Украина продолжает уступать шельф Румынии

709

Прорыва Украины в разработке шельфа ожидать не стоит, и по уровню освоения богатств Черного моря наша страна будет уступать государствам-соседям. Такие выводы следуют из обнародованного в начале лета заявления государственной компании «Черноморнефтегаз».

Она озвучила планы, согласно которым добыча на шельфе Украины к 2015 году вырастет до 1,5 млрд куб. м, то есть, составит порядка 10% всех объемов отечественной добычи. Достичь этой цели власть намерена, потратив более 4,5 млрд грн. государственных средств на обновление технологического флота компании «Черноморнефтегаз». Самой громкой сделкой этого обновления стала покупка в Сингапуре на сумму более $400 млн самопогружной буровой платформы, названной «Петро Годованець». Ранее компания закупила на сумму более $49 млн судно-трубоукладчик, необходимое для обслуживания новых морских промыслов. Кроме этого, компания приобрела два пассажирских судна снабжения и якорный буксир-тяжеловоз.

Оценивая сделки «Черноморнефтегаза», украинская пресса подвергла компанию вполне обоснованной критике. И основной ее причиной является явно завышенная стоимость обновок. По оценке независимых экспертов, реальная цена платформы составляет не более $250 млн, а судна-трубоукладчика — $30 млн. Следовательно, как предполагают массмедиа, все остальные деньги, которые «Черноморнефтегаз» потратил на обновление флота, пошли в карманы украинских чиновников, но никак не на реальную работу по увеличению морской добычи.

Румыны оказались мудрее
До 2010 года главным шагом на пути к увеличению добычи считалось намерение создать Национальное агентство по освоению углеводородных ресурсов Украинского сектора Черного и Азовского морей. Новый орган власти должен был взяться за размещение заказов на постройку глубоководных буровых платформ и судов технологического флота не на зарубежных, а на отечественных судостроительных верфях. Такой подход базировался на том, что до конца 1990-х Украина была флагманом среди республик бывшего СССР на рынке проектирования и строительства буровых платформ, танкеров и технологических суден нефтегазодобычи. Недостающие Украине технологии и корабли предполагалось не покупать, а арендовать у обладающих достаточным опытом специализированных международных сервисных компаний.
Подобная политика к 2010 году была отвергнута, и власть решила перейти к более рискованной и капиталоемкой закупке технологий за рубежом. При этом официальный Киев напрочь отказался от опыта соседних черноморских стран — Румынии, Турции и Болгарии, которые не идут на риск прямой закупки платформ или дорогостоящих буксиров-тяжеловозов: они их или арендуют, или берут в лизинг.
Руководствуясь таким принципом, соседняя Румыния в прошлом году официально заявила о планах нарастить к 2020 году добычу на шельфе до уровня 60 млн тонн газа и нефти в перерасчете на условное топливо — это, как очевидно, в несколько раз больше, чем ныне заявленные Киевом планы добывать 1,5 млрд куб. м газа в 2015 году. Столь амбициозные планы румын нельзя считать нереальными. Этому предшествовала поистине титаническая работа их власти. Состоявшееся в середине
2000-х годов вступление Румынии в ЕС выглядит лишь частью этой работы. Главным же шагом государственных усилий стала квалифицированная приватизация небольшого пакета акций государственной нефтегазовой корпорации SNP Petrom. Официальному Бухаресту тогда удалось обезопасить проект приватизации этой компании от поползновений со стороны доморощенных олигархов, вроде нефтегазового миллиардера Дину Патрисиу. В результате приватизации около 30% акций SNP Petrom купила австрийская государственная корпорация OMV A.G.

Чужие ошибки — как средство заработка?
Приход на шельф профессионального и достаточно опытного инвестора, судя по всему, и дал Румынии повод в 2010 году огласить амбициозный план выхода на уровень годовой добычи в 60 млн тонн нефти и конденсата. До вступления в ЕС и приватизации части акций SNP Petrom «инвестиционный портрет» румынского шельфа выглядел бедновато, если не сказать скудно. Основной его штрих составлял первый для стран Черного моря крупный платформенный промысел Западный Лебедь (West Lebada). Он расположен к северо-востоку от порта Констанца. Платформы на нем были поставлены еще в 1981 году, при коммунистическом диктаторе Николае Чаушеску. Для соседней Украины немаловажным и поучительным выглядит то, что фактическая работа на этом первом румынском морском месторождении началась только в 1989 году. Тогда к планам SNP Petrom по освоению месторождения Лебедь рискнула примкнуть французская корпорация Elf Aquitaine.
В последующие 1981–2003 годы румынская государственная корпорация пробила в море 70 скважин, но все эти усилия выглядели в буквальном смысле зарыванием денег в дно. Широкомасштабное бурение дало всего лишь шесть небольших месторождений: это нефтяные Лотус (Lotus) и Портита (Portita), газовые Пескарус (Pescarus), Синоя (Sinoe), Дойна (Doina) и Кобальческу (Cobalcescu). Широко разрекламированные инвестиционные проекты по их освоению долгое время не делали никакой «погоды» ни в Черном море, ни в самой Румынии. Определенный, да и то относительный прогресс наблюдался лишь на рынке небольших румынских добывающих проектов. В частности, лицензии на части румынского шельфа рискнули купить несколько независимых и агрессивных молодых международных компаний, к числу которых относятся Hemco Inc., Redeco Inc., Ramco Energy Inc. и Castle Energy Inc. Крупные корпорации в тот период не смогли удержаться на рынке наших соседей. Исключение из этого правила составляла разве что франко-бельгийская группа TotalFinaElf. В то же время американский гигант Amoco ушел с рынка Румынии в 1999 году. Вслед за ним, в 2006-м, решила сушить весла и Shell Exploration.

Соседи могут спать спокойно
Однако к концу минувшего столетия Бухаресту все же удалось добиться оживления в румынском секторе Черного моря. Как уже говорилось, этому способствовала квалифицированная приватизация части акций главной государственной нефтегазовой корпорации. Кроме этого, в 2009 году из-за урегулирования многолетнего украино-румынского спора вокруг острова Змеиный Бухаресту удалось привлечь инвестиции и в этот сектор моря. Лицензию на восточный блок придунайского шельфа получил консорциум, который был создан в 2008 году российской компанией Lukoil Oversies International и американской Vanco International. Последняя, к слову, в 2006 году выиграла тендер на право освоения украинского Прикерченского блока шельфа (в 2008 году Vanco продала Lukoil Oversies International большинство своих зарубежных добывающих активов).
Кроме этого инвестора, близлежащие к Змеиному три блока румынского шельфа были проданы группе родственных между собой румыно-голландских компаний Melrose Resources Ltd., Petromar Resources S.A. и Petro Ventures Bv. Вместе с датской нефтяной Trafigura Ltd указанные компании считаются аффилированными структурами швейцарского холдинга TMR Totall Mark Rich Co AG. К слову сказать, этот холдинг, пришедший на шельф острова Змеиный, весьма известен в Украине. В начале 2000-х годов он выиграл в Стокгольмском арбитражном суде многомиллионный иск против украинского государства. Предметом иска (он вылился в арест нескольких наших самолетов за рубежом) было требование возместить ущерб, который власть Украины нанесла холдингу TMR в ходе приватизации украинского Лисичанского НПЗ российской компанией ТНК ВР.
Таким образом, планы выхода Румынии на рубеж 60 млн тонн в год выглядят вполне реальными, чего нельзя сказать об усилиях нашего правительства. Ведь после продажи придунайского шельфа число румынских лицензий, выданных на право разработки морских месторождений, достигло двадцати. По количественному показателю, это дало Румынии статус регионального лидера. Для сравнения: еще к середине минувшего десятилетия портфель открытых месторождений в странах Черного моря состоял из 16 лицензий (Украина), 11 (Турция) и 5 месторождений (Болгария). Ныне румыны уверенно вырвались вперед. Этому прорыву, судя по всему, весьма способствует и коррупция среди украинских нефтегазовых чиновников. Ведь пока они, при наличии в Украине собственного развитого судостроения, умудряются втридорога закупать буровые платформы за рубежом, румыны, как говорится, «могут спать спокойно».

gazetavv.com