Украина. Дефолт

538

В последнее время мир пристально мониторит все, что происходит в Украине. Пристальнее, чем до и после «оранжевой революции». Но не вмешивается в то, что здесь происходит.

Украина как государство, а также украинское общество в целом приближаются к цивилизационному краху, — Утверждает Надежда Степула в своем материале «Дефолт», опубликованном в рубрике «Точка зрения» на Радио «Свобода». Свою позицию автор обосновывает тремя мегапроцессами, происходящими в мире и Украине.

В последнее время мир пристально мониторит все, что происходит в Украине. Пристальнее, чем до и после «оранжевой революции». Но не вмешивается в то, что здесь происходит. А происходит откровенное сворачивания демократических свобод и ценностей. И это — один из элементов тотальной цивилизационной деградации. «Украине грозит дефолт» — появились сообщения не только в ангажированных и скупых на искренность украинских СМИ, но и в политкорректных зарубежных. Причем «дефолт» в этом контексте — понятие не только финансово-экономическое. Какие факторы свидетельствуют об этом? Существуют ли предохранители дефолта Украины?

То, что Украина как государство, а также украинское общество в целом приближаются к цивилизационному краху, обусловлено главным образом тремя мегапроцессами.

Сегодня США, Европа и развитые страны Азии вошли в формацию постиндустриального общества (Китай — в формацию развитого государственного капитализма). В Украине в то же время характер экономических, социально-экономических отношений, сама социальная структура все больше напоминают феодализм. Причем — с элементами рабовладения, в частности ярко выраженными регионально.

Современный мир определяется тем, что государства и нации стремительно расходятся по цивилизационных полюсам. Начинается то, что известный американский политолог и социолог Сэмюэль Гангтингтон в работе «Столкновение цивилизаций» называл «конфликтом цивилизаций». Украина же стала зримо удаляться от иудео-христианской цивилизации (которая объединяет весь западный мир), не приближаясь однако ни к какой другой.

Нельзя же всерьез рассматривать как цивилизационное явление агонизирующее постсоветское пространство и сомнительные концепции типа «Русского мира». То есть, в Украине наблюдается явная деградация цивилизационных форм, будто здесь работает «машина времени», которая несет страну в давно пережитое миром прошлое.

Такой бег в позавчера, который противоречит самому человеческому естеству, не просто усложнил, но и исключил адекватную самоидентификацию общества. Оно сегодня не имеет ответа для самого себя на главный вопрос: кто мы такие? Европейцы? «Советские люди»? Ет цетера…

Множественность пустот

Второй процесс — не просто разрушение морально-этической системы координат, а образование общественного морально-этического вакуума. «Совок» еще не ушел, христианство еще не пришло. Но главная беда в том, что свою морально-этическую квазисистему ценностей обществу агрессивно и очень эффективно навязывает так называемый украинский крупный бизнес. Если учесть, что генетически эти «аристократы» происходят из среды, которой не были присущи цивилизованные нормы общежития.

В украинском обществе образовался не просто культ денег, а такой культ денег, который перечеркивает главные гуманистические ценности вообще. На бытовом уровне это многочисленные бессмысленные убийства — брат брата, сын отца, муж жену, сосед соседа — за «капиталы» в размере от 20 гривен. На других уровнях — неоднократное подряд повышение коммунальных тарифов и цены на газ для населения, которые оно осилить априори не может, доведет до крайнего истощения и преждевременной смерти без преувеличения миллионов нуждающихся. Причем такое повышение цен не имеет экономически обоснованных причин, а обусловлено исключительно стремлением некоторых «олигархов» обогатиться еще больше.

Деградация структур

Наконец, третий из процессов — системный крах общества как структуры и окончательный развал системообразующих механизмов. За последние несколько лет наблюдается катастрофическое упрощение самой социально-экономической структуры украинского общества. И впрямь теперь оно состоит из двух неравномерных, четко очерченных групп: абсолютного большинства полужебраков и нищих и миниатюрной группки олигархов и их приближенных.

Стремительно деградирует социокультурная структура общества. Почти исчезла научно-техническая интеллигенция. На границе исчезновения интеллигенция культурная (этому неуклонно способствует и развернутая недавно кампания «борьбы с инакомыслием»: преследования украинских писателей, журналистов и т.п.).

Упадок социо-экономической и социо-культурной структуры общества привел к минимизации социального капитала общества. Нынешнее украинское общество не способно не то, что влиять на власть или на элиты, но и не способно даже защищать свои элементарные права. Сколько бунтов, забастовок и т.д. произошло против повышения цен на коммунальные тарифы или на газ? Люди не способны организоваться даже ради защиты своего права на просто физическое выживание.

… Цивилизованные социальные лифты в Украине «отперты». Что это значит? В мире царит культ образования и креатива, который обеспечивает не только статусный рост личности, но и изменение самой структуры общественных ценностей. В Украине же в роли социального лифта сегодня выступает «родо-племенная», сиречь клановая принадлежность. Другие критерии почти не имеют значения.

Преодоление мглы

Осложняет ситуацию и то, что украинскому цивилизационному дефолту максимально способствует Россия, которая почему-то представляет этот дефолт залогом собственного величия и процветания. Не замечая при этом, что и сама стоит на пороге такого же дефолта.

Самостоятельно избежать цивилизационного дефолта украинское общество уже не может. Проблема предохранителей упирается в ключевой вопрос: найдутся ли в Украине личности и структуры, которые осознают угрозу и найдут силы и возможность ее остановить? Может, стоит вспомнить опыт США, когда подобную угрозу в двадцатых годах прошлого века отвели интеллектуалы и здоровая часть государственного аппарата, возглавляемые президентом Франклином Рузвельтом?

Есть и другие образцы и модели выхода из ситуации. Например, немецкая модель 1930-х годов. Или русская 1917-го…
Перевод Никиты Скуратова

vlasti.net