Верховная Рада приняла закон о повышении ввозных пошлин на импортные товары

672

Верховная Рада приняла закон о повышении ввозных пошлин более чем на 100 видов импортных товаров. Авторы закона утверждают, что украинцы не почувствуют новых ставок, и при этом собираются пополнить украинский бюджет приблизительно на 2 миллиарда гривен.

Как можно «незаметно» насшибать 2 миллиарда, вопрос очень интересный. Народные депутаты рассчитывают на невнимательность любителей живых растений, срезанных цветов и декоративной зелени. Также подорожают пластмассы, полимерные материалы и изделия из них, бытовая (и не только) химия, всевозможные машины и оборудование. Прибавят в цене и строительные материалы (красители, замазки, лаки, штукатурные материалы, известь, цемент). Под «незаметным» подорожанием депутаты подразумевают несколько лишних гривен, которые покупателям придется доплатить за бытовую химию или голландскую розу.

Мы решили поинтересоваться у наших экспертов, заметят ли украинцы подорожание и насколько оно зацепит потребителей? Что дадут более высокие пошлины и защитят ли они отечественного производителя? Если украинцы дороговизны давно не замечают, потому что пришло «покращення», то в других государствах считать свои деньги еще не разучились. 27 стран-членов ВТО уже раскритиковали идею украинского правительства дополнительно заработать на их продукции. В их числе такие «монстры», как США, Китай, Япония, ЕС, Турция… В общем недовольных много. Чем это может обернуться для Украины? Не введут ли ответные пошлины против украинских производителей во всем мире? Почему украинское правительство защищается от наплыва импортных товаров пошлинами, а не ростом курса доллара, и станут ли украинцы меньше покупать импортных товаров? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Я думаю, что все это закончится большим скандалом, – предполагает Александр Кошик, кандидат экономических наук и вице-президент Центра экономического развития, – потому что Украина все-таки находится в ВТО, чего многие не осознают. Играть нужно по правилам. Другое дело, что это подтолкнет рост цен и в конечном итоге ударит по украинскому потребителю. Что касается поддержки производства, я думаю, что такие протекционистские методы в современном мире результатов почти не дают. Хотя, конечно, Украина вступила в ВТО на крайне невыгодных условиях. Мы так спешили вступить, что сдавали собственные экономические интересы. И эта спешка привела к тому, что надо пересматривать эти условия, а это очень сложно».
Экономист также подчеркнул, что ответные санкции со стороны ВТО и ЕС не просто возможны, но и предусмотрены уставом , «причем они могут быть гораздо более болезненными, чем тот выигрыш, который Украина может получить».

Отвечая на вопрос издания Новости Украины – From-UA о том, поможет ли рост курса доллара отечественному производителю, эксперт заметил, что «наши внешнеторговые партнеры, включая Россию, ЕС, уже давно девальвировали свои валюты. В результате они получают колоссальное преимущество не только в соперничестве с нами на внешнем рынке, но и с точки зрения наращивания своего экспорта на внутренний рынок Украины».

Секретарь Львовского Горсовета член ВО «Свобода» Василий Павлюк считает, что новые пошлины не пойдут на пользу: «Сегодня власть работает в ущерб малому и среднему бизнесу, а должна создать условия для национального производителя. Малый и средний бизнес выживает лишь потому, что завозит и перепродает какие-то товары. Такова правда, за счет этого кормятся тысячи семей. И если сейчас пошлины повысят, то повысятся и цены, а наш народ и так еле выживает на свои мизерные зарплаты».

Нардеп категорически не согласен с позитивной оценкой закона о пошлинах: «Когда мы вступали в ВТО, надо было внимательно читать каждый документ, который подписывался, и надо было смотреть, как работают другие страны-члены ВТО. А то, что они сегодня пытаются вскочить в последний вагон, говорит о дилетантстве нынешнего руководства».

Господин Павлюк полагает, что девальвация гривны для отечественного производителя тоже не панацея: «У нас искусственно держится курс доллара, евро. Это тоже нехорошо, надо реально подходить к этому вопросу и сказать обществу, на каких позициях мы находимся. То, что у нас будет большая инфляция, тоже правда. И то, что курс доллара будет расти, понимают все здравомыслящие люди. Все поддерживается искусственно, чтобы каким-то образом закрыть дырки в бюджете».
Народный депутат Украины от Объединенной оппозиции, замглавы Комитета по вопросам промышленности и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина считает, что повышение пошлин на товары никогда не защищало отечественного производителя.

«Это исключительно лоббистские меры, – определила понятие пошлины в Украине Ксения Михайловна, – для определенных конкретных людей, которые получают личную выгоду. А для страны никакой пользы не будет. Наоборот, могут возникнуть проблемы в международной торговле».
Оппозиционер в контексте этой темы затронула и вопрос роста курса доллара, который всегда был, есть и будет в пользу экспортера, и падение курса гривны, соответственно: «Национальный производитель – это очень абстрактное понятие. «Arcelor Mittal» – это какой производитель? В принципе, национальный, они работают на территории Украины, они здесь зарегистрированы. Экспортеры выигрывают в любой ситуации с падением гривны, потому что их валютная выручка при переводе в гривну будет расти. Но не все производители экспортеры, поэтому для внутреннего рынка это негативное явление». Такими категориями, предупреждает комментатор, нельзя играться, здесь надо балансировать, но, к сожалению, нынешнее правительство этому никогда не научится.

Директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон выразил мнение, что «чисто теоретически протекционизм, как известная мера защиты, всегда приносит результат, особенно первое время».

Но у нас всегда присутствуют еще два момента, отмечает экономист: «Один (нетрадиционный для других стран) – это теневая экономика, а значит, будет серый импорт и даже контрабанда, которые получат почву для своего развития. Когда мы ограничиваем кому-то импорт, нужно учитывать, проинформировали ли мы об этом ВТО, дали ли нам на это добро те страны, которые импортируют в нашу страну. Второй момент – не надо забывать, что симметрично всегда отвечает и другая сторона – то есть они не пустят к себе наш экспорт. Кроме того, ряд импорта здесь кормит рабочие руки – например, сборка импортных автомобилей». Но, к сожалению, реально смотрит на вещи господин Макогон, депутатские споры всегда уходят в политическую плоскость, не взвешивая до конца экономические последствия.

Юрий Макогон не может понять, почему не отпускают гривну: «Этот механизм надо использовать, тем самым поддержав экспорт и ограничив импорт не протекционистскими методами». Сегодня в мире в условиях кризиса не только Украина прибегает к подобным методам. Кроме этого, нужно понимать, объяснил эксперт, что «наша продукция не только не конкурентоспособна на мировом рынке, но и на внутреннем не выдерживает конкуренции с импортной продукцией».
«В этом законе одновременно с защитой производителя просматривается лоббизм определенных структур и некоторых групп депутатов, - полагает Юрий Кармазин, народный депутат Украины (Ну-НС). – Говорить серьезно о том, что этот закон защитит отечественного производителя, невозможно, потому что ориентацию на отечественного производителя Украина убила еще в декабре 2010 года после указа президента, который создал другую структуру управления правительством, а через правительство и экономикой. В этой структуре не нашлось места Министерству промышленности вообще».

Нардеп уверен, что повышение пошлин – это, прежде всего, попытка залатать бюджетные дыры и лоббирование собственных интересов бизнес-группами в правительстве, в АП или в ВР. Он также считает, что закон приведет к повышению цен абсолютно на все товары: «Они обещают небольшое повышение, но какое еще может быть повышение, если за год происходит двукратное повышение за электроэнергию, и говорят, что оно незначительное. А что тогда значительное? Давайте тогда сопоставим с ростом пенсий и заработных плат».

И все же господин Кармазин уверен, что, несмотря на все недостатки, у закона есть и явный позитив: «Украина вступила в ВТО при министре экономики Арсении Яценюке на чрезвычайно невыгодных условиях. По этой причине Украина правильно делает, что она предупредила ВТО о том, что будет повышать цены. Это процедуры, предусмотренные уставом ВТО. И никакими санкциями нам это не угрожает. Нельзя умалчивать о лоббистских моментах, но нельзя и закрывать глаза на то, что есть и позитив - мы должны отстаивать свои национальные интересы и производство на своей территории, даже если это и иностранные компании».

Григорий Дашутин , экономист, экс-депутат (ПР), почетный президент концерна «Укрросметалл» и член Совета Федерации работодателей Украины считает, что Украина уже давно должна была повысить ввозные пошлины:

«Мы опоздали с этим на 3 года. В договоре с ВТО четко прописано, что если в течение трех лет подряд какого-то товара завозится на 5 % больше по отношению к предыдущему году, то страна имеет право обратиться в ВТО, чтобы пересмотреть тариф по этой позиции, и штаб ВТО должен дать разрешение на пошлину. Когда Украина вступала в ВТО, мы применили нулевую пошлину практически на все, а теперь мы видим, что по некоторым видам продукции идет все больше и больше импорта. Например, сегодня фарфора ввозится 97 %, а 3 % осталось нам в то время, когда мы имели 8 фарфоровых заводов. На сегодняшний день пять из них закрылись, осталось только три. Причем на этих предприятиях до 70 % экспорта. Я не удивлюсь, если через несколько лет у нас и сахар начнут завозить. Мы впервые обратились с этим вопросом в ВТО. А что нам делать? Если у нас такая ситуация продержится еще года четыре, если страна все будет ввозить, то наше производство «ляжет».

Эксперт полагает, что повышения цен украинцы не почувствуют, но если не принять меры по сокращению импорта, то «года через 3-4 у нас останется не больше 10 миллионов рабочих мест».
Экс-глава Фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко выразила уверенность в правильности нового закона : «Защита своего производителя — это очень большой плюс, потому что отечественный производитель производит свою продукцию, создает людям рабочие места и дает людям зарплату, а государству — налоги».

«Именно эта регуляция дает возможность защитить своего производителя. Поднятие пошлин приведет к тому, что возрастет цена на товары, которые ввозятся из-за границы. Но в этом есть и позитив: будут завозиться дорогие товары, которые покупают очень богатые люди. А простой народ живет в основном за счет продукции отечественного производителя и сельского хозяйства. В 1992 году премьер-министр Кучма издал декрет, по которому наш производитель платил все налоги, а на товары, которые ввозились в Украину, не оплачивались ни НДС, ни акциз, ни ввозная пошлина, и тем самым был создан искусственный конкурент для своего производителя».

Госпожа Семенюк не считает, что девальвация национальной валюты – единственный способ помочь национальному производителю: «Я в 1996 году предлагала создать Национальную сокровищницу, которая бы позволила создать национальный баланс через оценку имущества. Но, к сожалению, тогда состоялся роспуск парламента и мое предложение не прошло. Как сказал тогда Ющенко, что «Вы хотите строить социализм, а моя Катя отрапортовала в Лондоне, что мы капитализм построили».
Экс-глава Фонда госимущества полагает, что санкции ВТО вполне могут быть, и «принятие таких штрафных санкций, в первую очередь, ударит по нашим капиталистам, которые являются собственниками заводов».

По материалам: from-ua.com