Украинская армия брошена на произвол судьбы

638

Несмотря на то, что украинские СМИ трубят о неукоснительном выполнении киевскими властями «Минских соглашений», в реальности же, видно, что на самом деле всё выглядит иначе. После полутора лет военных действий на юго-востоке на горизонте замаячило долгожданное слово «демобилизация». Непонятно тогда зачем параллельно с демобилизацией военнослужащих в Украине полным ходом шёл призыв в армию? Если не собирались воевать дальше, то зачем столько людей снова отправлять на территорию Донбасса, в зону АТО? Тем более что этих людей надо обеспечивать не только обмундированием, питанием, но и какой-никакой зарплатой. В самом начале военной кампании на юго-востоке украинские военнослужащие рассчитывали на помощь простых граждан – украинских патриотов, а также целых волонтёрских групп. И действительно в то время украинской армии очень неплохо помогали с провиантом волонтёры. В пункты волонтёрской помощи неравнодушные украинцы несли всё, начиная с консервированного в банках сала, огурцов, салатов и пр. до разного рода круп, масла и десертов. Может быть, именно поэтому в то время многим военнослужащим ВСУ поездка в зону АТО казалась ещё просто неким приключением, а не опасной для жизни мобилизацией на войну. На камеру снимали, как замечательно кормят бойцов ВСУ на полевых кухнях. Однажды для такого видеоролика позировал сам президент Украины. С вечной улыбкой на лице Порошенко отведал вкусной солдатской каши, аппетитно запив её компотом. Таким образом, главнокомандующий войсками Украины показал не только для своих граждан, но также и для своих западных партнёров, что в армии военнослужащих кормят, причём кормят довольно прилично.

Но время и шло, и на просторах интернета стали появляться видеоролики совершенно иного характера и содержания. В них украинские военнослужащие жаловались на скудный паёк, а также на то, что никому нет дела до того, что в армии им приходится голодать. По мере того, как антитеррористическая операция затягивалась, с питанием становилось всё хуже. Те бойцы ВСУ, которые имели на руках деньги, в перерывах между боестолкновениями отправлялись на добычу пропитания в ближайшие населённые пункты, где приобретали крепкие напитки и нехитрые харчи. Когда же командиры перестали выдавать на руки бойцам деньги, объясняя свои незаконные действия якобы борьбой с пьянством, военнослужащие отправлялись за едой уже к местным жителям. Бывало, что приходилось забирать соленья из погребов пустующих домов и усадеб. Летом 2015 года в интернете появилось видео от военнослужащих ВСУ, где они рассказывают, что вынуждены есть жареных кузнечиков, чтобы не умереть с голоду. И это не розыгрыш, а свершившийся факт.

На сегодняшний день ситуация с обеспечением ВСУ только усугубилась, и стала просто катастрофической. Бойцы жалуются, что теперь им выдают на четыре дня четыре банки консервов и всё. Суточные, они же зарплата военнослужащих, им не выдаются, как и прежде. Причём сейчас именно на эти деньги и закупаются сухпайки. Бойцы говорят, что вынуждены просто расписываться за суточные, а на руки взамен получать доводящий до гастрита сухой паек. Причём по закону этого делать нельзя – военнослужащие не должны больше трёх дней питаться сухпаем. Комбат «Киева» Василий Лишик рассказывает, что его подчинённые во время дежурств на блокпосту теряют сознание от уже ставшего хроническим недоедания. Лишик сетует, что бойцы не имеют возможности сами закупать себе еду, и что на его рапорта никто не обращает внимания, и ответа от вышестоящего начальства он никакого не получает.

Волонтёры всё меньше теперь снабжают ВСУ продуктами, поэтому на сегодняшний день бойцы просто голодают. Из-за скудного рациона естественно падает иммунитет, и военнослужащие болеют. За январь-февраль 2016 года многие переболели гриппом, ОРВИ, воспалением лёгких, есть даже погибшие от болезней. Плюс бойцам элементарно не хватает тёплых вещей, и они мёрзнут в окопах и на скорую руку сооружённых блиндажах. О каких-то санитарных нормах не может быть и речи. И, конечно же, военнослужащие задают вопросы. И эти вопросы часто неудобные для вышестоящего начальства и киевских властей. Они спрашивают: куда расходуются бюджетные средства, предназначенные для ВСУ?

В конце января 2016 года разгорелся скандал как раз на этой почве вокруг военного прокурора сил АТО Кулика. Военнослужащим ВСУ стало известно, что в то время, как они дословно «сидят в окопах на танках», Константин Кулик дарит своей любовнице джип стоимостью более миллиона гривен. Проверив реальные доходы и самого Кулика и его пассии, на него подали в Соломенский суд Киева. Даже по самым примитивным подсчётам возникли небезосновательные подозрения относительно обогащения военного прокурора, не говоря уже о серьёзном расследовании дела. За время военной кампании на Донбассе Кулик приобрёл три элитных квартиры – для себя, своей матери и сожительницы Ирины Немец, несколько автомобилей, среди которых и два элитных джипа, а вот уже для них пришлось приобрести и гаражи. Помимо того, что дело передано в суд, состоянием Кулика заинтересовалось Антикоррупционное бюро. Негодование самих же военнослужащих зашкаливало. Они грозили властям устроить третий майдан, но говорить можно что угодно, а как реализовать это практически, не знал никто. На реализацию таких проектов нужны деньги и немалые.

Многим из бывших участников боевых действий на юго-востоке сейчас не до протестов, так как они стали инвалидами и вынуждены просить у государства хоть какие-то копейки на лечение и реабилитацию. А те, кто находятся сегодня на линии разграничения, не могут покинуть место службы и отправиться в Киев. Никто их не отпускает домой к родным и близким, а многие и сами уже не хотят, несмотря на все тяготы армейской жизни. Психика этих людей уже искалечена войной, и они не могут вернуться к мирной жизни. Об этом они говорят сами.

Помимо этого, следует учитывать, что на Донбассе этом году была суровая зима с сильными морозами. Чтобы не замёрзнуть от холода и не упасть замертво от голода, украинские военнослужащие вынуждены шевелиться. Но каким образом? Никому не хочется погибать просто так в окопах, всем хочется выжить. Под диктовку собственного инстинкта самосохранения зачастую они и захватывают опустевшие дома и сараи у линии разграничения, чтоб в этих строениях хоть как-то продержаться до тепла. И те, кто сейчас находится на Донбассе, и уже демобилизованные военнослужащие, и вернувшиеся домой калеками бойцы поняли одно – они не нужны нынешней киевской власти. Для многих инвалидов теперешняя их жизнь превратилась в ад. Причём не только для них, но и для их ближайшего окружения. Со своими проблемами они остаются один на один. Зачастую, чтобы восстановить утраченное здоровье, им нужны дорогостоящие лекарственные препараты и процедуры. Так стоит ли киевским властям продолжать раздувать этот бессмысленный конфликт на юго-востоке (пусть даже в фазе «перемирия»), если они не могут позаботиться ни о тех, кто сегодня мёрзнет и голодает на линии разграничения в зоне АТО, ни о тех, кому чудом удалось выжить и вернуться домой?

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org