Украину захлестнет волна акций протеста. Часть 1
В прошлом году по официальным данным в Украине прошло больше 60 тыс. акций протестов. Такие данные озвучил в Верховной Раде министр внутренних дел Виталий Захарченко и предупредил, что правоохранительные органы будут жестко реагировать на несанкционированные пикеты, на протесты, которые сопровождаются перекрытием улиц и порчей общественного имущества. За такие действия Захарченко пригрозил всем осмелившимся протестовать криминальной ответственностью.
Такие заявления главного милиционера были сделаны не зря, утверждают политологи, ведь прогнозируется, что 2012 год будет неспокойным для власти, украинцы уже созрели к протестам и их чаша терпения уже практически наполнена по самые края, еще одна-две капли – и она перельется.
Чаша терпения
По данным опроса Центра Разумкова, которые происходил в середине декабря, 52 % украинцев готовы выйти на массовые протесты, если условия жизни значительно ухудшатся, а вот чуть больше 23 % украинцев пока считают, что нужно терпеть нужду, лишь бы сохранить в стране порядок.
Политики утверждают, что такие настроения – это прямое следствие реформ, которые провела в прошлом году власть. Пенсионная, налоговая и судебные реформы, плюс ко всему этому еще и социальные новшества, против которых восстали представители льготных категорий, это все те капли, которые целый год наполняли чашу терпения.
По словам народного депутата Николая Томенка, судовая реформа свелась к тому, что теперь судьи подчиняются Президенту и местным исполкомам, значит, об объективности приговоров нечего и говорить. Налоговая реформа привела к тому, что тысячи представителей малого бизнеса вынуждены были закрыть свои предприятия или уйти работать в тень. Пенсионная реформа и ограничение, а также сокращение льгот привели к массовым волнениям.
Горячий украинский май: ждать ли провокаций?
И это еще не все, считает Николай Томенко, ведь в 2012 на Украину ожидает реформа образования, против которой активно выступают студенты, а в следующем году – земельная реформа, которая может привести к тому, что украинские черноземы окажутся в руках кучки олигархов.
Последние капли
О том, что последние капли, которые переполнят чашу терпения украинцев, попадут в сосуд в этом году, говорят многие политики, политологи и социологи. Для этого есть множество поводов, главный из которых – это бюджет, который предполагает ручное регулирование выплат социальных льгот. Кроме этого, госбюджет написан таким образом, что не позволит местным бюджетам обеспечить даже минимальное базовое финансирование, а это означает, что может такое случиться, что выдавать зарплаты бюджетника будет просто нечем, говорят эксперты.
Вызывает тревогу и реформирования здравоохранение. По словам аналитиков, пилотные-экспериментальные области, на которых апробируют реформу, просто закрывают больницы и поликлиники и увольняют медработников. На умном языке правительства это называется оптимизацией.
Кроме этого, аналитики прогнозируют еще и существенный рост цен на продукты питания. Во-первых, ожидают подорожания бензина (по данным опросов, 96 % нефтетрейдеров будут стремиться в 2012 году поднять цены на топливо). Во-вторых, из-за неурожая (только 30 % посевов пребывают в удовлетворительном состоянии) ожидается рост цен на хлеб.
Все это и приведет к тому, что голодные и бедные украинцы выйдут на массовые акции протеста.
С розой или вилами?
О том, что грядущие протесты не будут мирными и приведут к полной смене власти, все чаще заявляют многие политологи и общественные деятели. По их словам, смена власти могла бы произойти еще в прошлом году, если бы нашелся лидер, который бы сумел объединить протестующих чернобыльцев и афганцев. Правда, такого человека сейчас нет, украинцы не доверяют политикам, которые причисляют себя к оппозиции. Об этом тоже говорят данные опросов. Например, двух лидеров оппозиции Юлию Тимошенко и Арсения Яценюка украинцы стали меньше поддерживать. Опрос Центра Разумкова показал, что деятельность первой не поддерживают почти 55 %, а второго – почти 46 % украинцев.
О полном перевороте и смене власти говорят в политической организации УНА-УНСО. Правда для этого, отмечает Игорь Мазур, глава киевской организации, нужно, чтобы чернобыльцы и афганцы объединились под их радикальным крылом, а они, дескать, знают, как действовать в критической ситуации. По его словам, в 2012 году главным событием для Украины будет не футбольный чемпионат, а отставка Виктора Януковича на фоне общественных протестов.
Людям надоели мирные протесты, которые ни к чему не приводят, скоро они должны понять, что нужно громить витрины магазинов и жечь машины, а также захватывать разные админздания, считает Дмитрий Корчинский. По его словам, протесты в 2012 году не будут носить мирный характер.
Такого же мнения придерживаются и радикальные «свободовцы». Они считают, что акции протеста будут более существенными, начиная со второй половины года. И достигнут пика на выборах, дескать, противники Януковича пойдут голосовать за оппозицию, но власть не остановится перед массовыми фальсификациями. В этом случае акции протеста будут совсем не мирными, олигархи будут полностью уничтожены, как клан, отмечает глава киевской «Свободы» Андрей Ильенко.
О том, что возможен социальный взрыв в Украине говорит и политолог Владимир Фесенко. Его может спровоцировать или напряженное социальное положение или фальсификация выборов. Спрогнозировать, чем закончится такой взрыв, довольно сложно, говорит политолог.
О том, что украинцы терпеть не будут и с них достаточно одного махания флагами под Кабмином и Верховной Радой, говорит ряд фактов. Социологи указывают на события во Львове во время празднования Дня победы. Тогда были и драки и даже применено оружие. Но эти события были названы, как провокация (в таком случае выходит, что народ довольно охотно идет на провокацию и для того, чтобы возникла вспышка достаточно даже крохотной искорки). А вот о тех событиях, которые произошли в Киеве, уже никто не скажет, что там тоже была применена провокация. Афганцы и чернобыльцы не раз сносили заборы около Верховной Рады и вступали в драку с «беркутовцами». Украинцы готовы к применению силы, говорят социологи, и «точка кипения» уже практически достигнута.