Усыновители и опекуны убийцы. Подробности трагедии в Краснодоне

791

Неделю назад Украина узнала о диком, ужасающем случае, который показал все несовершенство системы усыновления и функционирования социальных служб в стране. Многодетная мать-героиня из Краснодона Луганской области убила своих двух усыновленных детей (2007 и 2008 г.р.). Но другим ужасным фактом в этой истории стало то, что о смерти девочек стало известно только спустя 1,5 года после случившегося. Исчезновение детей в городе не заметил никто, а главное и самое удивительное, что его не заметили социальные службы, призванные защищать детей и следить за их благополучием. Сегодня работники луганской соцслужбы признали свои ошибки (а что им оставалось делать? - ред.), но возникает вопрос - а не может ли такое повториться и в любом другом городе нашей страны?

Арифметика убийства: 7 + 3 +1 = 9 детей

Итак. В пос. Семейкино Краснодонского района 30 июля была похищена 3-летняя девочка Кристина Кабакова. Следующей ночью правоохранителям удалось ее найти и узнать невероятные подробности ее похищения, а главное - дикие его мотивы. Оказалось, что девочку похищали, чтобы скрыть убийство усыновленных детей.

Светлана Октей* с мужем Александром - родители многодетной семьи - выкрали Кристину, чтоб скрыть убийство двух усыновленных ими детей. Как уже стало известно следствию, в феврале и ноябре 2011 года, проводя «воспитательные» мероприятия, женщина до смерти забила девочек, а потом отец семейства и старшая дочь прятали детские трупы.

Многодетная семья Октей* в Краснодонском районе всегда считалась образцовой: творческая, активная, непьющие и некурящие родители, послушные дети, папа - шахтер, мама - домохозяйка. Сначала семья жила в пос. Краснодон, но в 2005 году им выдали 5-комнатную квартиру в городе Краснодон, а объединение «Краснодонуголь» полностью за свой счет сделало там ремонт. В 2007 году Светлана Октей получила звание матери-героини. Казалось бы, счастью огромной семьи не было предела, но в 2010 году они, уже имевшие на тот момент семерых собственных детей, решились на довольно странный шаг - усыновление. Изначально семья хотела усыновить мальчика, ведь на тот момент у них было 7 детей, причем, только один сын - уже взрослый. Но у мальчика в детдоме оставались еще две родные сестры, и чтоб не разлучать детей, было принято решение усыновить всех троих.

«Когда шел процесс усыновления, мы пытались их убедить не брать этих детей, потому что у них уже было 7 детей. Мы спрашивали: зачем вы берете этих малышей, они отвечали, что делают это из любви к детям. Потом суд решил, что нет оснований не дать им ребятишек, потому что в семье не пьют, не курят, жилищные условия нормальные, занимаются творчеством», - рассказала заместитель Краснодонского городского головы Галина Лысенко.

Таким образом, официальное усыновление было оформлено, и в конце декабря 2010 года семья Октей*пополнилась еще тремя детьми, а в январе 2011-го в семье родился мальчик. И уже спустя месяц счастливая мать новорожденного убивает первую из усыновленных малышек. Здесь неизбежно возникает простой вопрос: почему многим семьям отказывают в усыновлении, другим приходится годами ждать разрешения, собирать немыслимое количество справок, доказывать свою благонадежность, материальное благосостояние. А тем временем семья, в которой уже воспитывалось 7 детей и на подходе был восьмой, с такой легкостью получила еще троих?

Как рассказала заммэра, мать Светлана Октей очень старалась сохранить тайну усыновления, именно поэтому она изменила имена детей, даты рождения. Похвальная забота, но на учет в поликлинику девочек так и не поставили. Лишь усыновленный мальчик получал все прививки и проходил обследования. Это, однако, нисколько не заботило соответствующие социальные службы, что тоже довольно странно.

«Последнего усыновленного мальчика она принесла к нам в октябре 2011 года: он стоял у нас на учете, получал все прививки, все как обычно. Это право родителя не говорить о других детях, мы только сами недавно узнали, что были и другие дети, поэтому это вопрос к социальным службам. Есть тайна усыновления, поэтому мама сама должна была привести их. Если ребенок приемный, то опекуны проходят с ним всегда всех специалистов, а если дети усыновлены, то мама сама решает, как поступить. Но мать как любой нормальный человек должна повести ребенка в больницу, чтоб он стал на учет, делались какие-то прививки. По какой причине она этого не сделала, мы не знаем», - рассказал главный врач Краснодонской детской больницы Алексей Шаповалов.

Семейные танцы на костях

Тем временем семья Октей успешно выступала на каждом городском празднике, организовала собственный ансамбль, в котором пели и танцевали все дети и сама мама. Кроме этого, в перерывах между экзекуциями, мама Света активно занималась и поэтическим творчеством. Она выпустила несколько сборников стихов и сказок для детей.

«В своих книгах она писала о родных детях, там упомянула каждого. Мы очень много знаем о них именно по книгам. А об усыновленных детях там не было ни слова, даже не прослеживается. (Что же никто не спросил у нее о причинах такой холодности? - ред.) Потом и дочь Светлана начала писать стихи, т.е. она вовлекала детей в эту творческую деятельность», - рассказала завуч - социальный педагог краснодонской школы №24 Елена Кирюхина.

В то же время у работников ДК «Юность», где часто выступала семья, сложилось совершенно другое мнение о произведениях многодетной матери. «Есть у нее сказка «Зайкина жизнь». Я когда ее прочитала, у меня волосы дыбом встали. Я вообще не знаю, как такие сказки можно детям читать. Там к одной книге были иллюстрации с кровью», - рассказала работница ДК, не пожелавшая назваться.

Интересный факт - в школе даже никто не догадывался о присутствии в семье Октей усыновленных детей и вообще - о существовании этих троих детей. «В школе не знали о том, что они усыновили детей. О том, что у них в семье было 11 детей, мы узнали только по телевизору. Школьники классным руководителям пишут, сколько в семье детей и других родственников, но они об этих детях никогда не писали. Мы не могли понять, почему школа не знала об этих детях, а обо всех остальных знала, даже о тех, которые не учились у нас», - отметила завуч.

Не менее шокирующие факты о семье рассказывают и соседи семьи Октей. «Семья вела замкнутый образ жизни - ни друзей, ни подруг у них не было. Всех детей мы никогда не видели. Иногда встречали только 3 девочек, похожих на нее. Они ходили в школу, а после школы быстро возвращались домой. Мы только один раз увидели маленькую девочку в окошке. Она стояла на подоконнике и смотрела на улицу. Маленькие дети даже не выходили из дома», - рассказала соседка Анна.

«Это была суперблагополучная семья. Лучшая в городе...»

Социальный работник Наталья Зимина, которая раз в год должна была проверять, как живут усыновленные дети, жила с семьей Октей в одном дворе, в соседнем подъезде. Иногда жизнь детей «проверялась» прямо на улице. «Мать показывала детей, которые играли в песочнице, либо бегали рядом. Остается теперь выяснить, кого она показывала все это время», - рассказала начальник службы по делам детей Луганской ОГА Раиса Родина.

В июле у соцработника была намечена плановая проверка семьи Октей. Как того требует закон, она предупредила мать, что наведается к ним. Светлана ответила, что дети на даче в пос. Краснодон, поэтому договорились, что, когда дети приедут, мать сообщит. Но многодетная мать так и не откликнулась, тогда соцработник позвонила и сказала, что может проведать детей и на даче. После этого многодетная мать начала серьезно нервничать. А уже 30 июля они с мужем пошла на преступление - украли 3-летнюю Кристину Кабакову из соседнего села, чтобы выдать ее за одну из усыновленных девочек, которых давно убили.

Когда милиция нашла Кристину, тогда и было установлено, что в семье не хватает двух детей. Позже отец многодетной семьи и старшая дочь расскажут в своих показаниях, что мать избила до смерти сначала одного ребенка (в феврале 2011 года), а затем и второго (в ноябре 2011 года). Каждый раз она просила их прятать трупы: одну девочку отец с дочкой сожгли, а вторую закопали недалеко от дачи. Мать, находящаяся в СИЗО, не признает, что убивала детей, а утверждает, что их похитили неизвестные.

Сегодня все несовершеннолетние дети находятся в приюте, а оставшийся усыновленный мальчик со следами от регулярных побоев доставлен в больницу.

«Эта семья у нас была суперблагополучная. И даже подозревать, что что-то может случиться, мы не могли. Семью поздравляли на каждый праздник, им постоянно дарились подарки, бытовая техника. Все дети в школе характеризуются положительно. Все до единого посещали музыкальную школу и еще какой-то творческий кружок. Они были на виду. Буквально последний раз я лично видела всю эту семью в мае этого года, у нас был праздник для мам. И этот мальчик маленький пел на сцене. Я обратила внимание в перерыве, мальчик бегал шустрый, веселый. Других маленьких детей она с собой не брала, потому что это маленькие дети. Сказать, что мы не досмотрели. В чем? Мы даже себе в страшном сне не могли представить. Мы думали, такой образцовой семьи у нас больше в городе нет», - с неуместным восторгом и наивностью рассказывает заммэра Лысенко.

Тотальное усыновление

В Украине активно проводится политика реализации права каждого ребенка на воспитание в семье. Социальные службы, ответственные за усыновление и приемные семьи, бодро рапортуют о том, что количество детей-сирот, устроенных в приемные семьи или дома семейного типа постоянно увеличивается.

16 декабря 2011 Президент Украины Виктор Янукович подписал Указ «О вопросах по обеспечению реализации прав детей в Украине», одним из пунктов которого требует от областных властей обеспечивать социальную защиту детей, прежде всего детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В Указе также идет речь о приоритетности права ребенка на семейное воспитание, развитии семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи и детские дома семейного типа)».

Ничего плохого в этом указе вроде бы и нет, т.к. в соответствии с ним должна усиливаться и работа социальных служб, в частности, запрещается их сокращение. А благодаря социальным инициативам Президента вводится еще дополнительное количество социальных уполномоченных, которые должны будут работать в каждом районе и выявлять возможные проблемы в семьях. Но, видимо, украинские чиновники по-прежнему видят свою задачу исключительно в производстве красивых цифр, поэтому все поездки Уполномоченного Украины по правам ребенка заканчивались отчетами о выполнении и перевыполнении.

Так, в июне 2012 года «детский» омбудсмен Юрий Павленко во время совещания с председателями обладминистраций сообщил, что количество детей-сирот, устроенных в приемные семьи и детские дома семейного типа, постоянно увеличивается. «За пять месяцев 2012 года было устроено 614 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки - это на 236 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего по состоянию на 1 июня этого года в приемных семьях и детдомах семейного типа воспитывается 10 481 ребенок», - заявил он.

Явными лидерами по количеству усыновленных детей стали Киевская, Днепропетровская и Луганская области. Также Луганщина была названа самой динамичной в Украине, ведь за 6 месяцев этого года в области было усыновлено 75 детей. Это очень порадовало г-на Павленко во время визита в Луганскую область.

Губернатор Владимир Пристюк в 2011 году взял шефство над одним из детских домов семейного типа в области, и поручил все своим замам сделать то же. В области под опекой находятся 3515 детей, а усыновлены 960. И эти цифры с каждым годом возрастают в геометрической прогрессии.

В 2012 году для развития семейных форм воспитания Луганская область занялась реализацией Программы поддержки семей и защиты прав детей «СОС - Детский городок» при сотрудничестве с австрийской международной организацией «Благотворительный фонд SOS Kinderdorf». Планируется, что в построенных 7 домах смогут жить более 50 детей со своими приемными родителями. Австрийский фонд выделил на создание деревни 1 млн. 150 тыс. грн. на первые три месяца, взнос облгосадминистрации должен быть не менее 30%. Уже тогда Пристюк пообещал, что родителям, которым будет дано право усыновить такое количество детей и жить в Детской деревне, придется пройти жесткий отбор. "Отбираются люди, которые имеют репутацию, опыт, которые себя уже зарекомендовали. И, конечно, важна их активность и образование", - подчеркнул губернатор.

Глаз радуется, душа ликует - как все красиво на бумаге. И никто не задумывается, а вдруг где-то живет такая же благополучная мама Света - злобная садистка и убийца.

Остается надеяться, что отбор родителей будет действительно жестким и справедливым, а не по принципу «благополучная семья», ведь и в самых образцовых семьях могут оказаться свои скелеты в шкафу.

Соцработники игнорируют благополучные семьи?

После того, как стало известно об убийстве двух детей, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела - заведующей сектором опеки исполнительного комитета Краснодонского городского совета по факту не выполнения своих обязанностей, что привело к гибели детей. Ей грозит срок до 5 лет. Вслед за ней, по собственному желанию - после киевской проверки - уволился и начальник отдела по делам детей.

Неспокойно стало и в службе по делам детей Луганской ОГА. По поручению губернатора проводятся проверки всех приемных семей и семей-усыновителей в области. «Луганская служба по делам детей считается одной из лучших в Украине. В связи с событиями в Краснодоне рабочая группа провела проверки во всех городах и районах области. Выявлены нарушения в этой сфере в Краснодонском и Антрацитовском районе. Кроме того, вынесен выговор начальнику областной Службы по делам детей Раисе Родине», - сказал в свою очередь заместитель председателя Луганской облгосадминистрации Анатолий Ивченко.

Сама начальник службы по делам детей Родина отметила, что социальные службы осознают свои ошибки и вину в том, что произошло в Краснодоне «Сейчас перед социальными службами ставится задача - дойти до каждого усыновленного ребёнка, ребёнка, который находится у опекунов, попечителей, лично увидеть его. Для себя мы определили, что в ближайшее время нам необходимо разобраться в причинах, которые привели к гибели детей и похищении Кристины Кабаковой»», - добавила Родина.

В социальных службах уверяют, что случай с семьей образцовых убийц уникален, проблемы чаще возникают с приемными семьями, где дети взяты под опеку. С такими семьями зачастую работают не только социальные работники, но и психологи. Семью Октей психолог не посещал ни разу, как говорят чиновники, «не было необходимости», ведь семья «все время на виду, все счастливые, улыбаются». Все соцработники говорят одно: внешнее благополучие притупило бдительность социальных служб. Но разве в обязанности служб опеки входит не посещать все многодетные семьи?

Теперь многодетной матери-убийце, упорно отрицающей свою вину, грозит тюремное наказание, вплоть до пожизненного заключения. Предстоит и судебно-психиатрическая экспертиза, которая установит ее вменяемость. Только непонятно, почему такая экспертиза не была проведена до усыновления детей? И неужели социальные службы так легко обмануть, создав образ счастливой семьи? Сама того не осознавая, семья Октей подтвердила «чудесную» формулу - пусти пыль в глаза, и делай, что хочешь, у нас не любят мешать чужому «счастью».

* Фамилия изменена

P.S. Мы никоим образом не хотим бросить тень на прекрасных и благородных людей, которые усыновили и взяли под опеку брошенных детей, обеспечив им семейный уют. Но гонка за показателями и равнодушие окружающих иногда становятся залогом ужасных событий.

Приходится внимательнее отнестись к многочисленным слухам о том, что усыновление, как опекунство, для некоторых становится источником дополнительных серьезных доходов. Благополучие детей при этом никого не волнует, они рассматриваются лишь в ракурсе получения пособий и выплат. А иногда используются как дармовая рабочая сила и объект вымещения раздражения и злости взрослых и их родных детей. Небезосновательны, видимо, и подозрения в адрес некоторых работников социальных служб, которые, якобы, берут взятки в виде части полагающегося семье пособия - за усыновление или опеку...

По материалам polemika.com.ua