Украинские земли станут товаром
Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения действовал 16 лет, однако западные кредиторы настояли на его отмене. Фактически еще в прошлом году осенью парламент продлил действие моратория, введенного еще в 2001 году. В правительстве заявляли о том, что просто так мораторий никогда не снимет, а премьер-министр Гройсман говорил, что если такое случится, то этому будет предшествовать широкое обсуждение и будет продуман механизм рынка земли.
Однако прошло менее полугода и все резко изменилось. Очередной транш МВФ отложило, а правительство вынуждено было пойти на уступки перед кредиторами. В результате было обещано легализовать земельный рынок с 1 января 2018 года, причем без продумывания модели рынка и даже без широкого обсуждения общественности. У правительства есть немного времени до конца мая – за этот срок Кабмин должен убедить Верховную Раду принять соответствующие законы. В противном случае Международный валютный фонд вновь заморозит очередной транш в 1,6 млрд. долларов, который критически необходим нынешней власти – без этих денег страна не сможет рассчитаться даже про процентам предыдущих кредитов МВФ, притом, что необходимо еще и рассчитываться по огромному внутреннему долгу, а также по облигациям государственных займов за последние пять лет, которые в сумме перевалили уже за 100 млрд. гривен. При этом основными держателями облигаций являются украинские олигархи, и у правительства нет возможности обмануть ни их, ни западных кредиторов. Расплачиваться придется, и так как выбор стоит между дефолтом и продажей земли, то очевидно, что выберут землю.
Против создания рынка сельскохозяйственных земель выступают многие. Главным их аргументов является боязнь того, что сельскохозяйственные земли скупят оптом иностранные компании. Об этом изначально стали говорить еще коммунисты-социалисты в 90-х годах, теперь же этот аргумент подхватили национал-патриоты. Конечно, в сравнении с теми временами за два десятка лет многое изменилось. Но, тем не менее, представители крупного аграрного бизнеса в целом отмену моратория не поддерживают. При этом и сами выкупить эту землю они не хотели бы, так как сами недорого пользуются ею на правах аренды. На сегодняшний день средняя цена гектара, взятого в аренду у украинского крестьянина, составляет лишь 37 долларов в год, тогда как выкуп земли обойдется значительно дороже. У аграриев есть серьезное лобби в парламенте и возможно даже ряд депутатов пойдет на блокирование трибуны при попытке принятия этих законов.
По факту на сегодняшний день украинская земля остается средством производства, причем неотчуждаемым, но ее хотят сделать еще и товаром. Интереса выкупать ее у местного бизнеса нет. Так, например, средняя восточноевропейская цена за гектар, в том числе в России, составляет около 1300 долларов, тогда как в Польше достигает 10000 долларов. В случае если украинские черноземы оценят хотя бы в половину от этого, то украинским олигархам придется выложить миллионы долларов на выкуп той земли, которой они и так сейчас пользуются. несомненно это ударит и по карманам конечных потребителей сельхозпродукции, так как придется поднять и цены. Да и украинского бизнеса нет желания отваливать столько денег даже по восточноевропейским ценам. Тем не менее, идея превратить землю в товар продолжает активно лоббироваться в Украине, притом, что агрохолдингам это не нужно. Кому же это выгодно? Если бы олигархи выкупали сельскохозяйственную землю, то никогда бы не разбогатели. Фермерам это также неинтересно. При нехватке своей земли у них есть возможность арендовать и соседние гектары. Выходит что в стране это никому не выгодно, кроме непосредственно властей только ради получения кредита МВФ.
Не стоит забывать, что превращение земли в товар нанесет удар и по украинскому селу. Начало реформы приведет лишь к массовой продаже селянами своих паев, и то в случае если на землю будет спрос. Если же агрохолдинги подойдут к вопросу скептически, то цена будет отнюдь невысокой, и много денег на продаже земли заработать не получится. Ранее считалось, что МВФ продвигает интересы транснациональных корпораций, которые хотели бы по дешевке скупить землю для выращивания ГМО, но ведь никто не мешает этим корпорациям взять ее в аренду. С другой стороны многие забывают, что с открытием земельного рынка земля станет не только товаром, но и залоговым имуществом, а это означает что 32 млн. гектар будут автоматически подключены к балансу украинской экономики, так как стоимость этой земли затянет на 32 млрд. долларов. Конечно, самой экономике это денег не прибавит, и зарплаты и пенсии останутся на том же уровне, но макроэкономические показатели при этом изменятся.
Таким образом, и для МВФ, и для власти открытие земельного рынка является крайне выгодным. Кроме того получение транша от Фонда позволит рассчитаться по облигациям, держателями которых являются олигархи из всех политических лагерей, потому можно предсказать что земельную реформу поддержат даже в Оппозиционном блоке.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org