Украина как житница генно-модифицированных продуктов
С упаковок продуктов в украинских магазинах начали исчезать зеленые логотипы «без ГМО», которые еще несколько лет назад были обязательным знаком здоровой и безопасной пищи. Одновременно с этим в украинских СМИ, контролируемых властью и олигархами, тема генетически модифицированных организмом попала под неофициальную цензуру. Вместо разоблачительных сенсаций о фатальных последствиях употребления ГМО в них теперь публикую исключительно успокаивающую пропаганду: мол, весь мир ест – и ничего! А Верховной Раде готовят законопроект, практически легализующий производство и потребление ГМО-продуктов.
Речь идет о законопроекте от Кабмина, утвержденном 11 октября 2017 года, который предусматривает обязательную госрегистрацию и маркировку ГМО. Журналисты почему-то назвали его «запрещающим ГМО», видимо из-за пунктов, запрещающих производство (выращивание) ГМО без регистрации и продажу без соответствующих предупредительных логотипов. Но на самом деле это далеко не так.
Как известно, то, что исходит от украинской власти, часто имеет двойной смысл. Говорят «покращення» - а на самом деле полная задница, говорят, что запрещают ГМО – а на самом деле легализуют их. Причем, это далеко не первый подобный случай. Еще в 2011 году, когда тема ГМО была в топе мировых СМИ, широко обсуждавших последствия генетических экспериментов, в Украине был принят закон, разделивший продукты на «органические» и остальные. К последним отнесли продукты, выращенные с применением химических средств (в первую очередь пестицидов) и ГМО.
При этом закон от 2011 года запрещал использование ГМО-продуктов в производстве готовых продуктов питания (консервации, соусы, хлебобулочные изделия и т.д.), получивших сертификат «органических». То есть, если на упаковке кетчупа была маркировка «органический», то в его составе не должно было быть ни крахмала из ГМО-кукурузы, ни пестицидных томатов. Так в Украине начался бум логотипов «без ГМО», подкрепленных пугающими телепередачами об исследованиях ученых. Их лепили даже на соль и минеральную воду!
Закон приняли под требования ЕС – в надежде облегчить экспорт украинских продуктов в Европу. Но так как внутри самой Украины нарушение закона каралось символическими штрафами (170 гривен), то его нарушали все, кому не лень. Украинцев кормили тем, чем было выгодно, не особо присматриваясь к сырью. Если даже уважаемый «Чумак», лепящий на все свои упаковки лозунги о «яскравих херсонських томатах», на самом деле раньше закупал сырье (томатную пасту) в Китае и Узбекистане (через фирмы Ивана Винника «Глобал Концентрат», «Концентрат Трейдинг» и «Томатная страна»), то что же говорить о других производителях!
К тому времени Украина уже не только закупала импортные ГМО-продукты, но и выращивала их сама. В 2013 году президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски заявил, что 35% выращиваемой в Украине кукурузы и 70% сои являются ГМО. При этом посевной материал закупался за границей, по дешевке (через программы помощи развивающимся странам), но ввозился в Украину как обычный. Это подрывало имидж Украины как производителя «органических» продуктов, поэтому в ЕС и настояли на их сертификации.
Однако себестоимость ГМО ниже, а урожайность выше – что и вызвало к ним интерес украинских агрохолдингов, ставящих прибыль на первое место. Впрочем, на мировом рынке выращенная ГМО-продукция тоже стоит на 20-25% дешевле «органической». Но отечественных трейдеров это не огорчает. Нужно учитывать специфику украинского экспорта – в целом, касательно всех групп товаров, от зерна до металла и электроэнергии. В 90-е наши полукриминальные олигархи гнали на Запад сырье по демпинговым (заниженным) ценам, продавая их полутеневым фирмам-посредникам. Такие фирмы работали в Прибалтике, Италии, Испании, Хорватии, Сирии, Греции, Турции, даже США – и уходили корнями в глубины оффшоров и мафиозные структуры. Купив продукцию у Украины, они затем превращали её в «европейскую» (путем манипуляций) и с выгодой продавали её уже на открытом рынке. Но так как рынок ЕС был хорошо защищен, эта продукция, опять таки, направлялась в основном в Азию, Африку, Южную Америку.
Вот почему с наступлением нового века украинские аграрии были хорошо представлены в странах третьего мира, а не в Европе. Конечно, некоторые старались выйти на европейский рынок – для этого и принимались соответствующие законы. Но многие неплохо зарабатывали и продолжают зарабатывать, не разбивая себе лбы о европейскую бюрократию, продавая свои продукты в Азию и вечно голодному Египту. В том числе и ГМО,
Правда, после того как Китай и Египет заговорили о возможных ограничениях в закупках ГМО-продуктов, украинские аграрии ударились в панику и начали лихорадочно искать новые рынки сбыта – в основном пытаясь стиснутся в Европу. Отсюда и лихорадочная «евроинтеграция» украинских сельхоз-олигархов, которые в 2013 году щедро жертвовали на Евромайдан. Но эти расходы до сих пор не окупились, поскольку европейский рынок продуктов приоткрылся для Украины очень незначительно, а вот соблюдение всех бюрократических тонкостей заняло уйму времени.
В том же 2013 году министр сельского хозяйства Николай Присяжнюк (ныне беглый) заявил, что Украине неплохо бы, наконец, легализовать выращивание ГМО, которыми и без того были засеяны поля Неньки. Но ориентированные на ЕС аграрии подняли шум, заявив, что это испортит имидж «органической житницы» и европейцы начнут еще более строго придираться к качеству и происхождению продуктов из Украины. В итоге вопрос отложили на потом.
И вот «потом» наступило. Законопроект от Кабмина, лежащий сегодня в Верховной Раде – это и есть нынешнее решение старого вопроса. И, как всегда, решить его предлагают двумя путями. Еще осенью 2016 года в парламенте появился законопроект, предлагающий запретить (именно запретить) ввоз, выращивание, использование и продажу ГМО-материалов, за исключением ограниченных партий для лабораторных исследований. Он предусматривал и серьезные штрафы: до полутора миллиона гривен за каждое нарушение. Лоббировали законопроект представители экологических организаций, а также небольшая часть аграриев, заинтересованных в превращении Украины в страну «чистых продуктов» - поскольку в мире растет спрос на такие продукты.
Однако законопроект запороло лобби от США (крупнейший мировой производитель ГМО-продуктов), борющееся с самой концепцией «органических продуктов», ориентированные на экспорт в Азию ГМО-зерна трейдеры, и послушные «кивалы» правящей коалиции, голосующие по звонку с Банковой. Так украинцы лишились шанса отделить, наконец, здоровые зерна от ГМО-мутантов, и упустили свой шанс стать житницей здоровых продуктов.
Вместо этого Кабмин толкает свой законопроект, который направлен не на запрет, а на регистрацию и сертификацию ГМО. Дело в том, что он вводит «запрет» на выращивание и использование лишь незарегистрированных ГМО, а также имеющих непонятное происхождение (купленных на «левом» рынке). Читаем наоборот: достаточно купить «фирменный» посевной ГМО-материал (видимо, в США) и зарегистрировать его в Украине – и выращивайте себе сколько угодно!
Данный законопроект не только лоббирует интересы американских корпораций, производящих семена ГМО, но и подстраивается под новые правила Евросоюза. Напомним, что к 2016 году попытки европейских экологов добиться принятия запретов на ГМО-продукты в рамках ЕС потерпели окончательный крах. И Евросоюз теперь официально разрешает ввоз целого ряда (по утвержденному списку) ГМО-продуктов, лишь предъявляя к ним требования строгой сертификации. Вот под это и подстраивается украинский Кабмин, решивший помочь отечественным аграрным олигархам, выращивающим ГМО кукурузу и сою. Кстати, их доля на украинских полях достигает уже, соответственно, 50% и 90%! И многое из этого попадает на стол украинцев. Да и не только кукуруза, но и пшеница, овощи, фрукты.
Но дело не только в этом. Оказывается, что легализация ГМО было одним из требований МВФ, в 2014 году входившим в список условий по предоставлению Украине «постмайданного» кредита в 17 миллиардов долларов (кредит Яценюка), вместе с требованиями повысить коммунальные тарифы и порезать социальный сектор. Как известно, тот кредит полностью Украине так и не дали – за нарушение обязательств. И теперь, похоже, Кабмин решил выклянчить у МВФ новый кредит, решив срочно выполнить требование по легализации ГМО…
«Защитить» отечественного потребителя законопроект Кабмина собирается лишь условием ставить на упаковке товара логотип «содержит ГМО», если содержание ГМО-компонента превышает 0,9%. Значок должен появиться на упаковках соевых продуктов, на банках ГМО-кукурузы и зеленого горошка. А вот модифицированный ГМО-крахмал в кетчупах и майонезах уже не попадает под это требование – его там меньше нормы. Впрочем, если вдруг производитель «забудет» поставить предупреждающий логотип, то ему грозит штраф… аж в 850 гривен! Угадайте, сколько украинских производителей будут соблюдать этот закон?
И только в случае, если в результате употребления ГМО-продуктов случиться официально доказанная смерть, то производителю таких продуктов грозит тюремный срок до 5 лет (нынче за вольнодумство в соцсетях больше дают). Данный пункт выглядит внушительно – мол, правительство стоит на страже здоровья граждан – но в реальности является фикцией. Ведь за более чем 20 лет выращивания и использования ГМО в промышленных объемах, в мире так и не зарегистрировали ни одной подобной смерти.
Что же это получается, ГМО безопасны? Отнюдь! Просто доказать такие смерти в принципе невозможно. Ведь травиться ГМО-продуктами нельзя, они не ядовитые, они не вызовут даже расстройства желудка. Их опасность в другом: в последствиях, которые проявляются спустя годы. А вот официально доказать взаимосвязь смерти от цирроза печени или рака желудка с потреблением ГМО-продуктов сейчас практически невозможно, потому что у «ГМОшной мафии», как говорится, очень длинные и всепроникающие руки. Даже в Евросоюзе, и уж подавно в Украине.
Среди таких последствий ожирение, пороки сердца или бесплодие являются не самыми страшными. Намного хуже - это резкий рост онкологических заболеваний, принявший аномальный характер. Действительно, когда число онкобольных (на 100 тысяч жителей) за последние два десятилетия выросло чуть ли не вдвое – это не нормально! Когда рак диагностируют у тридцатилетних, а теперь даже у подростков – это просто аномально! И сколько можно продолжать списывать это на курение или пестициды?
Особенно удручающая статистика по Украине. Если в 1990 году в дымящей трубами заводов УССР впервые рак диагностировали у 115 тысяч, то в 2016 году, когда почти вся промышленность стояла, уже у 160 тысяч. А в 2020 году, согласно прогнозам, страшный диагноз поставят уже 200 тысячам украинцев! И это при том, что, по словам экс-министра Михаила Папиева, сейчас реальная цифра населения Украины сократилась до 32 миллионов! Мы реально рискуем превратиться в страну-хоспис, наполненную умирающими от рака нищими, которых обрекла на мучительную смерть кучка олигархов.
По материалам: from-ua.com