В Украине исчезнет товарная контрабанда. Из Уголовного кодекса

628

Впервые речь об отмене уголовной ответственности за товарную контрабанду зашла еще десять лет назад, когда принималась ныне действующая редакция Уголовного кодекса Украины. Статья о декриминализации, которую предложила определенная группа парламентариев, а поддержал Президент Леонид Кучма, вызвала жесткое сопротивление у одного из авторов кодекса – нардепа Юрия Кармазина. И он все-таки сумел переубедить главу государства, что такой законодательной нормы быть не должно. Сегодня парламентарии снова вернулись к идее о декриминализации товарной контрабанды, предусмотрев ее не только в соответствующих правках к уголовному законодательству, но и в новой редакции Таможенного кодекса.

По мнению, главного таможенника страны Игоря Калетника, вместо уголовной ответственности необходимо предусмотреть безальтернативную конфискацию товара, который незаконно перемещался через границу, и штраф в размере 100% от стоимости предметов правонарушения. «Декриминализация в сочетании с жесткими финансовыми санкциями будет эффективным рычагом экономического воздействия в борьбе с нелегальным товарооборотом, - сказал Игорь Калетник. - Мы проанализировали, что ежегодно от таких правонарушений в бюджет будет поступать не менее 1 миллиарда гривен».

По словам главы ГТСУ, такая законодательная новация появилась не случайно. Ей предшествовал достаточно кропотливый анализ судебной практики рассмотрения уголовных дел и административных протоколов о нарушении таможенных правил.

«В 2009 году было возбуждено уголовных дел по товарной контрабанде на сумму 445 миллионов гривен, - пояснил Игорь Калетник. - Конфисковано судами товара на сумму 17 миллионов гривен, а реально взыскано в бюджет 2 миллиона 600 тысяч гривен. В 2010 году возбуждено уголовных дел на сумму почти 700 миллионов гривен. Конфисковано судами на 22 миллиона гривен. При этом взыскали в казну 800 тысяч гривен. В этом году ситуация ничуть не лучше. За пять месяцев текущего года таможенные органы возбудили 157 уголовных дел на сумму почти 185 миллионов гривен, но конфисковано товара только 15 миллионов, а в бюджет страны не поступило ни копейки».

И хотя в большинстве случаев судами выносятся обвинительные приговоры, чаще всего наказание сводится к условному сроку. К фактическому лишению свободы приговаривается лишь небольшая группа лиц.

Что же касается административной ответственности за незаконное перемещение товаров через государственную границу, то сегодня она прописана в нескольких статьях Таможенного кодекса. За 5 месяцев 2011 года по этим статьям возбуждено 6568 дел на сумму 477,8 млн. грн., а стоимость конфискованных товаров по этим делам составила только 51,2 млн. грн. Поскольку в большинстве случаев суд принимает решение о начислении штрафа, максимальный размер которого составляет 17 тысяч гривен, а товар возвращает собственнику. Причем такие решения абсолютно не противоречат действующему законодательству. Так что служители Фемиды вполне могут продемонстрировать свою гуманность при принятии подобных решений. Что они, собственно, и делают.

«Анализ практики рассмотрения дел о нарушении таможенных правил судебными органами Украины свидетельствует о том, что товар конфискуется преимущественно в тех случаях, где стоимость предметов правонарушений является относительно невысокой – до 8 тысяч гривен, - говорит заместитель начальника Департамента борьбы с контрабандой, анализа рисков и противодействия коррупции Государственной таможенной службы Украины Александр Попивняк.- Почти в половине случаев принимается решение о конфискации, если изъятый товар стоит от 8 до 80 тысяч гривен. И лишь в 8% случаев судами применяется конфискация, если его стоимость составляет от 80 до 400 тысяч».

Например, судья Купянского горрайонного суда Харьковской области посчитал малозначимым правонарушением то, что гражданин перемещал вне пункта пропуска бензовоз без каких-либо документов.

Поэтому суть изменений, которые предлагает Таможенная служба, сводится к тому, что экономическое правонарушение будет наказываться исключительно экономическими методами. Уголовную ответственность предлагают сохранить только за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, наркотических веществ, оружия, культурно-исторических ценностей. В остальных случаях - фиксировать административное правонарушение, изымать незаконно перемещаемые товары и в максимально короткий срок передавать дело о нарушении таможенных правил в суд. В свою очередь, судья должен принять законное и обоснованное решение в интересах государства, то есть конфисковать изъятые товары и наложить штрафные санкции.

«Мы уверены, что это упростит саму процедуру и разгрузит большое количество следственных органов и органов дознания, - считает Игорь Калетник. - И серьезно сэкономит государственные средства на проведение соответствующих следственных действий. Плюс будет серьезным направлением в наполнении государственного бюджета».

За подобное новшество выступает и коллега Игоря Калетника – Генеральный директор Таможенной службы Республики Молдова Тудор Балицки. «Сегодня ответственность за контрабанду предусмотрена в Уголовном кодексе Республики Молдова, - рассказал господин Балицки в эксклюзивном комментарии МАИР. - Хочу подчеркнуть, что органы уголовного преследования являются частью Таможенной службы Республики Молдова. Мы также занимаемся расследованием данного рода преступлений. Я знаю, что в Украине уже принят в первом чтении новый Таможенный кодекс, в котором предложено исключить уголовную ответственность за товарную контрабанду. Мы на том же пути. Мы тоже работаем над проектом Таможенного кодекса, который бы соответствовал принципам, выписанным в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. И эти же принципы декриминализации, которые присутствуют в проекте Таможенного кодекса Украины, мы тоже хотели бы там видеть».

А вот в России идея декриминализации ряда преступлений, среди которых и контрабанда, вызвала довольно «горячую» публичную перепалку высокопоставленных чиновников. Все началось с того, что законопроект, который был весен в Государственную Думу президентом России Дмитрием Медведевым, раскритиковал в средствах массовой информации советник Конституционного суда, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский. Яростный противник такой реформы в итоге был лишен своей должности, но продолжал отстаивать прежнюю позицию. И вскоре в российских СМИ стали появляться все новые и новые комментарии различных экспертов, которые подчас сводились к тому, что декриминализация отдельных видов преступлений спровоцирует «уголовное цунами».

В то же время пресс-служба Кремля распространила заявление, в котором отмечается, что «в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением». Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а «ответственность за это в полной мере предусмотрена статьей 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Кроме того, в соответствии со статьями 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена конфискация предметов контрабанды. «Анализ практики применения части 1 статьи 188 УК РФ позволяет говорить о коррупциогенности этой нормы», - добавляется в сообщении.

Украинские политики на столь горячие баталии по поводу декриминализации экономических преступлений не настроены. Даже представители оппозиции в этот раз обошлись без особой критики Таможенного кодекса, выступив за то, чтобы расширить количество статьей, где бы уголовная ответственность была заменена административной. Правда, за какие именно преступления предлагают наказывать рублем, не уточнили.

«Мы готовим законодательные предложения и будем добиваться изъятия из Уголовного кодекса статей, предусматривающих уголовную ответственность предпринимателей за различные нарушения при ведении бизнеса, - выступая на заседании Совета предпринимателей Украины, заявила глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская. - Во всем мире для людей дела предусмотрена административная ответственность».

Поддерживают идею о декриминализации товарной контрабанды и представители прокуратуры. По мнению первого заместителя прокурора города Киева Дмитрия Лупеко, Украина должна последовать мировой тенденции сокращения в законодательстве количества преступлений, за совершение которых предусмотрено лишение свободы граждан. Кроме того, нужно возвращать государству деньги, которые присвоили злоумышленники, выстраивая «теневые» схемы.

«Если по решению суда дорогостоящий товар возвращается правонарушителю, а он платит лишь незначительный штраф, государство от этого теряет большие деньги, - говорит Дмитрий Лупеко. - Поэтому декриминализация незаконного перемещения товаров должна обеспечить быстрое и неотвратимое привлечение к административной ответственности и взыскание соответствующих платежей в бюджет. Но при этом необходимо продумать такой законодательный механизм, который бы предотвратил желание самих таможенников «пойти навстречу» контрабандисту. Поскольку в ситуациях, когда стоимость товара исчисляется сотнями тысяч гривен, а то и миллионами, появляется соблазн договориться с инспектором и «уплатить» штраф ему напрямую, без составления протоколов, и естественно, минуя государственную казну».

mair.in.ua