по централизованным, 129 млн. по больницам и всего 277 млн. грн.

Багрий давно лидирует на фармацевтическом рынке. Но во времена Мытника он имел все шансы стать монополистом. Для этого на должность председателя Департамента регуляторной политики в сфере обращения лекарственных средств и продукции МОЗ был пролоббирован Юрий Борисович Константинов – партнер Багрия по некоторым фирмам, а на главу Госинспекции по контролю качества препаратов Геннадий Вадимович Падалко – тоже свой человек из окружения Тимошенко.

Также общеизвестно (это даже было в СМИ), что главный фтизиатр Минздрава Юрий Фещенко и председатель Комитета по противодействию ВИЧ/СПИД Светлана Черенко находились под глубоким коррупционным влиянием Багрия. Отчего препараты по туберкулезы и СПИДу (две самые финансируемые за государственный счет программы) закупались исключительно у сами понимаете кого.

Естественно и «Тамифлю» в разгар эпидемии свиного гриппа было закуплено через «Ганза» по 251 грн. за упаковку, хотя реальная стоимость производителя компании

F.Hoffman-La Roche (ее дилером является «Ганза») составляла всего 67 грн.

Остальные участники фармацевтического рынка решили, что тандем Мытника и Багрия зажрался. С подачи КРУ Генпрокуратура завела уголовное дело против «должностных лиц Министерства здравоохранения Украины, которые причинили ущерб государству в сумме более 50 млн. грн.». Как сообщали СМИ, в домах и квартирах чиновников прошли обыски. Из Минздрава вычищены и другие члены команды. Констинтинов, насколько нам известно, отстранен от работы, Черенко уволена.

Борьба вокруг Мытника столкнула лбами первых лиц Партии Регионов: министра топила Татьяна Бахтеева, а защищал – премьер Азаров.

«Некоторым силы, которые деньги зарабатывают на лекарствах, как не странно, на медицине, им очень не нравится нынешний министр и они его грязью поливают и поливают. Цель врагов  Мытника получить доступ к финансовым потокам», — сказал Азаров, выступая на заседании секретариата Национального союза журналистов.

«Мытник должен предоставить отчет по поводу тех сумасшедших хищений, которые были в 2008-2009 годах. Через его подпись прошли закупки на сумму более 1 млрд. грн. Тогда была потеря огромных средств – 65 млн. грн. Он должен дать этому объяснение перед народными депутатами, и после этого решение будет принято. Ибо если он воровал деньги раньше, он будет делать это и впредь. Меня лично это не устраивает…», - заявила глава Комитета ВР по вопросам здравоохранения Татьяна  Бахтеева  в интервью ИМК, анонсируя создание в Верховной Раде специальной следственной комиссии. В итоге Бахтеева победила…

Неудачная операция Емца

Следующим министром стал известный детский кардиохирург Илья Емец. Его история еще раз подтвердила истину, что хорошим врачам нечего делать в Минздраве, а талантливым артистам в Минкульте.

На должности директора Научно-практического центра детской кардиологии и кардиохирургии Емец добился успехов мирового уровня. Он первым начал делать пластические операции на клапанах сердца у новорожденных малышей, первый ставил «латку» на сердце двухдневным младенцам. Тут нечего возразить, можно только снять шляпу.

И назначение Емца на следующий день после открытия нового отделения Центра так же, скорее всего, было спонтанным: Янукович увидел, восхитился, подписал указ. Емцу и раньше предлагали идти на госслужбу, но он отказывался. А тут согласился. Зря…

Первое, что он сделал – сдал прокуратуре весь персональный состав тендерного комитета времен Мытника. Фамилии функционеров не назывались, но указывались должности: бывшего начальника отдела тендерных процедур, экс-начальника контрольно-ревизионного отдела, бывшего начальника отдела сводного бюджета, мониторинга местных бюджетов по здравоохранению, методологии оплаты труда и нормирования, начальника Управления мониторинга и сопровождения госпрограмм, директора Департамента санитарно-эпидемиологического надзора-первого зама главсанврача Украины.

Потомостановил все тендеры Минздрава (до мая месяца они не проводились). Заявлял, что начал разбираться с тендерной и фармацевтической мафией. Но при этом рискнул жизнями сотен тысяч людей. Не закупил противотуберкулезных вакцин, и весной детей попросту не чем было прививать. Емец не закупил средства для больных СПИДом, гемофилией и т.д.

Дальше – больше. Министр пробует поставить своих людей на Государственную инспекцию по контролю за лекарствами и в госпредприятие Минздрава «Государственный экспертный центр». Едва появились кандидатуры, стал заметен и коррупционный след: по слухам, претенденты были известны в качестве доверенных лиц Бориса Литовского.

Досье «ТЕМЫ»:Литовский Борис Наумович, основатель благотворительного фонда «Здоровье нации», куда Емец вошел в 2008 году вместе с тогдашним министром здравоохранения Юрием Поляченко. Поляченко, к слову, одноклассник и друг Дмитрия Табачника. В 1995 году появился на рынке как соучредитель украино-венгерского СП «Випекс». Потом выехал в Израиль. И появился вновь в 2005 году, когда министром здравоохранения стал Юрий Поляченко. Его связывают с ООО «Фармацевтический завод «Фармадом», хотя учредителями там числятся супруги Евгений и Татьяна Сукачевы. Также к нему имеют отношение фирмы ООО «Седа-фарм аптека 7Х7»  и  ООО «Нортон-Україна».

Поляченко и Литовский в свое время назначилиВладимира Карасика начальником отдела госрегистрации лекарственных средств и биопрепаратов Министерства здравоохранения. С его помощью Литовский монополизировал сертификаты на импортные препараты от СПИДа и онкологии.Чтобы их импортировать, любая фирма должна договориться с ним лично.

Карасик успешно работал до последнего времени и, возможно, даже работает сейчас: последний раз он попал в поле зрения автора весной этого года. По словам сотрудников Минздрава на тот момент он был кем-то вроде помощника министра.

Люди, близкие к фармацевтическому бизнесу, говорят, что до последнего времени работала стабильная схема: вход на рынок – через Литовского. Более того, он якобы наладил поставку импортных препаратов in bulk (т.е. россыпью) и они расфасовываются на отечественных предприятиях в упаковки известных фирм и отечественных торговых марок. В результате мы можем платить бешеные деньги за немецкий препарат, который на самом деле – низкопробный индийский аналог. Или за «отечественный анальгин», который в действительности расфасованный в Украине индийский «неизвестно что».

Справедливости ради отметим, что Емец в узких кругах заявлял, будто никаких денег от Литовского не брал. И вообще хотел превратить свое ведомство из министерства торговли лекарствами в министерство здравоохранения. Но у Администрации Президента и донецкой команды на этот счет свое мнение. Они считают, что кардиолог просто сдал Минздрав Литовскому.

В наступление снова пошла Бахтеева. Также против Емца выступила замглавы АП, протеже Рината Ахметова Ирина Акимова. Предчувствуя развязку, Емец  ушел в отпуск и отправился в США на конгресс Американской ассоциации торакальных хирургов. В это время его сняли с должности и назначили Александра Анищенко.

Орда идет на Литовского

Сам по себе нынешний министр Александр Анищенко – фигура несамостоятельная, как и все донецкие функционеры. Есть основания предполагать, что его действиями руководят бывший замминистра здравоохранения, а ныне замначальника ДУСи Александр Орда и бывший губернатор Донеччины Сергей Поляков. Координируют работу Ирина Акимова и Татьяна Бахтеева. Все вместе действуют в интересах Рината Ахметова и его фармацевтического бизнеса.

Досье «ТЕМЫ»:Сергей Поляков – влиятельная в прошлом фигура, сейчас полностью ушел в тень. В правительстве Павла Лазаренко занимал должность министра угольной промышленности. Потом возглавлял Донецкую облгосадминистрацию до назначения Виктора Януковича. Янукович работал у него заместителем. Они сохранили хорошие отношения: Поляков в правительстве Януковича занимал должность министра экологии. 

Александр Орда – близкая связь Сергея Полякова. Известный в Донецке врач-стоматолог. В 1995-2003 гг. - начальник Управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации (под его начало пришел на работу Анищенко). В 2003-2007 гг. - заместитель и первый заместитель министра здравоохранения (у Юрия Поляченко и Юрия Гайдаева). В «оранжевый» период Орду (якобы по личной протекции Януковича) назначили в Киевгорадминистрацию к Черновецкому. Сейчас он трудится в ДУСе. 14 июля, в день своего 60-летия, был награжден орденом «За заслуги».

Наверное, многие удивятся: разве у Ахметова есть фармацевтический бизнес? Конечно, есть. У Рината Леонидовича вообще есть все. Более того, топ-менеджер этого бизнеса, директор ООО «Аптечный холдинг «Фармация Донбасса», Андрей Шишацкий недавно стал губернатором Донбасса. А до этого трудился председателем облсовета. Один этот факт свидетельствует о том, какое внимание уделяется  данному направлению и какие в нем видятся перспективы.

Есть и другой факт, который никогда ранее не публиковался, и о котором знают единицы. В конце 1995-го -начале 1996 года, сын Александра Орды, тоже Александр, зарегистрировал в Донецке частную фирму «Медсервис». Вторым человеком, который вошел в состав учредителей на равных с Ордой-младшим, стал молодой еще, но уже авторитетный предприниматель… Ринат Леонидович Ахметов. Позднее он вышел из состава соучредителей «Медсервиса», и фирма перешла жене будущего замминистра Светлане Ивановне и дочери Ирине Александровне. Но деловые отношения, как утверждают знающие люди, сохранились. Более того, есть свидетели, которые настаивают, что Александр Орда-младший – частый гость в доме Александра Януковича, по образованию, кстати, тоже стоматолога.

Все вместе, а также Бахтеева и ее дочь, они дружат с сыновьями известного профессора, специалиста по ожогам Эмиля Фисталя – Германом и Владимиром. У них есть две фирмы - «Диспомед» и «Горал», которые неоднократно в прежние времена участвовали в тендерах Минздрава, но получали довольно слабенькие подряды.

Чтобы исправить эту вопиющую несправедливость, необходимо отлучить от кормушки таких прытких ребят как Боря Литовский и Петя Багрий. Но, если Багрия достаточно просто вытеснить с тендеров (он особо и не сопротивляется), то Литовский опутал всю систему Минздрава.

Как мы уже говорили, в его руках все сертификаты, все разрешения на ввоз, он связан с облздравами, с крупными больницами; номенклатура препаратов, протоколы лечения, фармацевтические заводы и выпускающиеся на них дешевые (по себестоимости, а не по цене в продаже) аналоги известных оригинальных препаратов – т.н. генерики – это все Литовский.

Попытка донецких неофитов взять рынок с первой же атаки, банально вытеснив посредников и переключив на себя контракты с крупными иностранными поставщиками, уткнулась в стену бюрократических формальностей. Откатившись назад, они принялись ломать всю систему снизу доверху, рассчитывая в итоге централизовать «вход» лекарств через госзакупки и тем самым «оседлать» потоки.

Все это сопровождается вполне справедливыми заявлениями о том, что нужно очистить рынок от сомнительных препаратов, снизить цены, убрать посредников, которые наживаются и переводят прибыль в оффшоры, попытаться разделить скудное бюджетное финансирование на максимальное число нуждающихся.

Абсолютно правильные слова. Под каждым можно смело подписаться. Однако, как говорил Станиславский: «Не верю!» Не верю, что это и есть цель. На рынке «торговцев жизнью» нет хороших и плохих игроков. Есть «свои» и «чужие». И в этом причина сыр-бора. Нужно вытеснить «чужих», чтобы войти самим. И так же зарабатывать на онкобольных, гемофиликах, астматиках, сердечниках, на вакцинации и последней надежде безнадежных – лечении за рубежом.

Стартовая цена вопроса – 3,5 млрд. грн., если считать только госзакупки на всех уровнях. Финишная –  более $6 млрд.: это, если занять весь рынок коммерческой продажи препаратов и товаров медицинского назначения. Есть за что бороться!

По материалам tema.in.ua