Виталий Кропачев — новый «смотрящий» за угольной отраслью Украины.

2 503

tild6234-3735-4363-b364-656266626432__13За 500 метров от здания Министерства энергетики и угольной промышленности находится офисное здание по адресу: ул. Богдана Хмельницкого, 26. Тут располагается офис донецкого бизнесмена Виталия Кропачева. Офис недалеко от здания Минэнергоугля Кропачеву нужен, чтобы, как говорят в народе, далеко не бегать, ведь он — новый «смотрящий» за угольной отраслью Украины.
В политических кругах уверены: на эту должность его поставил Игорь Кононенко — депутат БПП и правая рука президента Петра Порошенко.
На данный момент Кропачев контролирует государственные угледобывающие предприятия, владеет тремя обогатительными фабриками, который ранее принадлежали Александру Януковичу.
В частности, он контролирует «Центрэнерго» и держит своих людей в ряде государственных структур. В том числе Кропачеву подконтрольно одно кресло заместителя министра энергетики.
С этим самым замминистра, к слову, у Кропачева корпоративный конфликт за финансовые государственные потоки.

Кто такой Виталий Кропачев

Виталий Кропачев родился и долгое время жил в городе Торез Донецкой области. Свой первый опыт работы получил на должности коммерческого директора госпредприятия «Торезский завод наплавочных твердых сплавов».
Уже тогда он взял под свой контроль предприятие, обеспечивающее передвижение вагонов в целом регионе Донбасса, — ГП «Шахтерскпогрузтранс».

На выборах в 2010 году Кропачев прошел от Партии регионов в Донецкий областной совет 6-го созыва по одномандатному избирательному округу в городе Торез. Стал членом комиссии по вопросам коммунальной собственности.

Во времена президентства Виктора Януковича власть так называемой «Семьи» на Донбассе была беспрекословной и абсолютной, и это существенно усложняло Кропачеву, не входящему в «Семью», воплощение в жизнь бизнес-амбиций.

Информации о Кропачеве до переезда в Киев не так уж и много. Участники рынка называют его одним из самых богатых бизнесменов Тореза и владельцем многих предприятий, в том числе угольных компаний-логистов «Снежноепогрузтранс» и «Торезпогрузтранс», а также уже упомянутого Торезского завода наплавочных твердых сплавов.

Но с началом военных действий на Донбассе и установлением в регионе самопровозглашенной «ДНР» Кропачев оказался одним из немногих донецких бизнесменов, высказавших проукраинскую позицию и отказавшихся признавать власть «республики».

Тогда сепаратисты разгромили его офис в Торезе, часть его предприятий была «отжата», а сам бизнесмен переехал в Киев.

Чем занимался после 2014 года

Потерю бизнеса Кропачев забыть не смог. Он стал одним из инициаторов создания вооруженного формирования «Шахтерск» (позднее «Торнадо»). В состав этого, ставшего скандальным, батальона вошли в основном бывшие заключенные и преступники, которыми руководил неоднократно судимый Руслан Онищенко.

Резонансная история этого батальона запомнится украинцам надолго: в 2016 году было открыто уголовное дело о преступлениях бойцов «Торнадо» после обнаружения множества фактов преступлений против человечности, совершенных на территории Луганской области с декабря 2014-го по июнь 2015 года.
tild3536-6662-4161-b762-333461353366__24
Батальон «Торнадо» в суде

Бойцы «Торнадо» пытали местное население в особо извращенных формах, посему батальон был расформирован, многие из «бойцов» задержаны.

Интересно, что сам Кропачев был оформлен в батальоне как рядовой милиционер.

По словам одного из экс-торнадовцев, их батальон был на особом счету у правоохранительных органов — обеспечивали охрану «высоких начальников», контролировали железнодорожные перевозки, в том числе и нелегальные поставки угля с оккупированных территорий.

Одним из «крестных отцов» батальона, кроме Кропачева, был и советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко.

Также Кропачев первым организовал передачу в Киев видео со сбитым сепаратистами летом 2014 года пассажирским Boeing-777 Malaysia Airlines.

В Киеве Кропачев решает продвигаться на «провластный» уровень. Через своего близкого знакомого Геращенко он ищет встречи с Игорем Кононенко — правой рукой президента Украины и «смотрящим» за энергетикой страны.
tild3539-3163-4165-b265-623737643561__35
Антон Гаращенко

Не теряя времени, Кропачев заручается поддержкой не только Геращенко, но и министра внутренних дел Арсена Авакова, активно позиционирует себя как эксперт в области энергетики, раздает интервью.

В феврале 2015 года на встрече с Кононенко Геращенко просит его присмотреться к Кропачеву и уделить ему время.

Тогда и начался их симбиоз, приведший к перестановке «смотрящих» в энергетической отрасли Украины.

Замена Тригубенко на Кропачева

До вмешательства Кропачева «смотрящим» за энергетикой был Сергей Тригубенко, человек Кононенко. Сменить своего человека на торезского бизнесмена Кононенко решил после того, как о статусе Тригубенко стало известно СМИ и общественности.

По факту, это объяснили тем, что Тригубенко будет эффективнее в агросекторе, так как до 2011 года был заместителем министра АПК Николая Присяжнюка.

Тригубенко на посту «смотрящего» контролировал кадровую политику на предприятиях отрасли и распределение ее финансовых потоков.

tild3839-3633-4731-a137-623635653037__46
Сергей Тригубенко

Осенью 2016 года в офис Тригубенко с обыском пришло НАБУ. Поводом для этого стало уголовное производство, открытое по факту подозрения в нарушении сразу двух статей Уголовного кодекса Украины.

Его подозревали в легализация доходов, полученных преступных путем, и злоупотреблении властью или служебным положением, которое привело к тяжелым последствиям.

По некоторым сведениям, к обыску НАБУ мог быть причастен Кропачев, который хотел избавиться от конкурента. Но, гласит эта же версия, цели посадить Тригубенко у него не было — скорее, припугнуть и дискредитировать.
К этому моменту Кропачев контролировал уже почти всю угольную отрасль, кроме государственной шахты «Краснолиманская», контроль за которой оставался у Тригубенко.

Скупка угольных обогатительных фабрик Александра Януковича

Обогатительные фабрики старшего сына беглого экс-президента Януковича, Александра, давно приглянулись Кропачеву. Включить их в свою сферу влияния он хотел еще со времен переезда в Киев. Но удалось это новому «смотрящему» лишь в начале весны 2017 года.

Группа «ДРФЦ», принадлежащая Януковичу-младшему, владела пятью обогатительными фабриками: «Украина», «Узловская», «Красная звезда», «Комсомольская» и «Россия». Общая мощность обогатительных фабрик — 14 млн тонн угля в год. Только две из фабрик — «Узловская» и «Красная звезда» — находятся на подконтрольной «ДНР» территории, остальные расположены на украинской стороне.

Так, в конце марта 2017 года стало известно и смене владельца ЦОФ «Украина» — 21,6% акций фабрики, ранее принадлежащие одному из фондов группы Януковича, перешел к ООО «Укрдонинвест» Кропачева.

Контрольным пакетом акций «Украины» все так же владеет ООО «ДРФЦ», оформленный на оффшор Британских Виргинских островов Sarone Holdings Limited. Но вот собственники компании сменились — и она «переехала» из Донецка в Мирноград (бывший Димитров).

Интересно, что со сменой «прописки» компании-владельца фабрик «Комсомольская», «Украина» и «Россия» у них отбоя нет от заказов на обогащение угля со стороны государственных угольных объединений, входящих в сферу управления Министерства энергетики.

Так, фабрика «Комсомольская» в 2016 году стала рекордсменом по цене на переработку угля — фабрика перерабатывает тонну угля за 96 грн, что дороже всех тендерных цен на предприятиях Донбасса.
1
ЦОФ «Россия» буквально сразу после бегства Януковича перестала получать государственные заказы, и с 2016 года простаивала.

По данным Smida, в марте 2017 года почти четверть акций фабрик «Украина» и «Россия» действительно перешла к ООО «Укрдонинвест» Виталия и Юлии Кропачевых. О «Комсомольской» там не уточняется.

Кроме того, экс-регионалка, а ныне депутат «Оппозиционного блока» Наталья Королевская в мае 2017 года заявила о продаже ПАО «Львовская угольная компания», владеющей центральной обогатительной фабрикой «Червоноградская». Предложение о покупке получили все основные игроки: ДТЭК Рината Ахметова, «Донбассэнерго» Александра Януковича и Кропачев.

Последний интересуется «Львовской угольной компанией» уже больше года. Тогда Кропачев готов был платить за нее $2 млн. Сейчас же бизнесмен заявляет, что из-за ужасного технического состояния фабрики ему надо понять, для чего ее использовать.

Также, по данным СМИ, Кропачев нацелился на обогатительные фабрики экс-регионала Андрея Орлова.

«Тендерные игры» Кропачева

Протеже Кононенко активно промышляет тендерными закупками. Вот несколько примеров.

По данным издания «Наші гроші», в мае 2016 года обогатительная фабрика «Комсомольская» Кропачева подписала договор с ГП «Первомайскуголь» на услуги по обеспечению углем на 16 млн грн (168 тыс. тонн угля по 95 грн за тонну).

Буквально за пару дней до этого ГП «Львовуголь» договорилось с ОАО «Львовская угольная компания» на аналогичные услуги на сумму 105,93 млн грн.

В феврале 2017 года ГП «Мирноградуголь» (бывшее «Красноармейскуголь») заказало у «ЦОФ «Комсомольская» переработку угля по цене несколько дороже — уже по 96 грн за тонну.
2
Летом 2016 года НАБУ открыло расследование по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами ГП «Угольная компания «Краснолиманская» при закупке угля и поставки его государственной ПАО «Центрэнерго».

Дело в том, что частные компании-посредники закупали уголь у государственного предприятия по ценам, отличающимся от рыночных, для дальнейшей поставки его ПАО «Центрэнерго». Но фактическая поставка осуществлялось напрямую — от ГП в ПАО «Центрэнерго». Сумма сделок — более 1,2 млрд грн.

Контроль над «Краснолиманской»

Для полного контроля над энергетической и угольной отраслью Кропачеву недоставало лишь государственной шахты «Краснолиманская», которую продолжал контролировать его предшественник Тригубенко.

До 2015 года госпредприятие «Угольная компания «Краснолиманская» было одной из самых перспективных государственных шахт. Она расположена в городе Родинское Донецкой области — в 70 км на северо-запад от Донецка.

Эта шахта — один из самых ликвидных добытчиков угля в стране. До войны два предприятия, эксплуатировавшие шахту, выдавали на гора 3-4 млн тонн угля ежегодно. Сегодня — около 2 млн тонн. На госпредприятии трудоустроены около 4 700 рабочих. Шахта попала в разряд «голубых фишек» (то есть, наиболее ценных и надежных компаний) после захвата российскими боевиками большей части промышленности на Донбассе.

С 2003-го по 2014 год шахту контролировало ООО «Краснолиманское» донецкого бизнесмена Игоря Гуменюка. В 2013 году он купил «Донбассэнерго» (в интересах Александра Януковича). Так, компания «Краснолиманская» переложила расходы по добыче угля на госпредприятие, а готовую продукцию распределяла в свою пользу.

После бегства Януковича и начала боевых действий на шахту, якобы с целью спасения и освобождения от людей экс-президента, пришел батальон «Днепр-1» во главе с командиром Юрием Березой.

Сразу после «освобождения» от прежних руководителей у предприятия появился новый бенефициар. В ноябре 2015 года ГП «УК «Краснолиманская» заключила договор субподряда с харьковским ООО «Торговый дом-Ресурс».

Ранее совладельцем «ТД-Ресурс» был харьковской бизнесмен Игорь Тупиков, до этого работавший помощником уже упоминавшегося Сергея Тригубенко.

В начале 2016 года профсоюз ГП «УК «Краснолиманская» через суд потребовал разорвать договор аренды угольных пластов с ООО «Краснолиманское» и лишить компанию спецразрешения № 3316 на их разработку.

Также горняки потребовали разорвать договор субаренды с «ТД-Ресурс».

В марте 2016 года суд удовлетворил основные требования истцов: обязал разорвать договора и обязать Госгеонадра отозвать спецразрешение.

Но уже буквально через три месяца, летом 2016 года, коллегия Харьковского апелляционного хозсуда отменила решение первой инстанции.

Примечательно, что апелляцию подали не только ООО «Краснолиманское», но и Госслужба геологии и недр.

Таким образом, на сегодня ООО «Краснолиманское» продолжает законно использовать пласты госпредприятия.

В 2016 году Тригубенко начал терять контроль над предприятием, его конкурентом за контроль над ценным активом стал Кропачев.

Уже летом 2017 года «Краснолиманская» получила нового «смотрящего». Это подтверждается тем, что шахта отказалась от дальнейшего сотрудничества с близким Тригубенко ООО «Торговый дом-Ресурс».

У Кропачева имеются свои предприятия, которые могут стать посредниками вместо предприятий экс-«смотрящего». К примеру, им может стать ООО «Конгломерат-групп», имеющая десятилетний опыт по торговле продукцией шахт Донбасса.

Кропачев и Насалик

На пути к званию «смотрящего» за энергетической отраслью Украины стало естественным завести близкие отношения с министром энергетики Игорем Насаликом.

Кропачев всегда позиционировал себя как эксперт в энергетике и часто давал советы и интервью многим изданиям и политикам. Но, по словам Насалика, его советником Кропачев никогда не был, а помогал в вопросах работы шахт и отстаивании системы тех шахт, которые планируют к приватизации. Но выполнял эту работу Кропачев, по словам министра, на общественных началах.
Отношения у Кропачева и Насалика не сложились буквально с самого знакомства. В приемной у министра постоянно появляются люди с жалобами на нового «смотрящего».

Дело в том, что Насалик не стоит в стороне, а контролирует угольную отрасль через своего советника — донецкого бизнесмена Евгения Шитилова, известного в регионе как «Малахит».
3
Благодаря Шитилову удалось организовать поездку Насалика с Татьяной Бахтеевой в самопровозглашенную «ДНР», где они договаривались о поставках угля.

Следующий важный момент.

У Шитилова на государственных шахтах были свои люди, которых сейчас вытесняют люди Кропачева — таким образом Насалик теряет власть на предприятиях.

Кропачев поставил своих людей в ПАО «Центрэнерго» — главную точку сбыта угля государственных шахт. Так, друг Кропачева — Константин Любоженко — стал начальником отдела топливообеспечения и качества «Центрэнерго», а начальником отдела материально-технических поставок — близкий к Кропачеву Владимир Иваровский.

Напряжение между министром и «смотрящим» накалилось еще больше после того, как в конце весны 2017 года Кабмин принял Концепцию реформирования и развития угольной отрасли.

Правительство готово выделить 1,8 млрд грн на техническое переоснащениегосударственных шахт. Половина этой суммы будет выделена из госбюджета, другая половина — заемные средства от зарубежных компаний-производителей оборудования под государственные гарантии.
4
Основная цель — помочь госшахтам нарастить добычу угля так называемых газовых («Г») марок.

На том же заседании Кабмина Насалик поднял вопрос о создании «Национальной угольной компании» (НУК), в состав которой вошли бы 28 ликвидных шахт государственной юрисдикции, которые входят в состав девяти угольных объединений. Таким образом, именно НУК стало бы предприятием, которое освоит 1,8 млрд грн, предназначенные для развития госшахт.

Но быстро реализовать свой план у Насалика не получилось. Кабмином был создан Координационный совет, который возглавил замглавы Минэнерго Анатолий Корзун (человек Кропачева). Теперь решение по созданию НУК всячески затягивается из-за неопределенности с выбором главы компании.

Так, Кропачев хочет посадить в кресло директора НУК главу департамента угольно-промышленного комплекса Минэнерго Александра Владыченко.

Насалик, в свою очередь, продвигает на эту должность главу госпредприятия «Укруглереструктуризация» Максима Федотова.
5
Сейчас Насалик пытается всячески скомпрометировать Кропачева. Он неоднократно заявлял о тендерных махинациях со стороны компаний Кропачева.
Также предприятия нового «смотрящего» обвиняются в расточительстве. Материалы контрольно-ревизионного управления (КРУ) по делу и растрате и махинациям с тендерами, по словам министра, направят в правоохранительные органы. В материалах министерского КРУ, на которые ссылается Насалик, чаще других фигурируют шахты угольных объединений «Красноармейскуголь» и «Селидовуголь», контролируемых Кропачевым.

Кропачев в долгу не остается и называет лагерь противника «дилетантами», также собирая на команду министра компромат.

Насалику уже напомнили инцидент с изменением целевого назначения гранта японской компании Sanyo в размере $60 млн.

Весной 2016 года министр хотел направить эти деньги не на модернизацию турбин «Центрэнерго», как изначально планировалось, а на переоснащение мощностей Калушской ТЭС, находящейся под его контролем.

Тогда японцы чуть не отозвали свой грант.

Еще одним камнем преткновения является «Центрэнерго». Кропачев планирует переоборудовать три энергоблока «Центрэнерго» с потребления антрацита (уголь «А») на «газовый» уголь. Для этих целей необходимо найти 400 млн грн.

Новый «смотрящий» рассчитывает получить их с помощью Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), через которую он лоббирует инвестиционную надбавку к тарифу «Центрэнерго». Именно она станет источником финансирования перевода блоков с угля «А» на уголь «Г».

Кабмин уже пересмотрел финансовый план «Центрэнерго», в котором капитальные расходы компании на 2017 год утверждены в размере 487 млн грн, что в 4 раза больше, чем в 2016 году.

Поэтому в ближайшем будущем «смотрящий» еще не раз напомнит о себе.

По материалам: argumentua.com