Украина: феодализация вместо федерализации
Тема федерализации Украины муссируется уже давно, а украинская пресса и вовсе превратила эту форму государственного устройства в нечто ужасное и сепаратистское. И это притом что в мире существует немало федераций притом, что все они достаточно стабильны как территориально, так и экономически.
После выборов в одном из первых интервью Петр Порошенко описывал процессы децентрализации власти, однако, его видение этого вопроса несколько отличным от ожиданий жителей Украины, как на востоке, так и на Западе. По мнению Порошенко, децентрализация будет выражаться в виде сильной центральной власти, передающей общинам право решения своей текущей жизни. То есть все права принадлежат исключительно государству, которое делегирует определенную их часть людям и власти на местах. Однако в любой цивилизованной стране, и как это до сих пор утверждалось в Конституции Украины, единственным источником власти является народ. Но теперь снова что-то изменится.
Несколько месяцев подряд майдан требовал переустройства Украины на базе других принципов, согласно которым все права принадлежат народу, который делегирует определенные полномочия местному самоуправлению государственной власти. В феврале даже стали появляться народные областные советы, однако очень скоро люди снова потеряли власть, которая перешла в руки чиновников и политиков. Разговаривая о народных радах, народных министрах и о тому подобных формах децентрализации правительство Украины успело утвердить и саму концепцию децентрализации, предусматривающую права правительства по своему усмотрению распускать местные советы, а также назначать временные государственных уполномоченных вместо мэров. Примечательно, что такие назначения правительство может делать на любой срок и, по сути, без ограничений контролировать любую местную власть. Также министерство регионального развития уже опубликовало проект изменений в Конституцию, в котором что примечательно децентрализация и вовсе не предусмотрена.
Большая часть проекта предусматривает банальный передел полномочий, которые передаются в руки Кабинета министров. Отныне уже не Верховная Рада, а именно правительство сможет создавать или ликвидировать районы, менять административные границы, переименовывать города. Из Конституции может исчезнуть вопрос назначения очередных и внеочередных местных выборов, который пока регулируется Верховной Радой. В проекте эту функцию будет выполнять правительство. Также по плану децентрализации исполнительную власть в областях и районах будет представлять другой субъект. Вместо ОГА и райгосадминистрации будет действовать председатель государственного представительства, причем подробностей о полномочиях этой должности не указывается. Сказано лишь о том, что подчиняться этот чиновник будет президенту, а контролироваться – правительством. Кроме того практически не конкретизированы полномочия областных и районных советов, а также их исполкомов.
Если Порошенко всерьез захочет реализовать реформирование системы власти в Украине, то перед ним появится большая проблема, причем отказ от полномочий центральной власти и отнесения этих полномочий регионам – это еще не самая большая проблема. Придется серьезно укрупнять районы и сокращать административно-территориальные единицы. Такой проект уже поднимался в 2005 году, но тогда же его прикрыли. Пока проект Конституции не содержит изменения перечней регионов, но отмечается, что условия и порядок создания и ликвидация административных единиц устанавливается не Конституцией, а определяется законом. Для того чтобы проводить децентрализацию следует в обязательном порядке учитывать исторические культурные и социально-экономические различия регионов. Реформа в каждом регионе должна проводиться с учетом его особенностей.
Примечательно, что этого требуют и на западе Украины. Учитывая, что образ федерализации в информационном пространстве Украины безрассудно оклеветан, и некоторые политики видимо считают ту же Германию не единой федеративной страной, а набором сепаратистов, в Украине, вероятно, будет реализовываться другой план. Нечто подобное создается в Испании, где существует такая же боязнь федерации и автономии, но по факту она уже давно является федеративной страной, хотя этот термин и не используется. Украина могла бы задействовать этот опыт во многом похожего как по численности населения, так и по наличию степных горных и прибрежных территорий с населением, различающимся культурой и языками, государства. В Испании уже довольно долго идут по пути регионализма, пытаясь бороться с сепаратизмом и передавая своим регионам расширение автономий с соответствующим закреплением в уставах. В Испании даже провинции могут стать автономиями, если на то будет народная воля. Если же жители провинции большинством не поддержат эту идею, то вопрос автономизации можно поднять лишь через пять лет. Пи этом отделение автономии от государства не допускается. Такая политика позволила стране басков и Каталонии получить больше полномочий, чем у других регионов. В то же время ряд провинций и вовсе не стремятся к получению статуса автономии, так как нынешняя ситуация их устраивает.
На сегодняшний день в Украине слова власти радикально отличаются от дел. Фактически последние три месяца власть не выполняла ничего из требований народа, имея все возможности, например, для принятия закона о местном самоуправлении, чтобы областные районные советы могли хотя бы предложить собственных кандидатов на пост глав ОГА. Тем не менее, по-прежнему работает машина Януковича, и Киев в ручном режиме назначает глав ОГА. Если же облгосадминистрации возглавляют олигархи, то это и вовсе ведет к феодализации с созданием местных понятий и армий, а о децентрализации пока нет и речи. Такими темпами Украина может пойти по пути не немецкого, не испанского, а сомалийского плана государственного устройства, когда местные вожаки будут назначать депутатов, которые и будут выбирать президента.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org