У Мазурка есть патент с 7 пунктами совершенствования автоматов
Подозреваемый в расстреле охранников "Каравана" Ярослав Мазурок вместе с отцом Теодозием в 2001-м году получили патент на совершенствование автоматического стрелкового оружия.
В базе Укрпатента у него номер 42575. Их имена и фамилии указаны разделах "изобретатель" и "собственник". Адрес указан на столичной ул. Полковой, 55, где Мазурок проживает вместе с женой и дочерью.
В описании изобретения есть семь пунктов новизны — то, чем их оружие отличается от другого. Мазурки уточняют, что стрельба будет положительно сказываться на физиологических данных стрелка при осуществлении им большого количества выстрелов.
"С точки зрения новизны идей здесь есть реальные вещи, которые на известном и стандартном оружия не применялись. В описании есть дополнительное снаряжение дульным компенсатором, выполненным в виде наклонных пазов (по описанию Мазурков это уменьшит реакцию отдачи оружия — ред.) Обычное оружие совсем другого типа. Именно таких разработок нет, — объясняет Дмитрий Богданов, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения. — Вполне возможно, что это дешево в производстве и может дать какой-то эффект. Хотя может влиять на прочность ствола. Неизвестно сколько он выдержит выстрелов в таком виде. Необходимо делать серьезные расчеты и испытывать оружие физически, то есть стрелять. Видно, что не шарлатаны, пытались что-то сделать. Потому что есть мошенники, которые выбивают деньги под патенты или присваивают себе ученые степени. А это похоже на то, что делали сами и разбирались в том, что делают".
Другие пункты, по словам специалиста, не являются новыми решениями. Почти все принципы использовались и раньше.
Например, на советских пулеметах. Мушку, рукоятку, магазин, дуло и газоотводную трубку взяли из автомата Калашникова. Некоторые усовершенствования, придуманные Мазурками, вообще вредят.
"Эффективность проема ручки, которую они описывают, под вопросом. Ее закрыли целой пластиной. Сразу бросается в глаза, что у стрелка будет закрыто поле обзора. Он не видит, куда стреляет, пока не соединит ее с целью. Реально боец должен видеть не только цель, но и то, что вокруг. Если цель будет двигаться, ему будет очень сложно прицелиться", — говорит специалист.
Эксперт отмечает, что люди, которые сделали это изобретение, вероятнее всего экспериментировали с оружием.
"По патенту видно, что у них поверхностные знания на уровне любителей. Но длительное время занимались разработкой. Хотя настоящими разработчиками их назвать нельзя. Предполагаю, что работали с "железом" в подвальных условиях. Это "Самоделкины". Стоит обратить внимание на список литературы . Это обычные книжки-раскраски, написанные для широкой общественности. Не пользовались специальной литературой и техническим описанием, не погружались в технологию производства".
Богданов говорит, что патент — украинский. То есть, действителен только в пределах нашей страны.
"Также это декларативный патент. Это означает, что он ни к чему не обязывает. Когда его регистрируют, Министерство образования и науки и бывший департамент интеллектуальной собственности, не рассматривают содержание, а только форму. Грубо говоря, они обязаны его зарегистрировать, даже если содержит полную чушь, — рассказывает эксперт. — Даже если разработку внедрили в производство, автор выгоды не получает".
Мазурок мог обращаться в конструкторские бюро и Министерство обороны.
"Если такие люди приходили в Минобороны, их отправляли в КБ, разрабатывающий стрелковое оружие. Их два: одно в Киеве на Шулявке, другое в Харькове . Также есть в системе внутренних дел целое предприятие, которое разрабатывает оружие. Когда начинается процесс внедрения, то человека приглашают в штат. Но это все очень трудно. Даже есть такой анекдот — чтобы не делали, все равно получится Калашников".
Он добавляет, что разработка вооружений и военной техники подпадает под закон о лицензировании.
"Это касается только предприятий и юридических лиц. Кроме того, разработка патента и его регистрация не требует никаких разрешений в принципе. Даже диплом не нужен, чтобы заниматься этой деятельностью. Он мог спокойно сидеть дома, рисовать эти веселые картинки. Но в любом случае те, кто занимается этим, должны были заинтересоваться. Это системный прокол, потому что люди, которые занимаются оружием должны были попасть в поле зрения правоохранительных органов. Ранее эти патенты кто-то мониторил, изучал, получал за это зарплату. С одной стороны мог появиться самоучка, которого бы устроили на завод. А с другой — такой душевнобольной, как получилось на выходе. Его прохлопали, потому что в действительности мизерная часть людей в Украине занимается разработкой и патентованием в этой сфере", — отмечает эксперт.
По материалам compromat.ua