Украина. Левые не начинают и… проигрывают?

863

200Старой первомайской традиции приходит конец, и кажется, что вместе с этим наступил конец и всему левому движению в Украине. И в самом деле, в этом году левые были вынуждены отказаться от маевок. Тем не менее, по словам лидеров существующих сегодня левых движений сдаваться и окончательно уходить в подполье они пока не собираются. К тому же ситуация в стране складывается таким образом, что сегодня левые могли бы несколько поднять свои рейтинги. Правда в условиях сегодняшнего тоталитаризма это довольно сложно, тем не менее, такая вероятность существует.

Кроме этого на носу один из наиболее почитаемых носителями левых идей праздников, а именно 9 мая. И если первоймай в этом году решили провести тихо и без помпы, то на 9 обещают мобилизовать все свои силы, несмотря на то, что их критически превосходят силы главных идеологических противников – правых и ультраправых, националистов и радикально настроенных граждан. Последние обещают сорвать 9 мая, однако, коммунисты, «витренковцы», «левые силы» и другие представители левого течения намерены отметить праздник с достоинством.

И все-таки в подполье
Левое течение и в самом деле продолжает существовать в Украине. Оно остается даже несмотря на всевозможные запреты известных партийных брендов, как это, например, произошло в случае с КПУ, которая по решению Минюста отныне больше не существует официально. Вместе с тем, сами коммунисты остались. Правда, для возможности существовать, были вынуждены серьезно переформатироваться. Сегодня бывшие КПУшники уже имеют новое лицо, но общественности скорее известны, как «коммунисты Симоненко». Это в значительной мере сказывается на сокращении численности рядов старой новой партии, однако, как утверждает сам лидер традиционных коммунистов, отток членов не настолько велик, чтобы можно было говорить о том, что коммунисты разбежались врассыпную, как сегодня часто сообщается в ряде информационных изданий.

Кроме этого, «симоненковцы» даже объединились с «витренковцами», во что поверить в дореволюционной Украине было практически не возможно. Кстати, многие левые критикуют обоих лидеров за такую нерасторопность, ведь, по мнению части коммунистов и социалистов, это произошло слишком поздно, и сегодня уже не играет какого-то особого значения. Оппоненты с таким утверждением не согласны, и уверены в том, что долгожданное объединение еще принесет свои плоды.

Старый друг, новый враг
Однако, если раньше коммунисты ругались с прогрессивными социалистами, то новым внутренним врагом союзников в среде левых стал «Союз левых сил» с ее лидером Василием Волгой. В последнее время этот политик проявляет довольно большую активность. Во-первых, он реанимирует уже подзабытый, созданный им около десяти лет назад Союз левых сил, набирая в партию все новых и новых членов, в том числе переманивая их из рядов других левых партий. Во-вторых, разъезжает по крупным городам Украины, где проводит встречи с местными жителями, и опять-таки, активно уговаривает жителей присоединяться к его движению.

Интересно, что у Волги не признают идеологических конкурентов в лице «витренковцев» и «симоненковцев», убеждая своих сторонников в необходимости смены поколений, которые поведут левых на борьбу против олигархии. Сегодня же, по мнению одного из членов политсовета СЛС Евгения Филиндаша, старым руководителям необходимо уходить с политического олимпа, или оставаться на нем, максимум, в качестве консультантов и почетных лидеров, но не более того. В целом слова Филиндаша подчеркивают основную линию партии, которая уже неоднократно заявляла о своей ориентации на омоложение кадров.

В свою очередь, Симоненко такой подход не поддерживает, а самого Волгу (кстати, своего бывшего политического союзника в середине 2000-х годов) обвиняет в работе на власть. По словам лидера коммунистов, Волга и его Союз левых сил является полностью искусственным проектом, который сегодня раскручивает украинская власть. Кроме этого, Симоненко недоумевает, как Волга может получать часы телеэфира, в то время, как все остальные левые в Украине находятся под жесточайшим прессингом со стороны власти. Телеэфиры стоят денег. Коммунисты задаются вопросом: кто именно спонсируют бесконечные выступления Волги и его однопартийцев по телевидению, их поездки по всей стране, аренду помещений, и так далее. А еще, по мнению Симоненко, они (Волга и его сторонники) являются политическими мародерами, которые пытаются захватить структуру КПУ. Стоит отметить, что сама структура довольно крепка, и при желании и возможности ее можно неплохо использовать. Таким образом, Симоненко намекает на то, что и сам СЛС был создан с целью развала компартии, переманивания ее членов и даже руководящего состава. Одним из таких руководителей стал всегда принципиальный коммунист Голуб, в течение многих лет занимавший пост главреда главной коммунистической газеты Украины. Сегодня он находится в стане союзников Волги и активно критикует своих бывших однопартийцев-симоненковцев.

Есть ли шансы у левых?
Своим выяснением отношений лидеры занимаются дележом шкуры еще не убитого медведя. А ведь эта шкура могла и может быть добыта на самом деле, считают эксперты. Сегодня на фоне происходящих в стране ужасов имеется очень благодатная почва для выступления левых, которое было бы гораздо более сильным, если бы состоялось единым фронтом. История имеет множество подобных примеров, а за некоторыми из них и вовсе не стоит ходить куда-то далеко. Например, еще не угас запал борьбы левой испанской партии «Подемос», и совсем недавно отгремела масштабная компания греческой «Сиризы». Эти политические организации с левой идеологией смогли получить серьезный кредит доверия своих народов, оказавшихся в кабальных условиях созданных новыми властями этих стран. Традиционно в подобных случаях левые идеи находят наибольшее число сторонников среди возмущенных жителей.

Похоже, что не у нас
Однако, все это возможно в других цивилизованных странах мира, и в том числе в демократической Европе, курс на вступление, в которую, сегодня выбрала страна. Вместе с тем, что касается самой Украины, то здесь повторить успех своих греческих и испанских товарищей украинским левым будет намного сложнее. Одна из главных проблем заключается в установленном режиме, при котором все несогласные (и несогласовавшие свое несогласие с властью) в лучшем случае загоняются в угол, а в худшем могут оказаться и врагами народа. По мнению экспертов даже мощное финансовое вливание вряд ли смогло бы обезопасить левых вождей от боязни попасть под репрессии в случае неудачи. Пожалуй, единственное условие, которое могло бы помочь левым набрать позиции - это максимальная самоотдача, но и это также невозможно по уже указанной выше причине. Риск слишком велик, а выгода минимальна. Тем более, похоже, что на «симоненковцев» снова никто не ставит, а Волге вполне достаточно будет просто преодолеть пяти процентный барьер, пусть даже он оказался бы единственным представителем своей партии в Верховной Раде. Впрочем, по мнению Владимира Фесенко, попасть туда политику так или иначе будет не суждено.

Получается, что сегодня мы имеем очередную возню и грызню между наиболее сильными левыми, которая, скорее всего, не только не даст каких-то результатов, а напротив, может привести к окончательному убийству левого движения в Украине.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org