Украинское Евровидение: праздник, за который заплатят все
Вот и завершилось Евровидение, которое было для Украины не только крайне ответственным мероприятием, но принесло внушительные затраты. Официально на конкурс было затрачено 855 млн. гривен. Из этой суммы 455 млн. гривен – прямые затраты госбюджета, еще 165 млн. взяли из бюджета Киева. Остальная же часть суммы была получена от спонсоров, арендаторов и за продажу билетов. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, средства расходовались достаточно экономно, что не отразилось на качестве мероприятия. При этом в правительстве изначально не рассчитывали вернуть средства, которые потратили на подготовку.
Глава Кабмина очевидно попытался приукрасить ситуацию, так как с продуманностью денежных затрат согласны далеко не все. Многие помнят скандал, когда в феврале 2017 года группа сотрудников национальной общественной телерадиокомпании «Украина», занимавшиеся подготовкой «Евровидения» публично вышла из проекта как раз по причине раздутого бюджета. Так первый заместитель генерального директора НСТУ заявил, что к уходу команды подтолкнуло принятие сметы, которую к тому же согласовали. Всего лишь за пару месяцев цифры были увеличены сразу на 50%. На расходы было запланировано 655 млн. гривен, тогда как прибыли ожидалось получить около 200 млн. гривен. Полученную прибыль планировалось потратить на развитие общественного телевидения, однако впоследствии бюджет Евровидения увеличился на 200 млн. гривен. Кроме того всплывают всевозможные схемы. Так, например, зрительские трибуны для мероприятия были установлены компанией «Артмакс Инжиниринг», которую связывают с Павлом Грицаком, заместителем гендиректора НСТУ. При этом изначально тендер на трибуны был выигран немецкой компанией, но сразу после того как исполнительным продюсером Евровидения был назначен Грицак, контракт с ним подписать отказались, а на повторном тендере контракт получила его компания.
Всплывают и другие подробности затрат. Так, например, в перерывах полуфинала на Евровидении выступала победительница прошлого Евровидения Джамала – за эти выступления ей выплатили гонорар почти 1 млн. гривен. Многие высказали несогласие с данной суммой, однако продюсер певицы заявил, что деньги были потрачены на костюмы, освещение и различные элементы шоу, а сама Джамала выступала бесплатно. Кроме того в финале Евровидения выступала и победительница конкурса 2004 года Руслана, которая получила почти 400 тыс. гривен, при этом за видеоролик с ее выступлением заплатят еще 300 тыс. гривен. Для сравнения в финале Евровидения выступила и новая украинская звезда – ONUKA, которая получила всего лишь 45 тыс. гривен. За такие же деньги выступил и национальный академический оркестр народных инструментов Украины.
Упоминается также и короткометражный фильм «Евровидение с Веркой Сердючкой», снятый за бюджетные деньги, и этот фильм в прямом смысле оказался очень дорогим – за него заплатили 1 млн.. 800 тыс. гривен. В целом на всевозможные видеоролики ушло огромное количество денег. За снятие ролика «Тренинг ведущих» НСТУ выплатило 550 тыс. гривен, ведущим Александру Скечко и Владимиру Остапчуку заплатили по 190 тыс. гривен. Но гораздо более дорогой оказалась одежда для ведущих, которую заказали у украинских дизайнеров – контракты были заключены на 650 тыс. гривен и 550 тыс. гривен. Музыкальное сопровождение мероприятия создал продюсер Златы Огневич Михаил Некрасов, за что получит 870 тыс. гривен. На всевозможные кастинги и подбор танцоров и вокалистов затрачено 4 млн. бюджетных гривен. Подготовлены и литературные издания о Евровидении – договор об этом был заключен с немецкой компанией, которая получит 2,5 млн. гривен. Еще одной интересной должностью стала должность советника Евровидения-2017, которым был назначен Павел Шилько – за два дня работы ему выплатят 186 тыс. гривен. И таких непонятных затрат огромное количество.
Проведение столь масштабного мероприятия было возможно лишь в МВЦ – аренда обошлась в 35 млн. гривен. Освещение на сцене также оказалось крайне дорогим – на него потратили 80 млн. гривен. Не пожелали организаторы средств для застолья. При выборе ресторанного обслуживания было организовано несколько тендеров, каждый из которых обошелся в несколько миллионов гривен. Существенные затраты из бюджета пошли на охрану мероприятия. На одни лишь металлические рамки ушло почти 10 млн. гривен. За видеонаблюдение было выплачено 14 млн. гривен – на эту сумму было установлено 115 камер, а также работал сервисный центр, который обрабатывал полученные данные.
Евровидение для Украины стало больше чем конкурсом. Но почему-то это песенное шоу превратилось из конкурса в некий национальный праздник, который постоянно был в центре внимания, и на который работала вся страна. Видимо для многих украинцев его действительно него считать праздником, ведь платить за него придется всем.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org