Украина может остаться без угля
Президент Петр Порошенко поручил правительству ввести чрезвычайный режим в энергетической сфере. Это связано с прогнозируемым дефицитом угля на тепловых электростанциях. Россия заблокировала поставки в ответ на энергоблокаду Крыма. За прошедшие три недели энергоснабжение полуострова было частично восстановлено с помощью энергомоста из Кубани. А в рядах участников блокады Крыма наметился раскол, пишет Независимая газета
Представители крымских татар и украинские праворадикалы по-разному видят развитие ситуации с блокадой. Первые согласились с доводами украинской власти о необходимости подключить уже восстановленную ЛЭП «Каховская–Титан», по которой электроэнергия поступает на потенциально опасные промышленные объекты в Красноперекопске и Армянске, а также в несколько районов Херсонской области. В конце прошлой недели руководство области и сотрудники украинских служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций публично заявили, что блокирование именно этой линии грозит техногенной катастрофой, последствия которой затронут не только Крым, но и юг Украины, информирует еizvestia.com.
В воскресенье днем председатель меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров провел в Киев пресс-конференцию, в ходе которой сообщил о достигнутых договоренностях разблокировать ЛЭП «Каховская–Титан». Вечером президент Петр Порошенко пригласил журналистов украинских телеканалов, чтобы пояснить, что у Украины нет иного пути возвращения Крыма, кроме как политико-дипломатические меры и международные судебные решения. К чему привела энергетическая блокада, стало понятно после заявления Порошенко о том, что он поручил правительству ввести чрезвычайный режим в энергетике Украины. Глава государства уточнил, что такая ситуация сложилась из-за блокады поставок угля с территории Донбасса и из РФ.
Вчера решение правительства по этому поводу готовилось. Источники не могли сказать, какие меры будет предполагать чрезвычайный режим. Но допускали механизм веерных отключений электроэнергии и снижение температуры отопления.
Директор энергетических программ Центра мировой политики и международных экономических отношений НАН Украины Валентин Землянский сказал, что решение президента – это превентивная мера. «На ближайший месяц запасы угля есть. Но что будет дальше, зависит от того, разблокируют ли активисты поставки электроэнергии в Крым и договорится ли власть о возобновлении поставок угля. А сколько у нас времени на переговоры – это зависит от погоды», – сказал он.
Эксперт отметил, что первая ветка энергомоста из Кубани только частично решила проблему поставок электроэнергии в Крым: «Все слышали слова Владимира Путина: проект энергомоста будет развиваться, со временем Россия планирует полностью обеспечить Крым электроэнергией со своей территории. Но это – со временем. А в ближайшие полтора-два года полуострову потребуется от 20 до 40% потребностей закрывать за счет подачи электроэнергии с территории Украины. Энергомост сузил поле переговоров о поставках угля, но предмет для разговора и возможности договориться есть».
Валентин Землянский сказал, что для беспроблемного завершения отопительного сезона Украине потребуется еще 4,5–5 млн т угля. И что все поставки, включая уголь с территории, контролируемой ДНР и ЛНР, осуществляются через российскую территорию.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко спорит с этим утверждением. Он располагает данными о том, что «до конца отопительного сезона нужно 3,5 млн т угля, из которых более 2 млн у Украины есть». Эксперт отметил: «На ближайшую перспективу проблема решена, а на будущее риски есть. Но есть и время, чтобы найти решение». Он отметил, что в воскресенье в Одессу прибыло первое судно с 168 тыс. т антрацита из ЮАР, в январе запланирована поставка еще 85 тыс. т. Валентин Землянский считает, что этот контракт ни по цене, ни по объемам не компенсирует Украине дефицит угля, если не будет договоренностей с Россией и республиками Донбасса
Украинской власти удалось убедить крымских татар в необходимости разблокировать одну линию подачи электроэнергии в Крым, чтобы начать переговоры о поставках угля. Однако праворадикальные силы, поддержавшие блокаду Крыма, не признали договоренность, о которой сообщил Рефат Чубаров. В воскресенье вечером и в понедельник утром они продолжали блокаду, не давая аварийным бригадам «Укрэнерго» подключить линию «Каховская–Титан». Они настаивали на том, чтобы российская сторона выполнила предварительное условие – освободила «хотя бы одного политзаключенного гражданина Украины».
Глава меджлиса Чубаров предложил компромиссное решение: вначале одна ЛЭП разблокируется, как он сказал, в виде жеста доброй воли, затем участники блокады до конца месяца ожидают ответного жеста с российской стороны. Если никто из арестованных украинцев и крымских татар к январю не выйдет на свободу, то участники блокады смогут снова перекрыть поставки электроэнергии. Праворадикалы, участвующие в блокаде, сочли, что план Чубарова–Порошенко – это политическая хитрость, ведь отключить ЛЭП снова технически будет крайне сложно. Вчера появилась новая инициатива: пустить ремонтные бригады, но при условии, что украинская власть публично пообещает не подписывать новый контракт с РФ в конце декабря, если в нем Крым будет назван федеральным округом РФ, а не автономной республикой Украины.
Но и это предложение не получило поддержки радикалов. Они заявили, что «торги с агрессором и оккупантом невозможны». И пообещали продолжить блокаду.
Эксперты в Киеве сходились во мнении, что у украинской власти нет возможности применить силу. Первая такая попытка в конце ноября привела к росту поддержки действий радикалов в обществе и к негативной реакции украинцев на действия власти, которую упрекают в бездействии. Политолог Владимир Фесенко сказал, что на границе с Крымом сейчас сложилась ситуация, которую можно назвать точечным проявлением махновщины. Он пояснил, что в рядах участников блокады Крыма назрел раскол из-за отсутствия единой позиции относительно дальнейших действий. Фесенко отметил, что применение силы со стороны украинской власти было бы недальновидным решением, теоретически способным вызвать цепную реакцию радикальных действий. Поэтому лидеры крымских татар должны убедительно объяснить ситуацию своим союзникам – «конфедерации анархистских праворадикальных организаций, не имеющих единого лидера, чье слово было бы законом для них».
Владимир Фесенко подчеркнул, что проблема возникла по той причине, что вместо системных и продуманных действий были применены «стихийные насильственные акции без просчета их последствий». Ситуация вызывает беспокойство и недовольство западных партнеров Украины.
Чтобы вернуть события в правовое поле, украинское правительство разработало проект постановления «Об ограничении поставок отдельных товаров, работ, услуг между Украиной и временно оккупированной территорией Украины». Как сообщил Рефат Чубаров, документ планируется рассмотреть в Верховной раде завтра, 9 декабря. В то же время состоится заседание правительства, в ходе которого может быть объявлено о введении чрезвычайного режима в украинской энергетике.
По материалам: news.eizvestia.com