Великий украинско-российский пшик
Вокруг визита Путина в Украину был надут самый большой в истории двусторонних отношений информационный пузырь.
Украина и Россия не подписали ни одного соглашения, более-менее важного для двусторонних отношений. Никакого прорыва в отношениях двух стран нет и пока не видно. Но информационная шумиха, которая нагнеталась до и во время визита Путина, позволит всем сторонам остаться при своих интересах. Владимир Владимирович вальяжно расскажет о том, как он в очередной раз «нагнул украинцев», а Азаров и компания будут много говорить о наших стратегических прорывах.
Вот только некоторые, самые яркие примеры того, что происходило во время переговоров. Николай Азаров рассказывает о капремонте ГТС: «Хотел подтвердить намерения украинской стороны провести капитальный ремонт газотранспортной системы с тем, чтобы приблизительно в 3 раза увеличить объем прокачки российского природного газа в страны Европы. Рассчитываем, что российские компании примут участие в модернизации украинской ГТС». О том, что нам нужно ремонтировать ГТС, говорится уже с десяток лет. Но вопрос в том, что россияне ставят условия, которые украинцев не устраивали и вряд ли устроят в ближайшее время. Более того, российский премьер ничего не говорит о том, что Россия откажется от строительства «Южного потока», о чем его так долго просил украинский президент.А вот Николай Янович говорит о шельфе и метановом газе: «Мы готовы предложить морской шельф, а также добычу из других источников, например метана из угольных пластов». Но премьер не может не знать, что на шельфе уже будет работать российский «Лукойл», а с шахтным метаном и сланцевым газом будет работать «Газпром». Вот только о том, какие месторождения дадут нам россияне, никто не знает.
Апофеозом тартюфства можно считать слова о строительстве новых блоков для АЭС: «Учитывая важность для наших стран проекта по сооружению 3-го и 4-го энергоблоков, считал бы необходимым завершить в ближайшие сроки подготовку соглашения со Сбербанком России для финансирования данного строительства. Все поручения необходимые даны компетентным товарищам, и они готовы в любой момент приступить к переговорам». Дело в том, что об этом речь шла еще в Харьковских соглашениях, и никто никому не мешал решить этот вопрос.
Список подобных заявлений можно продолжать, но практически каждый из них сводится к тому, что год назад Украина и Россия договорились о чем-то в Харькове. Но потом это что-то просто не выполнялось. Почему? Во-первых, были изначально никому не нужные проекты по типу Керченского моста. Их никто и не собирался выполнять. Во-вторых, были проекты, в которых заинтересованность россиян – всего лишь блеф. К таким проектам в первую очередь относится авиастроение или покупка крейсера «Украина». И, наконец, есть третий тип вопросов, которые россияне хотели провести дешево, а мы за столько продаваться не хотели. Это в первую очередь вопросы, связанные с ГТС.
За год после харьковских соглашений ничего не изменилось. Никаких серьезных прорывов нет. Почему? Россияне заняли простую тактику: во-первых, они максимально быстро продвигают идеи «русского мира» через лояльных чиновников высшего и среднего звена. Во-вторых, они по максимуму дают кредиты стратегически нужным им отраслям. И, наконец, в-третьих, россияне столбят за собой все возможные энергетические альтернативы, начиная от создания СП в атомной сфере и оканчивая правами на добычу сланцевого газа. В ответ на это Украина занята исключительно внутривидовыми играми на тему «кто в стране самый крутой».
В сухом остатке визит Владимира Путина может принести россиянам только один прорыв – мы ускоримся с кредитом по достройке АЭС и согласимся взять реакторы «не первой свежести». Что касается Таможенного союза, то мы в него пока идти не готовы. Поэтому никакой скидки на газ покамест не будет. Вот и все. Все остальное – это информационный шум, который иногда переходит в информационную истерику.
politics.comments.ua