В ВР зарегистрировали законопроект о сроках для ротации

209

27 октября народный депутат Алексей Гончаренко вместе с коллегами зарегистрировал законопроект, в котором предлагает создать конкретные сроки для ротации находящихся в зоне боевых действий военных. Если документ примут, то период пребывания военных “на нуле” не должен превышать 90 дней. В целом шансы его принятия не высоки, а сам законопроект пока не прошел этап комитета. В то же время о проблеме ротации говорят сами военные, которые уже долгое время находятся «на нуле».

В законопроекте предлагают добавить новую статью в Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе». Из сравнительной таблицы становится понятно, что предлагают добавить статью 24, в которой будет идти речь о создании официального порядка проведения ротации для военнослужащих, отбывающих службу в зоне боевых действий.

Если кратко, то в случае принятия законопроекта военные будут вести службу на линии столкновения или в «сложных условиях» (конкретные условия не указаны, но, скорее всего, речь идет о зоне боевых действий в целом) – не более 90 дней. Если ротацию невозможно организовать, этот срок может быть продлен до 105 дней. После этого военных обязаны отправлять на ротацию, которая должна длиться не менее 30 дней.

Кроме того, ротации должны подлежать подразделения, количество санитарных потерь которых превышает 30% личного состава. Ответственность за выполнение новых норм будет ложиться на командиров подразделений.

В пояснительной записке речь идет о том, что сейчас законодательство не может гарантировать ротацию для военных, ведь просто нет четкого порядка. Кроме того, в тексте записки отмечается, что заменять подразделения на линии столкновения будут военными из находящихся на других направлениях подразделений.

«На просьбу военнослужащих вывести подразделение для возобновления боеспособности звучит категорический отказ, обоснованный отсутствием резерва для замены личного состава. Поэтому большинство военных продолжают выполнять боевые задания с уверенностью, что их заменят либо после смерти, либо после плена. При этом определенные подразделения ни разу не принимали участия в непосредственных боевых действиях, находясь на относительно спокойных направлениях”, – говорится в тексте записки.

В то же время в тексте законопроекта речь не идет о том, достаточно ли у Украины резервов для того, чтобы провести ротацию всех подразделений, и если да, то как это повлияет на ситуацию на поле боя. И именно с этими вопросами мы обратились к ветерану российско-украинской войны Максиму Притуляку.

Полноценная и регулярная ротация: реальность или утопия
Что касается важности ротации, то военный говорит, что она действительно необходима. Военные устают, и это влияет не только на их моральное состояние, но и на способность качественно вести военные действия.

«Если человек находится там более 90 дней, то он теряет много качеств. В первую очередь – инстинкт самосохранения. Ведь организм начинает привыкать к постоянному стрессу. Человек теряет навыки ведения боя, возможность правильно реагировать и адекватно оценивать окружающую среду. Поэтому вопрос ротации – сверхважный, и это действительно необходимо», – говорит Притуляк.

В то же время военный не понимает, как именно государство планирует организовать процесс регулярной ротации подразделений на передовой: «В первую очередь, будут мешать этому интенсивность боевых действий и большие санитарные потери. К примеру, у моих побратимов под Бахмутом были потери около 60%. Поэтому вывести их на ротацию, в случае если не будет достаточно резервов, на 30 дней просто невозможно. Ведь резервы будут применяться для доукомплектования подразделений с большими потерями».

По состоянию на июль 2022 года, согласно информации бывшего министра обороны Алексея Резникова, количество Сил обороны насчитывало около миллиона человек. Сколько из них находилось непосредственно на линии столкновения – неизвестно. Впрочем, даже без этих данных легко посчитать, что для регулярной ротации в государстве должен быть резерв объемом 1/3 от общего количества военных на фронте. Есть ли в Украине такое количество непривлеченных резервов – вопрос открытый.

Еще один немаловажный момент: будет ли создана определенная инфраструктура для реабилитации военных во время ротации. Ведь даже в пояснительной записке говорится, что среди личного состава, пробывшего на передовой более 90 дней, «есть проявления острых невротических состояний и невозможности воевать дальше». Для таких военных должна быть создана отдельная инфраструктура, которая позволила бы реабилитацию этих бойцов в течение 30 дней отдыха.

«У нас очень сложно обеспечить нормальный отдых для военных. Поэтому сейчас ротация – это формальность. Это о «выйти из зоны боевых действий и просто чтобы государство не мешало нормально отдохнуть». Но какой-то инфраструктуры для реабилитации военных, оказывать психологическую помощь или дополнительные военные учения, – у нас такого нет», – говорит Притуляк.

Для соответствующей инфраструктуры нужно выделять дополнительные средства. А в законопроекте говорится, что «реализация проекта закона не требует дополнительных расходов из государственного бюджета». Так что о реабилитации военных либо вообще речь не идет, либо финансовый аспект просто не учли.

«Если суммировать, то если это инициатива прямо на уровне законодательной нормы, то она точно не будет реализуемой. Здесь очень важно, чтобы была отработана и подтверждена возможность на уровне Минобороны, Вооруженных сил Украины. И чтобы это можно было осуществить. Во всех остальных случаях это просто создаст дополнительные нормативные риски. Поэтому, на мой взгляд, это может быть мертворожденной идеей», – заключает Притуляк.

По материалам: vesti.ua